Восхождение

Восхождение

October 11, 2004 Автор: Эфи Меир - No Comments

По всей стране собирают золото, чтобы отливать из него храмовые принадлежности; серьезно взвешивается план построения на Храмовой Горе синагоги; а в последнее время предпринимаются шаги для принесения жертвоприношения на том месте, где когда-то стоял жертвенник. Восхождение на Храмовую Гору – поступок, ранее считавшийся привилегией одних только мечтателей – завоевывает все большую популярность среди религиозной общественности; параллельно власти снимают некоторые из ограничений, налагаемых на поднимающихся туда людей, и принимают более строгие меры против беснующихся мусульман. Корреспондент "Макор Ришон" взошел на Храмовую Гору, посмотрел, что там происходит, и постарался не войти в "черный список" ВАКФа.

"Макор Ришон", 9.4.04

В прошлую пятницу израильские силы безопасности оказались вынужденными продемонстрировать свою суверенную власть на Храмовой Горе, когда тысячи молодых арабов стали бросать камни в молящихся у Стены Плача и угрожать их безопасности. В ответ на это полиция ворвалась на Гору и арестовала 14 хулиганов. Молодые палестинцы поспешили убраться в мечети, увидев, что у полиции не связаны руки, как это было в прошлом.

Изменение в поведении полиции происходит на фоне общего изменения в отношении еврейской общественности к Храмовой Горе. "Сейчас идет такое оживление в этой области, какого не было никогда. Я занимаюсь темой Храмовой Горы уже 37 лет и до сих пор такого не видел, это просто поразительно". Так описывает Гершон Саломон, руководитель движения "Ревнители Храмовой горы", развивающийся на его глазах процесс. Йегуда Эцион, представляющий движение "Хай ве-Каям" ("Живет и существует"), тоже восхищается: "Число посетителей Горы возросло по сравнению с тем, что было, так, как день отличается от ночи. А служащие ВАКФа раньше вели себя гораздо наглее, теперь их приструнили". Эльяким Виссенштерн, спикер организаций, занимающихся проблемой Храмовой Горы, добавляет: "Три года назад на Храмовую Гору поднимались лишь немногочисленные "лунатики", именно они что-то пытались делать в связи с ней. Теперь туда поднимается огромное количество людей из всех частей народа, и ультраортодоксы тоже приблизились к этой теме".

В последний день 9-ого Ава вход на Храмовую Гору, который на протяжении трех лет интифады был закрыт для евреев, внезапно открылся с разрешения полиции. Ситуация не просто стала такой, как раньше: начался новый период во взаимоотношениях евреев с Храмовой Горой. В прошлом евреи поднимались на Гору под строгими ограничениями, которые превращали все дело в курьез, предназначенный только для "помешанных" на нем. Эти посещения не могли захватить многочисленные религиозные круги. До закрытия входа на Храмовую Гору для евреев в 2000-м году можно было взойти туда только попарно, записавшись и оставив удостоверение личности. Посещение проходило в гнетущей тишине при тесном сопровождении сотрудников ВАКФа, следивших, чтобы никто не смел молиться. Маршрут был ограниченным, а находиться на Горе позволялось всего полчаса. Сегодня евреи могут свободно подниматься туда утром на два с половиной часа. Можно устраивать экскурсии для больших групп с проводником и обходить всю местность. Люди ВАКФа, ранее прицеплявшиеся к каждому еврею и одним докладом полиции приводили к изгнанию его оттуда, если он был заподозрен в том, что бормотал молитву, теперь имеют относительно маловажное положение и узкие полномочия, в отличие от полицейских, проявляющих свою власть более явным образом.

Но главное изменение в статусе Храмовой Горы идет не из канцелярии министра внутренней безопасности Цахи Анегби, открывшего вход туда евреям, а из синагог и йешив религиозных сионистов. Без всякого официального постановления тема Храмовой Горы стала обсуждаться в широких кругах, и раввины дали разрешение подниматься на нее. Среди тех, кто организует восхождения находятся центральные ешивы национально-религиозной общественности, в их числе – ешивы Хар-Эцион, Маале-Адумим, Петах-Тиквы, Рамат-Гана, Отниэля и др. На Гору забирались также и руководители Совета поселений Иудеи, Самарии и Газы. В прошлом никому не пришло бы в голову, что такое может случиться, даже если бы позволяли "технические причины". Что характерно для святого и почитаемого места, посещение Храмовой Горы стало обязательным для женихов и невест. На место Храма отправляются также в случае тяжелой болезни для прохождения курса лечения молитвой.

О поведении широкой общественности, заинтересовавшейся сегодня вопросами, связанными с Горой и Храмом, свидетельствует происходящее в женских домашних кружках. Активистки движения "Женщины за Храм" сообщают об успешном сборе золота с женщин, которые после лекции с воодушевлением снимают с себя золотые украшения, жертвуя их на изготовку храмовых принадлежностей. Они черпают вдохновение для такой огромной щедрости из истории с построением Мишкана, передвижного Храма в пустыне, когда женщины тоже так поступили. Сейчас женщины редко поднимаются на Храмовую Гору, так как большинство раввинов запрещают им входить на нее кроме как через ворота Шватим (Колен Израилевых), а там не дает войти полиция. В принципе еврейский закон позволяет найти какой-то выход из положения, чтобы женщины тоже могли подниматься. Поэтому Ципора Фильц, лекторша в мидраше (женской семинарии) "Нишмат" и председательница движения "Женщины за Храм", заявила о намерении активисток организации нажать на раввинов, чтобы те изменили свое постановление.

Маленький метровый жертвенник

Движение "Ревнителей Храмовой Горы" – самое известное из ведущих борьбу за право евреев подниматься на нее. Гершон Саломон рассказывает о потоке писем, которые он в последнее время получает от неевреев со всех концов земли. Они выражают поддержку возвращения евреям Храмовой Горы и строительству Храма. Ему шлют из Индии, Кении, Новой Зеландии и других стран мира приглашения приезжать туда с лекциями по этой теме. Вместе с этим, он находит, что наиболее впечатляет рост интереса к Храмовой Горе широких правых кругов.

Кроме уже происходящего быстрого положительного развития в этой области активисты различных движений продолжают надеяться на продвижение и в других ее аспектах. В этом году министру внктренней безопасности было подано официальное заявление с просьбой о разрешении принести пасхальную жертву на Храмовой Горе. Совсем недавно это выглядело оторванной от реальности мечтой. Раввин Йегуда Эдри из "Движения за восстановление Храма" говорит: "Мы встречаемся с офицерами полиции и объясняем им, что пасхальная жертва – это ничего страшного, максимум четверть часа времени. Для жертвоприношений даже не обязателен Храм, достаточно, если они совершаются на том месте, где стоял жертвенник. Сегодня мы точно знаем, где именно он стоял, там можно построить временный жертвенник. Просто немного камней и цемента, чтоб хватило на маленький метровый жертвенник. Одежды для коэнов – священников – и утварь уже приготовлены". После принесения в жертву молодого барашка нужно поджарить и съесть в ночь Седера в Старом городе; каждый из участников трапезы получит от него кезаит (кусочек величиной "с маслину"). Ознакомившись с прошением, министр Анегби не смеялся, зато насмешил подавших его обещанием дать ответ через три месяца.

Еще одна мечта, которая становится реальной – строительство на Храмовой Горе синагоги. Инициатива пошла много лет назад от бывшего главного раввина Израиля Мордехая Элиягу. Его заместители уже не продвигали эту смелую идею, хотя официально в раввинате до сих пор с уществует комиссия, задача которой – проверять возможность построения такой синагоги. Эдри: "К сожалению, эту идею приписывают людям не от мира сего, и пока нет поддержки главных раввинов – ничего не двигается". Несмотря на это, комиссия раввинов Храма в настоящее время рассматривает оперативные вопросы, связанные с планируемой синагогой, где именно она будет стоять и как будут проходить в ней молитвы. Активисты считают, что строительство это реально и не за горами, ссылаясь на существование синагоги, основанной раввином Гореном над Западной стеной. В эту синагогу можно заходить только после окунания микву согласно Галахе (еврейскому закону), а полиция позволяет молиться там только в Йом Кипур и Девятого ава.

Кого же считать "положительным героем" в истории с возрождением Храмовой Горы? Большинство активистов называют Цахи Анегби, давшего указание разрешить восхождение на Гору. Другие – сотрудников ШАБАКа, посчитавших, что открытие доступа к ней позволит успокоить "национально-религиозные страсти" и предотвратит нежелаемый акт со стороны какого-либо крайнего движения. Но Йегуда Эцион, давно занимающийся активными действиями в защиту Храмовой Горы, отказывается поблагодарить власти за открытие ее для евреев: "Когда ситуация на Храмовой Горе выглядит относительно нормальной, возникает вопрос: А что палестинская автономия за это получила, и оказывается, что тут совсем не все чисто. Я утверждаю, основываясь на известных ныне фактах, а не на предположениях, что накануне открытия входа на Гору высокопоставленные израильские военные чины вели интенсивные переговоры с палестинцами. Это не бесплатный подарок и не доказательство суверенной власти Израиля на Горе. Вопрос лишь в том, что именно они за это получили. Что-то мы можем назвать, например, незаконное строительство на Храмовой Горе кипит и на это закрывают глаза".

Молитва под прикрытием видеокамеры

Мы поднялись на Храмовую Гору, чтобы самим ощутить признаки великого прогресса. У входа проверяют сумки на наличие молитвенников. Другие святые книги уже позволено вносить. Полицейский напоминает нам правила, которые заключаются главным образом в том, что на Храмовой Горе нельзя молиться. Вначале, при входе через ворота "Муграбим" (иначе – ворота РАМБАМа. – Прим. пер.), присутствие полиции придает нам уверенности. Но скоро оказывается, что единственное предназначение этого конвоя – находиться как можно ближе к четверке израильтян. Если вы посмеете хоть немного отойти от них, полицейские включат видеокамеру и увековечат вас ею как потенциальных поджигателей Ближнего Востока. Нетрудно узнать сотрудников ВАКФа по рации, которую они гордо носят на себе, а также потому, что они не перестают на нас смотреть. Достаточно слегка задеть ступеньку у перегородки, чтобы они уже пожаловались какому-нибудь полицейскому.

Гидеон Харлап, старый активист одного из движений, специализирующийся на картографии Горы согласно Галахе (еврейскому закону) равнодушно бросает: "Некоторые считают, что на том месте, где мы сейчас шагаем, должна быть Святая Святых". Но по более распространенному мнению Святая Святых находится там, где сейчас золотой купол. Относительно кучи длинных досок Харлап замечает, что "возможно, их использовали для строительства Храма". Археолога Иссахара Шани мы застаем на Горе за фотографированием его личного открытия: по его словам, некоторые узоры на мечети эль-Акца напоминают звезды Давида – их изобразили еврейские художники, которым пришлось против воли перейти в мусульманство.

В основном маршрут огибает Гору. На полпути мы доходим до восточной части, где есть заповедь падать ниц особым образом. Местные правила это запрещают, поэтому заповедь можно исполнить, только прибегнув к хитрости: иногда туристы встают вокруг того, кто это делает, заслоняя его от всех, в другой раз необходимость снять кадр на пленку может послужить поводом для пригибания к земле, которое вмиг станет законным, согласующимся с Галахой простиранием ниц. Еврейские мозги находят способ и для того, как обойти запрет на произнесение молитв: здесь может помочь живая беседа, которую якобы ведут между собой двое из туристов.

Мы пошли по направлению к мечети эль-Акца, самой большой в мире (5 с половиной дунамов). Другая, новая, мечеть, выстроенная под землей в конюшнях Шломо незаконным образом и при уничтожении археологических ценностей, привлекает к себе внимание трактором и многочисленными строительными материалами у входа в здание. В знак протеста против возвращения сюда евреев сотрудники ВАКФа не дают туристам входить в мечети на Храмовой Горе. Скорее всего, это временное явление, поскольку посещения их туристами весьма прибыльны для палестинцев. Сегодня на Храмовую Гору поднимается абсолютное большинство приезжающих в Израиль туристов.

Чтобы добраться до остатков Храма, нужно копать всего три метра. На наш вопрос, планируются ли такие раскопки, Харлап отвечает: "Кому копать? У отдела древностей нет сил разбираться с ВАКФом. Я ищу какой-нибудь американский университет, который взял бы на себя археологические раскопки в этом месте". Однажды, много лет назад, раввин Йегуда Гец – легендарный раввин Котеля – начал копать около него. Эта попытка была грубо пресечена: арабы проявили по отношению к нему насилие и полиция залила яму бетоном. Посетителям из-за границы раздают в мечети брошюру, где написано, что "некоторые люди говорят, что на этом месте стоял Храм евреев, но это не подтверждается археологией". Если за деятельностью ВАКФа не будет установлен надзор, то, возможно, у этого утверждения таки будет реальное обоснование.

Список движений за Храмовую Гору

Движение за восстановление Храма. Действует в общественном плане, к примеру, оказывает давление на ответственные органы, чтобы Храмовая Гора была открыта для евреев и чтобы были улучшены условия ее посещения. Занимается созданием храмовых принадлежностей и одежды коаним (священников) для использования в будущем. Активисты движения организуют группы для восхождения на Гору и показывают фильм на тему принесения пасхальной жертвы в наши дни.

Эль Хар ха-Мор. Организует экскурсии с гидом по Горе. Недавно начал учебу второй выпуск курса для таких гидов. В обоих первых выпусках занимается около 70 человек. Это движение инициировало сивув шеарим, церемонию обхода вокруг Храмовой Горы, происходящую в начале каждого еврейского месяца. Ей приписывают немалую долю в давлении, которое привело к открытию Горы для евреев. В последнем обходе участвовало приблизительно десять тысяч человек.

Мишмар ха-Микдаш ("Храмовая Стража"). Организует постоянные дежурства у ворот, через которые входят на Храмовую Гору. Они стоят там ежедневно в часы открытия Горы. Предназначение их – оказать уважение этому месту и возобновить Храмовую стражу, как это было в прошлом. Члены организации стараются также позаботиться о том, чтобы желающие подняться на Гору делали это, будучи ритуально чистыми и не в кожаной обуви, как требует Галаха. Нееврея тоже может ожидать их вежливое предложение подумать еще раз, стоит ли нарушить заповедь Торы и подняться туда, куда ему запрещено.

Институт по изучению Храма.
Эта организация существует много лет, во главе ее стоит раввин Исраэль Ариэль, бывший во время Шестидневной войны одним из освободителей Храмовой Горы. Институт действует с целью ознакомления общественности с темой Храмовой Горы. Он распространяет картины и изображения Горы и Храма. Выпускает такие книги, как Храмовая Агада и храмовые махзоры (молитвенники на Десять дней покаяния), ставшие особенно популярными. Институт также инициировал и провел создание храмовых принадлежностей и выставок.

Ревнители Храмовой Горы. В движении состоят в основном ветераны ЭЦЕЛя и ЛЕХИ во главе с Гершоном Саломоном. Самому Саломону полиция запретила подниматься на Гору еще 14 лет назад после предупреждения муфтия, что в противном случае будут реки крови. Членам движения являются авторами многочисленных идей, которые помогают повысить интерес к вопросу Храмовой Горы. Одна из них – символическая закладка краеугольного камня для Третьего Храма в прошедший праздник Суккот. Недавно они принесли туда мешки с землей со всех концов страны и пытались занести на Гору модель Третьего Храма.

Хай векаям ("Живет и существует"). Идеологическое движение, созданное много лет назад Йегудой Эционом. Эцион подал большое количество апелляций в БАГАЦ и организовал молитвы около ворот Храмовой Горы. Эти молитвы влекли за собой десятки арестов и обвинительных заключений. Ему также запретили подниматься на Гору после того, как его особо отметил ВАКФ.

Женщины в защиту Храма. Движение, распространяющее информацию о Храме среди женщин посредством домашних кружков и печатного листка. Активистки организации также собирают золото у женщин, которые добровольно снимают с себя золотые украшения и посвящают их на принадлежности Третьего Храма. Движение намерено надавить на раввинов, чтобы те разрешили женщинам подниматься на Храмовую Гору.

Сердце нации. Это движение пыталось повлиять на широкие слои израильского народа. В него записались именно нерелигиозные общественные деятели, такие как Моше Пелед, Эли Малка, Дуду Эльхарар и Габи Баркаи. Когда открыли вход на Храмовую Гору, ВАКФ потребовал, чтобы у восходящих на нее не было еврейских отличительных черт вроде кипы и бороды, и здесь пригодилось "Сердце нации", организовавшее группы нерелигиозных людей для посещений Горы. В дальнейшем ограничения на внешность поднимающихся были сняты, и движение прекратило свою деятельность. Основатель – член Кнессета Ури Ариэль.

Комиссия раввинов Храма. Группа раввинов во главе с раввином Довом Лиором из Кирьят-Арбы, которая время от времени собирается для обсуждения различных вопросов, связанных с Храмовой Горой – например: разрешить ли женщинам подниматься, где будет построена синагога и в каком направлении следует молиться на Горе.

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,