570

Картинки с выставки

No Comments
17 января посол Израиля в Швеции Цви Мазель  был приглашен на открытие выставки современного искусства. Оно было приурочено к началу Конференции по борьбе с геноцидом, организованной шведским правительством в Стокгольме. Посещение выставки обернулось скандалом: посол выдернул шнур, через который поступало электропитание к одному из экспонатов, а затем повредил это "произведение искусства". Но прежде чем обвинять посла Израиля в варварстве, нужно представить себе вышеупомянутое произведение, названное автором "Белоснежка и безумие правды". "Шедевр современного искусства" представляет из себя бассейн размером в 4 квадратных метра с кровью (ненастоящей), по которому плавает кораблик с фотографией вместо паруса. С фотографии очень умиротворенно смотрит Хаджи Джарадат - молодая арабская женщина, 4 октября прошлого года взорвавшая себя в ресторане "Максим" в Хайфе и унесшая жизнь 21 человека. После инцидента посол был вызван в МИД Швеции, где ему было высказано порицание. Однако на следующий день глава правительства Израиля Ариэль Шарон поддержал посла Цви Мазеля, сказав, что следует различать между искусством и провокацией.   Какую "правду" имел в виду Дрор Файлер, шведский художник, израильтянин, отказавшийся от своего гражданства, автор лужи с корабликом? Он, конечно, воспевал мужество и самопожертвование "палестинцев", идущих на смерть во имя обретения родины, прекращения "оккупации", во имя мести за "невинно убиенных арабских детей". ...
Читать далее...
585

Недельная глава Итро: Когда произошло дарование Торы?

No Comments
Дарование Торы…  С горы Синай прозвучал голос Всевышнего - и сыны Израиля услышали десять заповедей. Но не выдержав, бросились бежать. Потом, по их просьбе, Моше поднялся на гору и говорил с Б-гом. Он пробыл на горе Синай без еды и питья сорок дней и начал спускаться с переданными ему в руки сапфировыми камнями, на которых были начертаны десять заповедей. У подножия горы Синай, увидев, что народ сделал золотого тельца, Моше разбил скрижали. Уничтожив идола и наказав виновных, он поднялся на гору второй раз и еще через сорок дней принес вторые скрижали. Вместе с ними он принес повеление построить переносной Храм. Когда строительство было завершено, Всевышний призвал Моше под полог Шатра Собрания и там на протяжении сорока лет блуждания диктовал ему текст Торы так, что голос был не только слышен, но и превращался в видимые глазом буквы из черного огня. Так что же называется Дарованием Торы? Десять заповедей, прозвучавшие с горы Синай? Первые скрижали, вторые скрижали – или, быть может, то, что продиктовано в Мишкане? В момент звучания голоса гора Синай начала дымиться - материя утрачивала свою силу: способность скрывать от человека единый источник всего сущего. Но когда разнообразие и множество форм перестают довлеть над духовной структурой мира, меняется восприятие человека. Он перестает рассматривать все окружающее как бессмысленное, неупорядоченное множество случайностей. Любое проявление порядка, восстановление связей, выявление общей сути разных аспектов уменьшает ту силу скрытия, которой обладает материя, и приближает к ощущению единого Творца. Постепенное растворение перегородки, отделяющей человека от духовного мира, где присутствие Творца очевидно, называется "рассказ", "речь", потому что различные детали начинают складываться в единую картину, подобно отдельным словам, из которых составляется предложения. По мере того, как человек осознает упорядоченность всего сущего, энтропия и аморфность материи уменьшаются, что делает ее прозрачней для света, который всегда непосредственно связан с Источником и без него не существует. Есть три основных языка, на которых говорит Всевышний, раскрывая человеку единство всего сущего: олам, шана, нефеш – "пространство", "время", "душа человека". ...
Читать далее...
580

Недельная глава Бешалах: Короткий путь

No Comments
            "И было, когда Паро отпустил народ, Б-г не повел их по дороге через землю Плиштим, ибо коротка она; потому что Б-г сказал: может быть, народ передумает при виде войны и возвратится в Египет…" (Шмот, 13:17). Не повел – но хотел повести. Иначе зачем бы Тора упоминала об этом? ...
Читать далее...
569

Утренняя молитва

No Comments
   Когда я приехал в Израиль, мне было уже за тридцать. Но все же мне удалось осуществить свою мечту и служить в Армии Обороны Израиля в качестве резервиста.   В один из военных сборов наша рота была направлена в тренировочный центр Бейт Говрин, для того чтобы отработать тактику боя на застроенной местности. Утром нас подняли очень рано, в 4:30, с целью как можно эффективнее использовать светлую часть дня. Я быстро перелистал «Справочник молодого бойца». Как я и думал, до восхода солнца оставалось более получаса.  Обычно, читая стихи, мало обращаешь внимания на смысл слов «восход» и «рассвет». Только начав изучать законы Торы, я понял, что это не просто поэтические метафоры, а понятия, имеющие непосредственное отношение к времени утренней молитвы еврея.   Ведь «рассвет» - это самое-самое начало дня, когда восток только начинает светлеть, а «восход» - это появление солнца над линией горизонта, и этот момент является началом времени молитвы. Именно об этом говорил царь Давид: «...предстань перед Ним с восходом солнца». ...
Читать далее...
565

Из книги “Чаша бытия”

No Comments
    Ако быши чадо, годков семи-восьми, я потихоньку выскользнул из окошка нашего маленького дома, одного из череды тех жалких лачуг, что тесно жмутся друг к другу, прячась за переулками старого Яффо. Это было назавтра после великого дня - Йом Кипура. В меньшей из двух комнат, составлявших наше жилище, сосредоточенно и увлеченно учил Тору мой отец. В другой комнате моя мать из последних сил пыталась своим утомленным голосом заставить шевелиться изрядно серые извилины мозга нерадивого ученика.    Меня же тянуло к себе море. Его дикий пустынный берег, густо усеянный острыми скалами. Сидя на влажном валуне, я в замешательстве наблюдал за тем, как волны разбиваются в брызги о прибрежные камни. Волна угрожающе дыбится и... беспомощно размазавшись о берег, торопливо освобождает место своей следующей сестре. Та в свою очередь пытает свое счастье. Но им не устрашить валун, который уверенно стоит там, где ему определил стоять Творец. На посту навек.     Я переживал редкие минуты душевного покоя, которые в том стесненном положении, в котором была наша семья, в той жестокой, беспощадной войне, которую вело с нами сизифово бытие, были благодатной передышкой. Это было бегство ради встречи с могучими силами природы, настоящими солдатами Творца. ...
Читать далее...
564

Машиах придет сегодня

No Comments
  Интересно, в какой степени евреи в Израиле живут в сфере еврейских интересов? А может быть, здешние евреи – просто среднестатистические европейские граждане начала 21 века?  В качестве ответа на вопрос мне хочется рассказать о произошедшем со мной случае. Я проходил мимо иерусалимского Главпочтамта. У входа сидел охранник, а рядом с ним стоял, как это водится (в нарушение инструкции), его товарищ, чтобы в болтовне скоротать время. - Эй, дати , - окликнул меня охранник. – Ну-ка скажи, когда придет Машиах?  В его вопросе звучала насмешка. Знаю я этих иерусалимских острословов. Зацепятся – не обойдешь. Но ведь это вопрос принципиальный. Разве можно сказать «не знаю»?  Согласно 13 принципам веры, выведенным Рамбамом, я обязан верить, что спаситель еврейского народа должен прийти с минуты на минуту. Выхода нет, и несмотря на ожидаемый град насмешек («Да какой там Машиах... Посмотри, что творится вокруг... Ты что - с неба свалился?..), я ответил как положено: - Сегодня. Сегодня придет. ...
Читать далее...
Законы ханукальных свечей

Законы ханукальных свечей

No Comments
1. Смысл заповеди зажигания ханукальных свечей заключается в том, чтобы поведать о чуде. Но само понятие "поведать о чуде" отличается от обычного представления о передаче информации с целью рассказать о чудесных событиях тем, кто о них не знает. По закону, даже человек, попавший на необитаемый остров, должен зажечь ханукальную свечу. Это объясняется тем, что рассказ ведется на уровне, не допускающем словесного описания. Главным в борьбе с сирийскими захватчиками оказалось не военное превосходство, а способность возродить духовную чистоту еврейского народа. Поэтому и основным действием праздника стало зажигание свечи, свидетельствующее о том, что каждый еврейский дом обладает святостью и хранит в себе духовный свет. Действия, производимые с намерением раскрыть необычные силы, которые даются евреям в эти дни, воздействуют непосредственно на душу человека. И, с точки зрения закона, "поведать о чуде" нужно не только окружающим, но и собственной душе - позволить ей воспринять потоки духовного света этих дней. ...
Читать далее...
Ханукальный лексикон

Ханукальный лексикон

No Comments
Чужой земли мы не брали, над чужим имением не господствовали, но наследие наших отцов, неправедно отобранное у нас некогда, ...
Читать далее...
О Хануке

О Хануке

No Comments
Храмовая Менора и ханукальный светильник Главная заповедь праздника Ханука - свет свечи. Горение превращает материальные, осязаемые поленья, куски угля, оливковое масло, фитиль в языки пламени, рвущиеся вверх, материя обращается в дух. ...
Читать далее...
Пути истории

Пути истории

No Comments
Сила еврейского народа - высокая духовность, которая оказывает влияние на те страны, куда попадают в изгнание сыны Израиля. Она незаметно оказывает влияние на весь мир и действует все то время, когда возвышается Храм, и все то время, когда он лежит в руинах. Несмотря на то, что народы мира неспособны усвоить учение сынов Израиля, прозвучавшее с горы Синай, и, познакомившись с ним, принимают его лишь в искаженной форме, подобной христианству или исламу, на протяжении долгих лет оно все равно постепенно оказывает на них положительное влияние, выводит из состояния варваров, приносящих человеческие жертвы и живущих суевериями, и превращает в развитых современных людей. Этот процесс начался с исхода из Египта, когда пала и самая мощная держава, и ее боги (правда, тогда проявление Б-жественного присутствия, раскрывающегося через сынов Израиля, было явным, в отличие от последующих изгнаний, когда оно действовало через еврейский народ скрыто). Тора и сам исход из Египта способствовали тому, что мир постепенно отказался от рабства и рабовладельческие государства уступили место более развитым формациям. Тора дала человечеству идеи уважения к каждой человеческой жизни, неизвестные ни в Спарте, ни в Афинах, что превратило государство из самоцели (как это представляли и Платон и Аристотель) в структуру, призванную заботиться о частном человеке. Идеи Торы о равенстве всех членов общества сыграли немаловажную роль в судьбе европейских государств и при смене одних формаций другими. Те, кто распространяет идеи уважения к человеку и борется за его права, черпает свои силы из Торы (пусть и в извращенном народами мира виде). Постоянное влияние еврейского народа на человечество, постепенно приближающее людей к пониманию истинных ценностей, недостаточно, чтобы искоренить дурное начало людей, самым страшным проявлением которого являются войны, время от времени охватывающие весь мир. Но и в те периоды, когда накопленные разрушительные силы ищут свой выход в кровавых бойнях, поступательное движение, приближающее человечество к состоянию покоя и гармонии, не прекращается, а, может быть, становится даже более интенсивным, и "мастера", готовящие раскрытие духовной составляющей, господствующей над грубой материей, обретают новые силы. Об этом писал Рав Кук: "Все народы развиваются и раскрывают свои потенциалы в процессе их естественного движения (которое - не зависимо от их желания - приближает весь мир к намеченной цели). Войны раскрывают особые сущностные стороны каждого народа настолько, что он утрачивает прежние, не характерные для него, формы своего существования и раскрывает во всей силе свой национальный характер в каждом частном проявлении своей жизни. Израиль - зеркало, отражающее то, что является общим для всех народов мира. И все то время, пока в мире существует народ, не раскрывший свои потенциалы до конца и не проявивший их во всех своих делах, отражение в зеркале, которым является общество Израиля, остается неполным. Поэтому когда империи сталкиваются друг с другом, раскрываются особые потенциалы народов и находят свое выражение в новых формах их существования, что приближает их к тому времени, когда мир достигнет совершенства. И тогда Израиль сам собой обретает новые силы, дополняющие его и делающие более цельным, и еврейский народ преисполняется надеждами на скорый приход Машиаха" (Орот, Мильхама 6). ...
Читать далее...