О чем рассказывает Ханукия

О чем рассказывает Ханукия

No Comments
Еврейские праздники дают нам широкие возможности использовать материалы изобразительного ряда. Ханука служит прекрасным подтверждением этого утверждения. Основная часть урока, связанного с Ханукой, в контексте визуального ряда, будет посвящена разговору о различных ханукальных светильниках - ханукиёт и в какой-то мере о ханукальных волчках - савивоним (дрейдл), т.е. о тех предметах, которые рассматриваются в некотором роде как предметы тесно и исключительно связанные с празднованием праздника Ханукка. Сюжет празднования Хануки популярен и для еврейской живописи, начиная со Средневековья и до наших дней. На примере рассмотрения одного светильника мы постараемся выработать определённые приёмы работы с визуальным рядом, методику, которая, при творческом отношении к предмету искусства, позволит дать максимальную информацию ученикам как о еврейской истории и традиции, так и о самом произведении искусства. ...
Читать далее...
Евреи и греки – конфликт или сотрудничество?

Евреи и греки – конфликт или сотрудничество?

No Comments
1. Война за право верить В Хануку мы зажигаем свечи в память о победе евреев над греками и о чуде, которое позволило сразу же после победы восстановить службу в Иерусалимском Храме. Сегодня модно объявлять войну Маккавеев чуть ли не "первой в истории национально-освободительной войной". Это, однако, совершенно не соответствует исторической истине. Евреи утратили государственную независимость еще до завоевания Израиля Александром Македонским и продолжали платить дань грекам довольно долгое время даже после победы в Хануку. Восстание началось из-за того, что греки решили искоренить приверженность евреев иудаизму и еврейскому Закону, эллинизировать ("осовременить") их страну - с чем евреи, сохранявшие верность традиции, никак не могли примириться. Иными словами, в этой войне евреи добивались прежде всего религиозных, а не чисто национальных целей. Маккавейские войны отчасти носили даже характер гражданских, ибо на стороне греков воевала также группа евреев, сторонников эллинистической культуры.   2. У отступников всегда есть "логично обоснованные" доводы ...
Читать далее...
Когда я приехал в Израиль…

Когда я приехал в Израиль…

No Comments
Когда я приехал в Израиль, я решил начать новую жизнь: жениться, получить высшее образование. Что касается образования - не то, что мне это было особенно нужно, но так принято. После 11 лет сидения в разных лагерях и тюрьмах я думал, чего удалось достичь еврейскому народу в борьбе за советское еврейство, а что еще предстоит сделать. Вот ведь все-таки из СССР выехало (к началу 80-х) около 300 000 евреев; возникло всемирное движение за свободу выезда. Тогда мне казалось, что моя роль (я ее никогда не преувеличивал) в этом деле закончилась. Но я был уверен, что кто-то более знающий, более понимающий, более влиятельный, чем я, обязательно продолжит. Но видно, покой нам только снится. Сказано в главе "Вайешев" про праотца нашего Яакова, что вернувшись от Лавана, он думал жить спокойно, но события ему подсказали, что ему не положено по его судьбе спокойствия. Ну, а то, что случилось с предками, происходит и с нами, и со мной тоже. И вот, через некоторое время после моего прибытия в Израиль мне стали звонить с большим упорством два человека - Сема Азарх и Юра Штерн (ныне член Кнессета). С телефонами тогда было трудно, портативных еще не было, и обычного у меня то же не было. Как они меня вызванивали - не знаю: заставали у кого-то в гостях. А я бегал в телефон-автомат, чтобы им отзвонить. И вот что оказалось. Эти два молодых человека - мои сверстники - приехали недавно (речь о том времени) из Москвы. В Москве они принадлежали к кругу так называемых "отказников" - евреев, которым Советская власть отказала в праве на выезд в Израиль. ...
Читать далее...
576

Недельная глава Бо: Принц Египта

No Comments
В те годы, когда пирамида советской власти дала трещину, но еще не обрушилась (1987-1989 в Марьиной роще, в старой деревянной синагоге, чудом уцелевшей почти в центре Москвы, стали появляться евреи... Кто заходил из любопытства, кто за компанию с друзьями, кто начинал искать самого себя, а кто – свои еврейские корни... Многие из них садились за длинный деревянный стол в углу большого зала, чтобы присоединиться к беседе на темы недельной главы Торы. Приходило много молодежи (хотя все еще можно было опасаться, что «засекут» и исключат из института или выгонят с работы, а потом посадят за тунеядство). Были и старики, которые застали еще николаевские времена, пережили три революции и две войны и плохо говорили по-русски, но из любопытства подсаживались к молодым. Заходило немало наших братьев и из кавказских республик. Они были похожи на большие корабли, уверенно прокладывающие свой путь на родину. ...
Читать далее...
559

Недельная глава Шмот: Страна фараонов

No Comments
Возникновение государства Египет связано с теми климатическими изменениями, которые имели место в период каменного века и привели к образованию пустынь и к переселению племен с равнин на территории, прилегающие к долине Нила. Это, по оценке ученых, произошло около 4000 года до этой эры. Историки говорят о начале использования металлов в Южном, или Верхнем Египте и формировании в это время самобытной египетской культуры. На берегах полноводного Нила сложились два государства: Верхний Египет (южный) и Нижний (северный). Цвет короны южных царей был белым (как бурные воды Нила, несущиеся по горным ущельям), а цвет короны северных царей – красным, как свет восходящего солнца. Около 3100 г. до э.э. южное царство завоевало северное, и они стали одним государством. Менес был первым царем объединенного государства. Последующие цари именовались царями двух государств и в своей короне сохраняли два цвета – белый и красный. Ивритское название «Мицраим» отражает этот исторический факт: мецар означает на иврите «узкий проход». По всей видимости, "узость" в названии страны появляется из-за того, что все города и все население были сосредоточены в узкой полосе возле Нила. До сего дня более 90 процентов населения Египта проживает на 3 % территории – возле основного источника воды. Таким образом, название Мицраим («два узких прохода») указывает на две схожие страны, превратившиеся в одну. Титул царей Паро происходит от названия дворца властителей Египта (Пар О – большой дом). Царь считался сыном богов и представителем Озириса, божества и властителя потустороннего мира, на земле. Хронология древнего Египта ...
Читать далее...
561

Праведник и свобода выбора

No Comments
  - Свобода выбора – основное свойство человека. Но, допустим, какое-то хорошее правило поведения или положительные качества характера стали для меня столь естественными, что я уже не должен раздумывать над тем, как поступить, и свободен от того, чтобы перебирать разные варианты поступков – мои намерения автоматически ведут меня по правильной дороге, и я совершаю правильное действие.   Получается, что я утратил свободу выбора. Следует ли из этого, что я утратил возможность служения Всевышнему? Ведь служение – это когда человек борется со злом в себе и сознательно, а не по привычке направляет свои усилия на добрые и хорошие дела. Представим себе также человека, который раскаялся в своих плохих делах и при этом чувствует облегчение, удовольствие и великую радость от приближения к святости. Если он сразу отбросил свое прошлое и не должен все время бороться с тем дурным, что укоренилось в нем, не проигрывает ли он по сравнению с тем человеком, который проявляет силу характера, преодолевая с большим трудом свои дурные наклонности? Шломо Радуцкий, Москва ...
Читать далее...
568

Недельная глава Ваэра: Третьего не дано

No Comments
Змей или тфилин: третьего не дано Корону фараона украшал золотой змей, поднимавшийся вверх, немного изогнувшись и подавшись вперед. Это изображение столь неприятного для людей пресмыкающегося находилось посередине лба в самой верхней его части. Левое плечо фараона также было украшено браслетом в форме змея – и он оказывался против сердца. Нетрудно заметить параллель: туда, где у египетского правителя находилось украшение в виде змеи, сыны Израиля надевают на голову и навязывают на руку тфилин - кожаные футляры с пергаментом, на котором записаны отрывки из Торы с именами Всевышнего. И они служат украшением для еврея, как сказано: "И навяжи их как знак на руку твою, и да будут они украшением между глазами твоими". И это не случайно, так как Тора и ее заповеди - это абсолютное отрицание основ и принципов египетской культуры, включая аспекты, которые относятся к построению общества и его законам, и представления о природе человека и его отношениях с окружающей средой, которые были распространены в Египте. Египтяне, как и весь древний мир, считали природу сильнее человека и обожествляли ее. Поэтому, когда фараон хотел приписать себе сверхъестественные свойства, он называл себя "великим змеем". Змей на короне фараона и на его руке означал, что он – правитель всего мира – обладает сверхчеловеческими силами, характерными для змея, который повелевает и разумом людей, и их сердцами, требует поклонения и исполнения своей воли. Тфилин на голове и руки еврея служат символом того, что у него есть прямая связь с Б-гом, которая дает ему необычные мыслительные способности, позволяющие его разуму вырваться из-под власти представлений, навязанных материальным миром, и подняться в область чисто духовных сфер. Эти способности также делают его сердце чувствительным и восприимчивым и наполняют его любовью, в отличие от сердец животных или людей, порабощенных своими животными инстинктами. И не случайно Моше было сказано бросить перед фараоном сухую трость, которая тут же превратилась в змею, а потом вновь стала палкой, когда он протянул свою руку и схватил ее. Это должно было убедить фараона, что человек сильнее природы и самые опасные из ее потенциалов находятся в его руке - только нужно захотеть справиться с ними, а не предоставлять им свободу. Каждый может преодолеть животное начало, возвыситься над силами, скрытыми в материи и оказывающими влияние на его разум и сердце, и достичь высокой духовности. Все древние народы поклонялись тому, что их окружало: звездам, деревьям, травам, камням, ветрам – всему, что вне человека. И только потомки Яакова свято верили, что именно человека сделал Б-г по Своему образу и подобию, а не камни и не животных. А это означает, что только человек обладает Б-жественным свойством – способностью освободиться от власти природы, которая пугает его своей мощью и загадочностью. Тора дает указание человеку: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и покорите ее" (Берешит, 1:28). Современное идолопоклонство Новое время, освободив человека от лжерелигий, не смогло ничего дать взамен и оставило его один на один со своим сознанием. И психология – новая наука, занявшаяся всесторонним исследованием человека, пришла к старому выводу: инстинкт управляет человеком, и не следует противостоять ему, так как неспособность реализовать свои природные желания порождает комплексы и вредит здоровью. Чтобы быть счастливым, нужно следовать велениям инстинкта. Чем это положение отличается от представлений о власти змеи над человеком? Веру в Высшее начало – Творца – психология также отнесла к разряду комплексов, развитых у человека родителями и обществом. ...
Читать далее...
556

Стоит ли нам праздновать Новый год?

No Comments
В связи с приближающимся новым годом у меня возник вопрос. Многие еврейские духовные лидеры выступают против празднования этого праздника. Я могу понять их доводы о праздовании нового года, но, к сожалению, мне непонятно: как можно в современном мире практически пользоваться еврейским календарём?    Я позволю себе привести ещё один довод, не высказанный в вышеупомянутом ответе. Я имею в виду национальное достоинство. Тяжело говорить об оном в наш век, когда границы между государствами и народами стираются, и не только проблематичное «достоинство», но и безобидная «самобытность» с трудом находят себе место в культуре «всемирного гражданства».  ...
Читать далее...
552

Память об Иерусалимском Храме

No Comments
   Долгие столетия не терял наш народ верности Храму. Храм – центр еврейского духа. Храм – центр еврейской веры. Храм – центр еврейской истории. Храм – центр служения Творцу. Но всё это в прошлом.        После своего разрушения Храм превратился лишь в центр еврейской памяти. Заходя в пещеру, привязываешь нитку у входа – дабы найти дорогу назад, не потеряться. Уходя в бесконечное изгнание, еврейский народ связал себя с памятью о Храме и тем самым обеспечил своё возвращение. Как далеко бы мы ни удалялись от своей Страны, каким бы запутанным не казался наш путь в никуда, как бы ни уменьшались наши шансы на возвращение – привязанная к каждому еврейскому сердцу нить памяти о Храме напоминала, что есть путь назад.      Наш путь есть парадокс. Мы двигаемся вперёд, мечтая о возвращении, и наоборот – возвращаемся к былому величию, неустанно двигаясь вперёд. Наше порой кажущееся бесконечным изгнание – не пещера, а туннель. Туннель, пройдя сквозь который долгим тернистым путем, мы выйдем на том же месте, но уже другими. Нить памяти о Храме, вплетённая в наши сердца, позволяет, идя вперёд, обеспечить себе возвращение назад. Назад – к престолу Царя.    Свершилось! Мы увидили свет в конце туннеля. Мы выбрались. Мы снова дома. Осталось несколько десятков шагов – и ночь изгнания окажется позади. Мы уже видим свет избавления своими глазами. ...
Читать далее...
550

Тьма над святым городом

No Comments
Сказано, что когда в 245 г. до н. э. 70 мудрецов закончили перевод Торы на греческий язык, который они выполнили по приказу Птолемея Второго, Йерушалаим на три дня накрыла тьма. Каждый раз, когда на какой-нибудь лекции я начинаю рассказ об исчезновении света в Йерушалаиме, чувство вины охватывает меня. Мне представляется, что я стою перед экзаменационной комиссией остепененных (обладающих научными степенями) мужей: историками и физиками. Их много, и все они смотрят на меня сожалеюще и укоризненно. "А, - говорят они, - молодой человек, этого не могло быть, так как в тот год не было солнечных затмений". ...
Читать далее...