Почему праведные еврейские женщины прозвали Амана “злодеем”?

Почему праведные еврейские женщины прозвали Амана “злодеем”?

February 3, 2004 Автор: Орли Гольдкланг - No Comments

Вот уже три тысячелетия, как праведные еврейские женщины пытаются найти компромисс между "праздником свободы" и "праздником уборки". К сожалению, оба праздника приходятся на один день – несмотря на то, что их суть полностью противоречит друг другу.

Главная обязанность в праздник свободы – достигнуть ощущения полной свободы, независимости и покоя. Кстати, эта обязанность одинаково накладывается как на мужчин, так и на женщин. В то время как главная заповедь праздника уборки – не оставить ни одной пылинки на всем пространстве дома, навести порядок в кладовке, к которой не прикасались с последнего Песаха, начистить домашнее серебро, а иногда и покрасить стены в доме, – традиционно считается обязанностью женщин. Почти как зажигание субботних свечей: мужчина может делать, но не делает. Это и является причиной того, что праведные еврейские женщины сидят за пасхальным столом в полуобморочном состоянии.

Одна из самых сложных проблем, перед которыми стоит убирающая женщина в преддверии Песаха, – это проблема избавления от "хамеца". И эта проблема становится еще более сложной по очевидной вине злодея Амана. Совершенно ясно, что главной его целью было не уничтожение евреев, ведь его советники предупреждали, что с евреями это не так просто сделать. Его главной целью было издевательство над еврейскими женщинами, которые в течение многих столетий должны всего лишь за месяц до Песаха наполнять свой дом массой мучных продуктов, от которых естественным способом избавиться невозможно. Именно из-за этого Аман был прозван злодеем – и прозвали его так, конечно же, женщины.

Утром в Пурим стоят женщины на протяжении многих часов на кухне, которая с каждым часом все больше похожа на отделение экспресс-почты: упаковки с едой (мишлоах манот) получаются и отсылаются без остановки. И если надеялась праведница избавиться таким образом от своего хамеца, она достаточно быстро обнаруживает, что все ее соседки думают о том же. Именно в этот момент праведная женщина начинает проклинать всех подружек, которые у нее появились за последний год и серьезно подумывает о переезде в другой город, желательно в христианский, так спокойней.

Вечером, после того, как рассылка посылок с едой подходит к концу, смотрит женщина на многочисленные кульки и свертки, часть из которых уже вскрыты мужем или детьми и их содержимое равномерно разбросано по всему дому – и слово "хамец" неумолимо доносится из каждого угла.

Праздник уборки – это испытание дружбы между вами и вашими соседями. Настоящая подруга никогда не расскажет вам, что в предпасхальной уборке она продвинулась больше, чем вы. Менее хорошая подруга скажет вам, что убирать она начала еще в Ту-би шват, но только в тумбочках и шкафах. Еще менее хорошая подруга перечислит то, что она еще не успела убрать, когда вам проще сказать, что вы уже убрали. Но если подруга произносит чудовищную фразу: "Мне осталось убрать только кухню" – это значит, что пришло время разорвать отношения. Это не значит, что на следующий Пурим вы не пошлете ей кулек с подарками, наоборот – вы пришлете ей большой пакет, в котором будет лежать большая запеканка из лапши, хала, кукурузные хлопья и вообще много продуктов, которые можно приготовить из хлебной крошки.

Самый распространенный способ профилактики хамеца – это давать детям печенье и пирожные кошерные для Песаха уже с Хануки. Еще один способ разрешить эту проблему – это нанять домработницу, и этот способ вполне сгодился бы, если бы не стыд. Тот самый стыд, который заставляет праведниц привести в порядок дом и вымыть большую его часть за час до того, как приходит домработница, и все это для того, чтобы избежать ее высокомерного ворчания в стиле: "Как они могут так жить?! Как ей не стыдно?! Это же просто свинарник!"

Менее распространенный, но вполне действенный способ – это поменять квартиру за месяц до Песаха. Этот способ обязывает праведницу и всех ее домашних соблюдать законы Песаха на месяц больше, чем это требуется от всех жаждущих свободы и независимости. Однако и здесь имеются свои недостатки: во-первых, непохоже, что дети так просто откажутся от бутерброда, который они берут с собой в школу; во-вторых, если вам повезет и вы переедете в маленькое и дружное поселение, то что вы собираетесь сделать со всеми пирожками и печеньями, которые местные праведницы приготовили для вас? Этот отвратительный и непонятный обычай наполнит ваш дом хамецом от пола до потолка. Не то чтобы ваши новые соседки не знали, что скоро Песах, и что вы абсолютно не заинтересованы, чтобы эта "отрава" наполняла ваш дом – наоборот, они прекрасно помнят, что скоро праздник, и они тоже не хотят этой "отравы" у себя дома, и именно поэтому все это отдали вам.

Выясняется, что легких решений нет, и в конце концов приходится тяжело работать для того, чтобы в ночь седера почувствовать себя освобожденной. Сидеть за столом и думать, что всего этого можно было бы избежать, если наши предки были бы чуть-чуть терпеливей и подождали бы часик-другой пока поднимется тесто.

Перевел Алон Лембрицкий