Евреи и греки – конфликт или сотрудничество?

Евреи и греки – конфликт или сотрудничество?

January 19, 2004 Автор: д-р Пинхас Полонский - No Comments

1. Война за право верить

В Хануку мы зажигаем свечи в память о победе евреев над греками и о чуде, которое позволило сразу же после победы восстановить службу в Иерусалимском Храме. Сегодня модно объявлять войну Маккавеев чуть ли не "первой в истории национально-освободительной войной". Это, однако, совершенно не соответствует исторической истине. Евреи утратили государственную независимость еще до завоевания Израиля Александром Македонским и продолжали платить дань грекам довольно долгое время даже после победы в Хануку. Восстание началось из-за того, что греки решили искоренить приверженность евреев иудаизму и еврейскому Закону, эллинизировать ("осовременить") их страну – с чем евреи, сохранявшие верность традиции, никак не могли примириться. Иными словами, в этой войне евреи добивались прежде всего религиозных, а не чисто национальных целей. Маккавейские войны отчасти носили даже характер гражданских, ибо на стороне греков воевала также группа евреев, сторонников эллинистической культуры.

 

2. У отступников всегда есть "логично обоснованные" доводы

Важно отметить, что евреи-эллинисты еще до восстания, в течение почти полувека, являлись (под защитой иностранных войск) проводниками греческого влияния в среде своего народа; они строили гимнасии и устраивали оргии, поклонялись греческим богам и высмеивали как "безнадежных ретроградов" тех, кто продолжал следовать еврейской традиции.

Разумеется, свои действия эллинисты умели хорошо обосновать теоретически. Они утверждали, что принятие греческих норм жизни откроет евреям путь в "семью народов мира"; что греческая цивилизация более прогрессивна и для евреев же будет лучше, если они станут частью эллинистической культуры – культуры "национальной" по форме и "всечеловеческой" по содержанию, объединявшей весь окрестный мир, дававшей своим последователям чувство "гражданина вселенной" и являвшейся для них "высшим достижением прогресса и цивилизации". Сторонники Маккавеев представлялись им фанатиками и мракобесами, которые выступают против "принятой во всем мире" цивилизации. И действительно – все народы и местные религии приняли эллинизм; только "возомнивший о себе" иудаизм отказывался "модернизироваться" (поскольку еврейский монотеизм совершенно несовместим с греческим гуманизмом).

 

3. Реформировать-дополнять или реформировать-уничтожать?

Проблема эллинистов была совсем не в том, что их взгляды отличались от взглядов ортодоксального иудаизма. В еврейской истории, особенно в период Второго Храма, было множество движений и сект, но конфликт ни с кем из них не перерос в военные столкновения. Проблема заключалась в ином: вместо того чтобы добавлять новые элементы к еврейской жизни, оставаясь хотя бы в целом в рамках Закона и Традиции (что пытались сделать все остальные движения), эллинисты прилагали усилия к отказу от традиционных национальных принципов жизни, к замене их на якобы "общемировые" греческие. Ведущие деятели эллинистов были фанатиками прогресса, настолько уверенными в преимуществе современной культуры, что готовы были вести борьбу против "древних суеверий иудаизма" любыми методами, не останавливаясь в конце концов даже перед использованием чужеземных сил для подавления противника.

Этот центральный вопрос: следует ли, вводя в еврейскую жизнь современные элементы, все же оставить ее традиционную основу; или же следует уничтожить всю традиционную базу и основать жизнь на принципах гуманизма – оказался той критической точкой, где разошлись умеренные эллинисты, в конце концов объединившиеся с Маккавеями, и эллинисты крайние, вставшие в войне на сторону врага.

 

4. Если видеть корни предназначения, то можно избежать конфликтов

Война Маккавеев – пример конфликта еврейской и греческой культур. Но между ними совсем не обязательно должна вестись война, они прекрасно могут дополнять друг друга. Чтобы понять специфику каждого из этих начал – "еврейского" и "греческого", – мы должны обратиться к истоку расхождения их путей – к отношениям между двумя из трех сыновей Ноя, праотца человечества: Шема (Сима), предка евреев, и Яфета, предка греков. Благословляя своих детей, Ной сказал: "Благословен Г-сподь, Б-г Шема; пусть даст Б-г красоту и простор Яфету, и да обитает он в шатрах Шема" (Берешит, 9:26).

Культура Яфета связана с простором – территории, ума, созидания, – и с красотой. Это культура эстетическая, в которой "создания культуры" живут жизнью, отдельной от создателей. Греческая архитектура, музыка, живопись обладает ценностью независимой от того, морально ли поступали в жизни авторы всех этих произведений. Культура же Шема – это "шатер", т.е. взаимоотношения между людьми, этика, культура диалога человека с Б-гом. Это культура Закона, который неотделим от общины, ему следующей. Вся ценность закона и моральных норм не в том, чтобы их провозгласить; но в том, чтобы воспитать народ, который действительно осуществит эти принципы в своей жизни.

 

5. Два столпа современной мировой культуры

Таким образом, Шем и Яфет – т.е. евреи и греки – должны были стать двумя столпами, на которых основывалась бы культура человечества. Сегодня, через четыре тысячи лет после благословения Ноаха, мы видим, насколько оно действительно реализовалось. В современной западной культуре почти вся эстетика восходит к греческим, а почти вся этика – к еврейским источникам. Эти две линии культуры человечества должны дополнять, но не пытаться подменять друг друга. Глупо, когда религия диктует искусству (настоящему искусству), как ему лучше выразить мир и человека. Столь же глупо, когда искусство начинает претендовать на отмену заповедей религии, на то, что "красота спасет мир", – в этом случае оно может лишь позолотить колесницу, которая увлечет человечество к падению в пропасть.