1082

Готовы ли мы строить Храм?

August 13, 2005 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Наступает Девятое Ава – самый тяжелый, самый скорбный день в году. День полного поста и траура. День, когда дважды был разрушен Храм…

 

Пост помогает только в том случае, если человек становится честнее и откровенней перед самим собой, перестает скрывать от самого себя свои недостатки, а честно признается в них. Иными словами, заповедь поста заключается не только в том, чтобы отказаться от еды, но и в том, чтобы задуматься над актуальными

проблемами, найти их корень и попытаться исправить его.

 

Иногда приходится слышать рассуждения о том, что еврейский народ не готов к тому, чтобы восстановить Храм – люди не хотят; надо подождать, пока все поймут, что Храм необходим, и тогда совместными усилиями воздвигнуть духовный центр, к которому обратятся все взоры. С одной стороны, это правильно: Храм не строится не для того, чтобы он пустовал, когда только горстка людей готова приходить и приносить жертвы, и не строится для того, чтобы само его воздвижение стало источником склок и раздоров. С другой стороны, люди, которые говорят, что они не готовы строить Храм, просто не понимают, о чем идет речь. Разве кто-нибудь отказался бы уменьшить на 99 процентов число автомобильных катастроф, принести исцеление миллионам тяжелобольных, пробудить радость в сердцах, в миллион раз более сильную, чем та, которая наполняет сердца хасидов, когда они поют субботние песни? Защиту от несчастных случаев приносит служение первосвященника, искупление грехов через раскаяние и жертву несет выздоровление и радость ближним, близость к Б-гу рождает ощущение счастья – все это невозможно без Храма. Только человек, жестокий к себе и другим или не осознавший до сих пор значение Храма, может не хотеть воздвигнуть Дом Б-га сегодня.

 

Близость к Творцу наделяет человека жизненными силами, а удаление от Него притупляет чувства и лишает возможности ясно мыслить. И поэтому во времена скрытия Б-жественного Присутствия – иными словами, в то время, когда Храм пребывает в запустении, – все становится менее живым, менее понятным, менее любимым, менее человечным.

 

Свидетельствовал рабби Йегошуа, что после того, как был разрушен Храм, не было дня, который не принес бы проклятья, и роса, дарующая благословение, не выпадала, и был забран у плодов вкус. Рабби Йосей говорит: "Даже тучность плодов (их способность насыщать человека) была забрана" (Сота, 48а). Сказал рабби Ицхак: "С того дня, когда был разрушен Храм, было отобрано удовольствие семейной жизни и отдана нарушителям закона, как сказано: "Воды украденные сладки…" (Санэдрин, 75а).

 

Жизнь – это постоянное обновление духовных и физических потенциалов человека, происходящее благодаря прямой связи с Источником. И сила этой связи зависит только от желания человека быть с Б-гом, приближаться к Нему и повсюду ощущать Его присутствие. Если сердце преисполнено трепетом и любовью, то при каждом соприкосновении с Торой, с каждым действием, направленным на исполнение заповеди, с каждым благим делом рождается новый луч, протянутый от Творца к сотворенному. Восходя по лестнице святости и достигая пророческого уровня, человек обретает жизнь во всей полноте и удостаивается быть названным живым.

 

Сказано: "И ожил Яаков" – в тот момент, когда к нему вернулось пророчество и он поднялся на новую ступень разговора лицом к Лицу. Мертвым называется тот, кто разорвал свою связь с Источником жизни, как сказано: "Не мертвые хвалят Б-га…" Из этой строки псалма Давида мудрецы наши выводят общее правило: "Злодеи и при жизни называются мертвыми, а праведники и после смерти живы". Высокие сущности незаметны, они не воспринимаются органами чувств, но это не значит, что они не существуют. Они находят свое выражение во всем, расширяя как возможности восприятия человека, так и потенциалы окружающего мира, а когда они исчезают, меняется все вокруг. Но люди часто не замечают перемен и, оказавшись в «более мертвом» мире, не помнят о своих ощущениях в прежней, более живой окружающей среде.

 

Впервые Б-жественное Присутствие, которое придает элемент человечности всему миру, начало отдаляться от Храма, Земли Израиля и еврейского народа, когда царь Узиягу хотел войти в Святая Святых, чтобы принести воскурение, несмотря на то, что это дозволено делать только первосвященнику в Йом Кипур.

 

"В год смерти царя Узиягу видел я Б-га сидящем на престоле высоком и величественном, и края его наполняли Храм. Пред ним стоят сарафы, и шесть крыльев у каждого из них: двумя прикрывает он лицо свое, двумя – ноги свои и двумя летает. И взывал один к другому и сказал: "Свят, свят, свят Б-г Цваот, вся земля полна славы Его. И заколебались косяки дверей от голоса взывавших, и дом

наполнился дымом" (Йешаягу, 6:1-5).

 

Йешаягу видел, как слава Всевышнего, раскрывшаяся ему в образе Царя, оставляет центральную точку мира – Храм. То, что происходит в центральной точке, происходит повсюду: каждый утратил часть человеческого облика, часть сил и тех способностей, которые отличают его от животных, растений и неживой материи.

 

Но в чем причина отдаления Б-га от народа? Неужели лишь в том, что сердце одного из царей преисполнилось гордыни, и он решил возвыситься над служителями Храма? Всевышний не отошел бы от народа, если бы поступок царя не был выражением той гордыни, которая нашла место в каждом сердце. Слова Всевышнего, объясняющие пророку видение, представшее перед его глазами – удаление Царя и Его престола от Храма и от каждого еврейского сердца – указывают на истинную причину трагедии: "И сказал Он: "Пойди и скажи этому народу: "Слушать слушаете, но не понимаете, и смотреть смотрите, но не разумеете. Отучнело сердце народа этого, и отяжелели уши его, и глаза его отвращены, чтобы он не увидел глазами своими, и не услышал ушами своими, и чтобы не поняло сердце его, и не обратился бы он и не исцелился". Причина удаления Б-жественного Присутствия от народа заключается только в том, что люди не хотят быть близкими к Б-гу: не хоть видеть, слышать, понимать, не хотят выздороветь… Насильно мил не будешь. И Он уходит. Но Б-жественное Присутствие подобно душе, а когда душа оставляет тело – все умирает. Земля превратится в пустыню на долгие годы – об этом свидетельствует продолжение пророчества Йешаягу: "И сказал я: "Доколе, Б-г?" И Он сказал: "Доколе не останутся города без единого жителя и дома без людей. И доколе земля не опустеет, превратившись в пустыню. И удалит Б-г людей, и велико будет запустение в этой стране …но как от терибинта и как от дуба в листопад, останется ствол их, – так святое семя народа станет стволом его". Изгнав Б-га из своего сердца, люди изгнали себя из Святой Земли, которая не признает людей, лишенных человеческого облика.

 

Когда Он вернется? Все зависит только от силы нашего желания построить Дом Б-га – и оно полностью совпадает с желанием открыть Ему дорогу а наше сердце, потому что сказано: "И сделают Мне святилище, и буду пребывать среди них".

 

Гибель Второго Храма