Пятнадцатый день месяца Шват

Пятнадцатый день месяца Шват

No Comments
Наступающий Шабат – особая дата в еврейском календаре: Ту би-Шват - пятнадцатое число месяца Шват, новый год для плодов деревьев. Если завязь на ветвях появилась после 15-го Швата, плоды относятся к урожаю следующего года, и тогда трума ("приношение") для коэнов, а также десятая часть для левитов и для бедных отделяются от этих плодов в счет следующего года. Обычай отмечать этот полупраздничный день был введен нашими мудрецами с целью укрепить в нас надежду на то, что когда-нибудь вся Земля Израиля превратится в цветущий сад, орошаемый потоком, вытекающим из Храма, как сказано: "И вот вода вытекает из-под порога Дома к востоку, потому что Дом обращен на восток. (...) И сказал мне: "Воды эти текут в восточный край, и спустятся они к Араве, и войдут в Мертвое море, и исцелятся воды. И будет: все живые существа, которые кишат там, куда приходят потоки эти, живы будут, и будет рыбы весьма много, потому что придут туда воды эти, и исцелятся, и все живо будет там, куда придет поток этот" (Йехезкель, 47:1-10). В этот день принято не только есть фрукты, произнося благословение Всевышнему, но и говорить о достоинствах и святости Земли Израиля. Каждой страной управляет ангел, и только Землю Израиля Всевышний оставил себе. Он проверяет, оценивает и изменяет свое творение так, чтобы приблизить его к идеалу. Поэтому и сказано: "Ибо глаза Б-га, Всесильного твоего, непрестанно на ней (Земле Израиля) от начала года и до конца года" (Дварим, 11:12). Взгляд – это самая прямая и непосредственная связь. Творец не говорит и не отдает приказаний – Он смотрит. И если взгляд воспринимается сердцем, все слова становятся лишними ...
Читать далее...
Мои университеты

Мои университеты

No Comments
У каждой семьи своя история репатриации. В подавляющем большинстве случаев это не сиюминутное решение, а результат разрешения противоречия между реально существующим устоявшимся "прошлым" и, манящим неизвестностью и надеждой реализовать неосуществленные мечты "будущим". Прошлое представляется мне как конгломерат материальных и духовных ценностей, накопленных с годами жизни и во многом зависящих от окружающей среды. Будущее - с одной стороны, уверенность в том, что хорошо там, где нас нет; с другой стороны счастливая возможность покинуть общность "советский народ" и снова стать частью "своего" еврейского народа. Начать жить в соответствии с его традициями и дать возможность своим детям и внукам жить там, где они захотят и изучать то, что они захотят в соответствии с их склонностями и способностями. Известно, что родителей и место рождения не выбирают, однако через генетический код осуществляется связь ребенка с прошлыми поколениями. В результате в начале жизни каждый человек получает некоторый потенциал, являющийся концентрацией опыта прошлых поколений, который в последующие годы жизни часто определяет его поведение в ситуациях, требующих принятия решений для преодоления возникающих трудностей: материальных, духовных, моральных, этических, эстетических и др. и, в конечном счете, является базой формирования ноосферы, окутывающей жизнь любой семьи, в том числе и еврейской. Так обозримая история моих предков начинается с прадедушки, который в середине 19-го века был кантонистом. В армию его призвали из Мариуполя. После 25-ти лет службы он получил от государства небольшой надел земли на далеком Апшеронском полуострове (недалеко от г. Баку). Он открыл мастерскую по производству и ремонту различных видов повозок. Постепенно к нему переехали сначала младшие братья, а затем и родители. В 20-е годы 20-го века мой дед, знающий азербайджанский и русский языки продвинулся как инженер на строительстве нефтедобывающих предприятий. В 1927 году, будучи участником сионистской организации, он сделал попытку репатриации в Израиль, но не смог оставить нуждающуюся в его поддержке семью. В дальнейшем его пригласили, как специалиста, работать в Москву в министерство нефтяной промышленности. Во время 2-й мировой войны его семья была эвакуирована в г. Сарапул (недалеко от г. Пермь). В 1943 году мой отец поступил учиться в престижный Свердловский горный институт. История предков мужа другая. Семья его отца до 20-х годов 20-го века жила в местечке Смолевичи в Белоруссии, там, где проходила черта оседлости. После послаблений в области коммерции (во время НЭПа) начались репрессии и семья вынуждена была переехать жить к родственникам в город Казань. В начале 30-х годов старший из братьев (всего 8 братьев и сестер) поступил на химический факультет Уральского политехнического института в г. Свердловске, а к 1938-му году уже вся семья перебралась жить в этом город. В результате я и мой муж родились в г. Свердловске. В 1967 году на нашей свадьбе присутствовало, включая детей, более 100 человек евреев. Это была типичная еврейская семья, которая с уходом старшего поколения стремительно ассимилировала духовно. В то время в г. Свердловске не было ни одной синагоги, ни культурного центра, ни элементарной литературы по истории Еврейского народа и первую информацию об истории Евреев, как и многие другие, я получила из "Справочника атеиста". Смешная и грустная история произошла с моим отцом. После победы Евреев в войне 1967 года на одном из банкетов он обратился к знакомому Еврею со словами: "Ну что агрессор, мы победили!". Вместо ожидаемой реакции удовлетворенности и "предмета для обсуждения" он услышал слова неприятия и, в результате, несколько лет они не разговаривали. Тем не менее, были люди среди моих близких и знакомых, которые гордились своим еврейством, всегда стремились приумножить свои знания в области еврейской традиции, собирали информацию о государстве Израиль и пытались поделиться своими знаниями и убеждениями с другими. О трех наиболее ярких личностях, сыгравших ключевую роль в формировании моего еврейского самосознания, мне хочется рассказать. В первую очередь это мой отец - Янкелевич Моисей Давидович. Всю жизнь он собирал географическую и историческую литературу, чтобы через описания путешественников и исследователей соприкоснуться с еврейским духовным наследием. Так, в 1960-м году в период "Хрущевской оттепели" он приобрел уникальные книги: Марк Амусин "Рукописи мертвого моря" издательство АН СССР и К. Керам "Боги, гробницы, ученые" издательство "Иностранная литература"; в 1963 году - Моисей Беленький "Что такое Талмуд" издательство АН СССР. Эти книги и были моими "первыми университетами". Марк Борисович Хасдан - человек уникальных энциклопедических знаний. С ним я близко познакомилась в период нашей жизни в г. Норильске. Его квартира представляла собой библиотеку с историко-художественной тематикой, где особое место уделялось описанию различных произведений искусства на Библейские темы. Живя в Норильске, у него была материальная возможность приобретать книги, марки, репродукции картин и альбомы крупнейших музеев мира. Среди художественной литературы были выделены полки с книгами еврейских авторов от Шолом Алейхема до Фейхтвангера. Его отличало прекрасное знание хронологии Еврейской и мировой истории. Общение с Марком способствовало систематизации имеющихся знаний и появлению чувства гордости, что ты Еврей. Александр Яковлевич Гордон, окончивший физический факультет Киевского университета. После многих лет отказа он с семьей репатриировался в Израиль в 1979 году. Участник Ливанской войны 1982-1985 годов. В настоящее время профессор Хайфского Университета. Впервые мы познакомилась с ним в 1968 году, когда я с мужем приехали в Киев на несколько дней. Являясь родственником мужа по материнской линии, Саша любезно уступил нам свою квартиру на этот период, а сам переехал жить к маме. Саша был и остался убежденным сионистом. Всесторонне одаренный он писал прекрасные страстные стихи, в которых лейтмотивом проходила мысль о том, что: "Я живу здесь, а Родина моя в Израиле". В отличие от нас он читал много самиздатовской литературы, в том числе вышедшие к тому времени и запрещенные властями к публикации произведения А. Солженицына. По сути, он был диссидентом. Саша не скрывал свою любовь к Израилю, открыто гордился своим Еврейством и его выезд в 1979 году в Израиль был логическим завершением борьбы за это право. Немногочисленные встречи всегда оставляли чувство "хорошей" зависти. Это чувство сравнимо с тем, когда ты видишь работу "мастера" и понимаешь, что он умеет не только хорошо говорить, но и делать. Саша многие годы оставался для нас как бы "живым укором" нашей нерешительности. Он уезжал не в поиске материальных благ, а чисто по идеологическим соображениям. В итоге его влияние выразилось в том, что при сложившейся в России ситуации в конце 80-х годов, нам нетрудно было сделать свой выбор: к переезду в Израиль морально мы были уже давно подготовлены. Итак, в начале ноября 1990 года мы репатриировались в Израиль. Сняли квартиру в г. Хайфа, так как в этом городе жил Саша Гордон и мои родственники из Баку, приехавшие в Израиль в 1979 году. Я сразу попыталась найти ульпан с углубленным изучением истории, обычаев и традиций Еврейского народа. Это оказалось непросто по 2-м причинам: 1. Ульпанов, совмещающих преподавание иврита и иудаизма, в Хайфе было мало; 2. Запись в ульпаны производилась по месту жительства. Я вынуждена была обратиться со своей просьбой в Хайфское отделение Министерства Абсорбции. Там я познакомилась с удивительным человеком: Инной Лобовиковой - психологом, оказывающим психологическую помощь вновь прибывшим репатриантам. Со временем наши отношения переросли в дружеские, и мы поддерживаем их до сегодняшнего дня. Инна помогла мне устроиться в ульпан, открытый на базе религиозной школы "Навэ Йосэф", где я начала изучать иврит и пользоваться услугами школьной библиотеки, в которой были книги по интересующей меня тематике, как на иврите, так и на русском языках. В ульпан приглашались русскоговорящие преподаватели из ешив, которые рассказывали удивительные вещи о приближающемся празднике Ханука. Я поняла, что мое отношение к иудаизму, как к одному из традиционных религиозных учений, не выдерживает критики. Иудаизм - это что-то совсем другое, гораздо более углубленное и масштабное, чем я себе представляла. Во-первых - это колоссальное письменное наследие, начинающееся с 10-ти заповедей, написанных на Скрижалях Завета, и продолженное в ТАНАХе; во-вторых - это все, что связано с устной Торой и комментариями к ТАНАХу; в третьих: литургия - непосредственное обращение к Б-гу. Думая о будущем, я определила для себя 3-и важных положения: 1. Мы должны жить как традиционная еврейская семья: соблюдать шабат и кашрут; 2. Я хочу заниматься изучением иудаизма, углублять и расширять свои знания в области традиционных еврейских ценностей, определяющих ход истории еврейского народа; 3. Мне не интересна "светская" история Государства Израиль, как отражение объективной реальности, а интересно влияние заповедей, данных евреям Всевышним, на ход Еврейской истории, то есть Еврейская история, как функция от Еврейских традиций. Далее можно говорить о чудесах, которые рано или поздно происходят со всеми Евреями. В январе 1991 года началась война в Персидском заливе. Жизнь в стране замерла, занятия в ульпанах прекратились. Начался обстрел территории Израиля Иракскими "скадами". Несколько раз в день раздавались сирены, предупреждающие о летящих в сторону Израиля ракетах и необходимости соблюдать правила поведения, обеспечивающие безопасность в сложившейся ситуации. Не могу не отметить, что первым человеком, позвонившим через несколько секунд после начала 1-й сирены, была Инна-психолог. Она говорила, что нельзя замыкаться и все время ждать очередного сигнала тревоги, нужно продолжать жить в обычном повседневном ритме и выполнять все необходимые домашние дела. Также она рассказала о прочитанном в одной из русскоязычных газет объявлении, в котором говорилось, что при филиале Американского Университета "Туро-Колледж" в Иерусалиме открывается курс по изучению иудаизма, истории Еврейского народа, обычаев, традиций, праздников. После окончания курса предоставляется работа. На время учебы слушатели обеспечиваются жильем. Нужно написать заявление с просьбой о зачислении с указанием мотивации. Получившим приглашение, необходимо прибыть в назначенное время в Главный Раввинат в Иерусалим для собеседования. Она сохранила это объявление, так как посчитала, что оно должно заинтересовать меня. Получив приглашение, я с мужем поехали в Иерусалим. По результатам этой встречи мне хочется отметить следующее: 1. Собеседование проводили люди, имеющие облик глубоко верующих Евреев: кипа, нестриженая борода, свисающие цицит. Несмотря на такой "экзотический" вид их отличала удивительная интеллигентность и доброжелательность. В последствии они стали моими первыми учителями. Это были Йосэф Менделевич, Зеев Султанович и Зеев Мешков; 2. Приехавшие на собеседование абитуриенты представляли все районы Израиля: от Беер-шевы на юге до Хайфы и Крайот на севере. В основном это были люди, имеющие высшее историческое образование или "технари", ранее уже соприкоснувшиеся с изучением и распространением исторической и сионистской литературы в стране исхода (бывшем СССР). 3. После зачисления в заключительном слове будущий руководитель курса Йосэф Менделевич говорил о том, что главная задача курса - дать нам знания во всем диапазоне Еврейской истории: от "Адама" до событий сегодняшнего дня с целью передачи этих знаний вновь прибывшим репатриантам, чтобы облегчить и ускорить их абсорбцию. Это благородная и очень важная цель. Занятия проходили в здании бывшего Эфиопского посольства в самом центре Иерусалима: в 15-ти минутах ходьбы от Старого города и в 5-ти минутах ходьбы от Русского подворья. Жили мы вместе с девушками, приехавшими из Франции и Канады для углубленного изучения иудаизма в ешиве "Махон Мэир". Вокруг была напряженная атмосфера военного времени из-за необъявленной Ираком войны против Израиля. Часто раздавались сирены воздушной тревоги. В такой необычной атмосфере проходили наши занятия. Каждый лектор - кусочек "живой истории" современного Израиля: рав Йосэф Менделевия - участник "Ленинградского дела", связанного с попыткой угона самолета в Израиль в 1970 году, отбыл 10-ти летний срок в тюрьме; рав Зеев Султанович - главный преподаватель института "Мидраша Леумит"; рав Зеев Мешков - отказник, посвятивший многие годы жизни борьбе за право возвращения Евреев в Израиль; Элиэзер Шульман - написал потрясающую книгу "Последовательность событий в Библии", находясь многие годы в ссылке в г. Новокузнецке; Фрима Гурфинкель - первая женщина, сделавшая перевод комментария Раши к Торе на русском языке; Марк Кипнис - один из авторов "Краткой Еврейской Энциклопедии"; Юлий Эдельштейн - отсидевший в Российской тюрьме 3-и года за сионистские убеждения, ныне депутат кнесета и др. Все вышеперечисленное в совокупности явилось той основой, на которой сформировались мои знания и убеждения. Все последующие годы я старалась углубить и расширить свой кругозор, но никогда не изменяла своим убеждениям. После окончания курса я получила направление на преподавательскую работу в ульпан, где параллельно с изучением иврита вводилось преподавание "Истории и иудаизма": лекция продолжительностью 1,5 часа каждой группе один раз в неделю. Достаточно быстро стало ясно, чтобы удовлетворить интересы слушателей и объяснить материал с точки зрения исторической, научной и еврейской традиции на каждое базисное понятие иудаизма должна быть подготовлена отдельная лекция. Оказалось, что еврейская традиция может объяснить практически все, не противореча ни истории, ни науке. Чтобы дать материал с трех точек зрения одновременно, пришлось закончить несколько серьезных курсов, включая двухгодичный курс экскурсоводов в Хайфском Университете. В результате сформировались следующие темы: "Еврейская история", "История государства Израиль", "Еврейский календарь", "Кашрут, шабат, еврейская атрибутика и обряды", "Войны государства Израиль", "Возникновение религий, вышедших из иудаизма", "Города Израиля", "Проблема воды в древности и в наше время", "Иерусалим", "Храм", "Хеврон" и др. Аудитория за 12 лет работы была самая разная: от полного неприятия Израиля изначально до восторженного восприятия без всякой информации. Однако, когда люди видят, что ты вкладываешь в свою лекцию убежденность, уважение и душу - они это чувствуют и отзываются, пытаются понять другую точку зрения, открываются для восприятия новой информации, так как понимают, что в иудаизме есть все, кроме глупостей. Вместе с опытом пришла терпимость и понимание необходимости каждого человека; уважение к его взглядам, какими бы нелепыми они не казались. Это и есть духовный рост. За годы работы через меня прошли тысячи слушателей. Естественно, отношения складывались по-разному. Часто знакомства перерастали в дружбу и духовную близость. Я рада тому, что десятки моих слушателей заинтересовались, увлеклись и сейчас серьезно занимаются изучением иудаизма, многие из них прошли гиюр. Наибольшую гордость вызывает моя встреча в этом году с молодой 24-х летней девушкой, которая, будучи уроженкой Санкт-Петербурга, с 15-ти лет учится в Лондоне, делает там 1-ю ученую степень по курсу "Международные отношения" и собирается 2-ю ученую степень делать в Иерусалиме. После приезда в Израиль на два месяца, она стремительно "вошла" в иудаизм, а вернувшись в Лондон для продолжения учебы влилась в Еврейскую общину, встречала Рош а-Шана в соответствии с еврейской традицией, держала пост в Йом Кипур и продолжает учебу, находя также время и смысл в занятиях иудаизмом. От своих учителей я получила мощный толчок в том единственно правильном направлении, которое позволяет сосредоточиться на желании приблизиться к Творцу. Я стараюсь передать то же самое другим и когда вижу положительный результат, то понимаю - это тот же импульс, который расходится в душах людей, как круги от брошенного в воду камня. ...
Читать далее...
Почему праведные еврейские женщины прозвали Амана “злодеем”?

Почему праведные еврейские женщины прозвали Амана “злодеем”?

No Comments
Вот уже три тысячелетия, как праведные еврейские женщины пытаются найти компромисс между "праздником свободы" и "праздником уборки". К сожалению, оба праздника приходятся на один день - несмотря на то, что их суть полностью противоречит друг другу. Главная обязанность в праздник свободы - достигнуть ощущения полной свободы, независимости и покоя. Кстати, эта обязанность одинаково накладывается как на мужчин, так и на женщин. В то время как главная заповедь праздника уборки - не оставить ни одной пылинки на всем пространстве дома, навести порядок в кладовке, к которой не прикасались с последнего Песаха, начистить домашнее серебро, а иногда и покрасить стены в доме, - традиционно считается обязанностью женщин. Почти как зажигание субботних свечей: мужчина может делать, но не делает. Это и является причиной того, что праведные еврейские женщины сидят за пасхальным столом в полуобморочном состоянии. ...
Читать далее...
Благословение невесты

Благословение невесты

No Comments
Господь, наделяющий одиноких домом! И сказал Всесильный: «Создадим человека по образу и подобию нашему». И сотворил Всесильный человека по образу своему, по образу Всесильного сотворил его. И переустроил Бог Всесильный ребро, которое Он взял у человека, в жену, и привел ее к человеку. И благословил их Всесильный: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». Ты – Бог Всесильный, Бог великий, могущественный и грозный. Ты создал небеса и землю. Ты творец человека, и Ты вдохнул в него дыхание жизни и душу. И Ты сотворил мужа и жену, и написал в них Свое Святое Имя «йуд» в муже (йиш) и «hэй» в жене (иша), дабы научить их: если удостоятся – Божественное Присутствие будет с ними. ...
Читать далее...
Дожди

Дожди

No Comments
Дожди представляются нам природным явлением, а не чем-то предназначенным свыше для блага людей. Это ощущение укрепляется тем, что живительная влага может проливаться в пустыне, где нет людей и где она не приносит никакой пользы. Но Тора (Дварим, 11:14) утверждает, что выпадение дождей напрямую связано с поведением людей: "И вот, если послушаетесь заповедей моих, которые Я заповедую вам ныне, чтобы любить Б-га, Всесильного вашего, и служить Ему всем сердцем вашим и всей душой вашей, - то дам Я дождь земле вашей вовремя, ранний и поздний, и соберешь ты зерно твое, и вино твое, и масло твое". Моше, готовя сыновей Израиля к жизни в святой Земле, разъяснял им (Дварим, 11:10-11): "Ибо земля, в которую вступаешь ты, чтоб овладеть ею - не как земля египетская она, из которой вы вышли, где ты, посеяв семена свои, поливал ее с помощью ног твоих, как огород. Но земля, в которую вы приходите, чтоб овладеть ею - это земля гор и долин, от дождя небесного пьет она воду". Тора также напрямую предупредила, что нарушение завета приведет к засухе, которая повлечет за собой и другие беды, и сыновья Израиля в конце концов вынуждены будут покинуть землю (Дварим, 11:16-18): "Берегитесь, чтобы не соблазнилось сердце ваше, чтобы не совратились вы и не стали служить богам чужим, и не поклонялись им; И возгорится гнев Б-га на вас, и затворит Он небеса, и не будет дождя, и земля не даст плодов своих, и вы скоро пропадете с этой хорошей земли, которую Б-г дает вам..." Наши мудрецы считали дождь непосредственным проявлением Божественного провидения, управляющего миром: "Три ключа в руках Пресвятого, Благословен Он, которые никогда не передаются в руку посланцев (ангелов): ключ от дождей, ключ разрешения родов и ключ к воскрешению из мертвых" (Таанит, 2а). ...
Читать далее...
Седер Ту би-Шват

Седер Ту би-Шват

No Comments
Наливают первый бокал "А вы, горы Израиля, ветви свои дадите и плоды свои вознесете народу Моему Израилю, ибо скоро придут они. Ибо вовт Я к вам возвращаюсь, и будете вы возделаны и засеяны… И умножу на вас людей и скот, и они будут плодиться и размножаться, и заселю вас как прежде" (Йехезкэль, 36:8). ...
Читать далее...
Трепет

Трепет

No Comments
"А теперь Израиль, чего Бог Всесильный Твой требует от тебя? Того только чтобы трепетать перед Богом Всесильным Твоим, чтобы следовать всем путям Его и чтобы любить Его и чтобы служить Богу Всесильному твоему всем сердцем твоим и всею душою. Чтобы соблюдать заповеди Бога и уставы Его, которые я заповедую тебе ныне для твоего же блага" (Дварим 10:12). Сказано: " чего Бог Всесильный Твой требует от тебя? Того только чтобы трепетать..." А дальше следует целый список повелений, для исполнения которых не хватит всей жизни человека - "и следовать, всем путям Его, и любить Его, и чтобы служить..." Можно ли сказать "только", а затем взвалить на плечи людей тяжелый груз? Ответ простой: если есть трепет, человек не сможет жить без стремления быть подобным Творцу, исполнять заповеди, любить Его... Всевышний просит только трепета, а все остальное приходит само собой к тому кто трепещет перед Ним. Так что же такое трепет? В соответствии с книгой Зоар трепет - первая заповедь. "Берешит - вначале" - в этом слове есть намек на первую заповедь, предшествующую всем остальным и называется она "трепет перед Богом", потому что о трепете говорится как о начале всего: "начало мудрости - трепет перед Богом" (Мишлей), "трепет перед Богом - начало сознания" (Тегилим). Поскольку трепет - начало всего, он является воротами, через которые проходят, поднимаясь к вере" (Акдамт Сефер аЗоар, 189). С точки зрения Торы человек не имеющий четкой веры в Бога не может исполнить заповеди: приказ Царя не может исполнить тот, кто не признает Его существование. Начав описание всех 613 заповедей Торы, Рамбам поставил на первое место "заповедь знать, что есть Первопричина, которая не зависит от всего, что сотворено и если все сотворенное исчезнет она останется неизменной" (Сефер аМада, глава 1). Наблюдая за оркужающим человек должен прийти к очевидному выводу, что все имеет свою причину, а следовательно есть и первопричина благодаря которой возник мир. Таким образом для Рамбама существование Творца - предмет знания, а вера требуется там, где начинается разговор о Его свойствах: о единстве, которому нет равного и подобного, о Всемогуществе, о Его способности говорить с человеком и передать ему закон. Логика Рамбама понятна: простое знание о существовании Творца - очевидно и предшествует заповеди веры. Вера в единство Творца и Его всемогущество предшествует всем остальным заповедям. Испытывать трепет перед Творцом, неограниченным в своих возможностях и непостижимым по Рамбаму - это четвертая заповедь Торы. Так как же Зоар называет "трепет" заповедью предшествущей вере и воротами, ведущими к ней? Перед кем трепещит, тот, кто не верит? И что может привести к вере, если человек не обрел ее в детстве или если не пришел к ней в результате логических выводов или жизненного опыта? Для того, чтобы понять логику книги Зоар, необходимо задаться вопросом: что же такое трепет с точки зрения Мудрецов, составивших этот труд? Для Зоар трепет - это инстинкт, с которым рождается каждый человек. Прежде чем ребенок осознает, что есть Творец он уже живет с чувством того, что есть Кто-то Непостижимый, постоянно находящийся рядом с ним. Это живое ощущение Творца душою, являющейся Его частью приводит человека к вере в единство и всемогущество Б-га. Для Зоар заповедь трепетать перед Творцом - это повеление не препятствовать росту этого естественного чувства, а дать ему развиваться. Не подавляй естественное ощущение повсеместного присутствия Бога, а все остальное придет само собой - и любовь к Нему и стремление исполнять Его заповеди и приближаться к Нему и быть похожим на Него во всем. "Сказал Рабби Ханина: все в руках Небес кроме трепета перед небесами" (Брахот 33:2) Не задавишь в себе естественное чувство - и Он поведет тебя по пути служения и приближения к Нему, а в близости к Богу благо. Если кто-то утратит способность действовать, подчиняясь "инстинкту души" - все его старания будут напрасны: хорошее и светлое не придет в мир, потому что трепет - живое чувство Бога -начало всего. Без него нет начала. Заповеди перестают быть повелениями Творца в тот момент, когда они становятся привычными действиями, подражанием окружающим или предыдущим поколениям даже , если у человека есть вера в существование Бога. Такова позиция книги Зоар, поставившей трепет прежде веры. ...
Читать далее...
588

Недельная глава Итро: У подножия горы

No Comments
Подробное описание стояния у горы Синай фактически является рассказом о напряженной борьбе между двумя полюсами человеческой психологии: желанием самоустраниться перед чем-то великим и высоким и желанием реализовать свои потенциалы. Сначала сказано: "И задрожал весь народ, который в лагере". А дальше говорится: "И вывел Моше народ навстречу Всесильному". Даже в тот момент, когда высокая гора повисла над сынами Израиля и казалось, что они - не более чем пылинки, люди стояли выпрямившись, полные собственного достоинства: "...и стояли у подножия горы". Такое стояние можно рассматривать как положительное качество только в том случае, если человек четко ощущает, что он стоит у подножия горы. Иными словами: ясно осознает свое истинное положение, свою слабость и ограниченность. Тогда он стремится подняться на вершину – и в трепете рождается личность, полная достоинства. Когда же гордыня заставляет человека вообразить, что он уже добрался до вершины горы, получается, что ему некуда больше стремиться и некуда пробираться, прикладывая усилия, ибо он знает и понимает все. Только человек, который привык к глубокому анализу, знает, что он не все постиг, и у него есть, что учить и у кого учиться. Личность такого человека постоянно обогащается, и он оказывается прямо стоящим у подножия горы. Раскрытие присутствия Всевышнего опирается не только на интеллектуальные способности человека, но и на его высокие духовные качества. Если человек проникается уважением к себе за те способности, которые у него есть, это закрывает от него самое главное - возможность воспринимать в мире присутствие Того, Кто дает человеку разум. Поэтому перед дарованием Торы, которое само по себе стало величайшим за всю историю раскрытием Творца, потребовались не умственные упражнения, а душевная и духовная готовность людей, развитие положительных сторон характера, основывающихся на скромности и из нее черпающих свою силу. ...
Читать далее...
573

Из истории заселения Эрец Исраэль: Алия-1777

No Comments
Алия большой группы хасидов из Белоруссии и Литвы в 1777 году не была первым переселением хасидов в Землю Израиля. Уже при жизни основателя хасидизма, Баал Шем Това, в разгар его деятельности между 1740-1760 годами многие хасиды из круга его соратников и учеников переезжали в Эрец Исраэль, часть из них - по его непосредственному указанию. Среди них были его зять - рабби Авраам-Гершон из Китова, рав Нахман из Городенки и многие другие. Некоторые из хасидов тщательно готовились к восхождению в Святую Землю и даже отправились в путь, но по разным причинам не достигли Эрец Исраэль. Так и не удалось попасть туда самому БеШТу. Не добрался до Земли Израиля и его ближайший ученик - рабби Яаков-Йосеф, Магид из Полонного. До 1777 года восхождение в Землю Израиля совершали только одиночки или очень небольшие группы. Многие из переселенцев относились не к кругу Баал Шема, а к движению хасидов-аскетов - его предшественников. Например, среди уехавших был ряд членов закрытого каббалистического общества "Клойз», которое существовало в первой половине 18-го века в городе Броды в Галиции. Некоторые из них, как рабби Гершон из Китова, впоследствии присоединились к учению БеШТа. ...
Читать далее...
Еврейская школа

Еврейская школа

No Comments
   Еврейская школа – одно из немногих эффективных средств борьбы с ассимиляцией. Возможно, поэтому год за годом с новой силой вспыхивают дебаты о том, как должна выглядеть и к чему стремиться еврейская школа.   Принято считать, что преподавание еврейских предметов – истории, литературы, иврита и прежде всего традиции – и есть то, что делает школу еврейской. Хочется поставить по этому поводу несколько вопросов.    В СССР были, например, школы, которые называли "китайскими": с углубленным изучением китайского языка и страноведения. Однако подобные школы никогда не ставили себе задачу воспитать китайцев.   Перед еврейской школой, напротив, стоит сверхзадача, ради которой она существует – воспитать евреев, которые будут мыслить еврейскими ценностями, смогут сохранить неразрывную связь со своим народом, создать еврейские семьи. И здесь вступают в действие совсем другие правила игры. ...
Читать далее...