118 lau02

Еврейское государство – это государство Израиль.

October 2, 2004 Автор: рав Исраэль Меир Лау - No Comments

  За более чем 56-летнее существование государства Кнессет не нашел ни времени, ни средств для того, чтобы определить значение словосочетания «еврейское государство», которое много раз встречается в Декларации независимости.
    В трактате Бава Батра описывает Раба бар бар Хана одно из своих удивительных путешествий. «В один из дней, – говорит он, – я встретил пожилого арабского торговца, который предложил мне: «Пойдем, и я покажу тебе место, где встречаются небо и земля». Я положил свой дорожный мешок на плечо и пошел за ним. Мы проходили мимо морей и рек, гор и возвышенностей, были свидетелями стихийных бедствий и наконец добрались до заветного места. Я снял мешок с плеча и огляделся вокруг, наслаждаясь открывшимся видом, и вдруг мешок исчез. Я посмотрел на торговца – единственного, кто находился со мной там, на конце мира, – и его руки пусты. И тогда я спросил: «Неужели здесь есть воры? Кто украл мой мешок?» Ответил мне торговец: «Успокойся, солнечный диск прошел здесь и поднял мешок. Через 24 часа вернется мешок на свое место, и ты сможешь забрать его». 

   Еврей без мешка
   Странный рассказ… Воображаемый мир…
   Если хотите, мы тот Раба бар бар Хана, странствующий еврей, который ищет заветное место, а не просто кусок земли. Он ищет точку, где встречаются небо и земля. И находится она здесь – в Земле Израиля. На этом месте Яаков пробудился от сна, в котором видел лестницу, ведущую в небо, и сказал: «Это не что иное, как Дом Всесильного, и это ворота небес», ибо лестница стоит на земле и верх ее достигает небес.
Две тысячи лет – через стихийные бедствия, погромы, изгнания, пленения и катастрофы – мы несли на своих плечах дорожный мешок. Что было в нем? Что есть в котомке еврея-скитальца?
Молитвенник, Пятикнижие, дневной отрывок Гемары, мишнайот, субботние свечи, коробочка с благовониями для авдалы, бокал для благословения, восьмисвечник, свиток Эстер, пасхальное блюдо – это наша котомка. Это мы несли через все те места, по которым проходили.
    Добирается Раба бар бар Хана, еврей-скиталец, до места, по которому он тоскует, и тогда кажется ему, что пропал дорожный мешок. И он спрашивает, кто украл мешок. Я берег его, несмотря на инквизицию, несмотря на крестовые походы, несмотря на казацкое восстание 1648 г. В бункерах, в лесах, в гетто. Мешок был всегда со мной. И именно в этом месте, где лестница опирается на землю, в самом заветном для меня месте нет ни субботы, к которой я привык, ни того устройства жизни, к которому я приучен. И это совсем не похоже на йешиву, в которую меня посылали сто, двести и триста лет назад.
   Торговец успокаивает его и говорит, что это дело времени. Солнечный диск – это символ. Есть периоды, когда люди поворачиваются к чему-то спиной, но потом они возвращаются. Вопрос только в том, должны ли мы стоять, сложив руки, и ждать, что время сделает свое. Еврейский народ-скиталец, собравшийся здесь, на своей исторической родине, должен ли он ждать того, что пропавший мешок вернется к нему сам собой?
   Выражение «время сделает свое» служит для отвода глаз. Оно – большой обман, которому мы поддавались не один раз. Время не делает ничего. Оно статическая единица. Или человек действуем в рамках времени или не действует. Время не решит никаких проблем.
   Обсуждение в Кнессете, состоявшееся под нажимом БаГаЦа
   Примерно три года назад меня как Главного раввина пригласили выступить на тему «Государство Израиль как еврейское государство или государство всех его граждан». Я высказал одну мысль: «С того дня, как существует этот дом, в котором размещается законодательный орган государства Израиль, т. е. за более, чем 56-летнее существование государства, – и это не критика, а констатация факта – Кнессет до сих пор не нашел пути, времени и возможностей посвятить неделю, три дня, чтобы определить рамки понятия «еврейское государство», и обсудить, что мы создали и чего мы хотим».
   В Декларации независимости двадцать раз появляется выражение «еврейское государство – это государство Израиль». Не выражение «государство евреев», по поводу которого иногда возникает вопрос, ибо не понятно, что будет через еще 20, 30 или 50 лет: государство не только евреев, убежище или национальный очаг для еврейского народа. Речь идет о еврейском государстве, т. е. о наличии еврейского характера, образа, облика, содержания и духовных ценностей.
   В чем это выражается? До сегодняшнего дня Кнессету требовалось это выражение в основном для того, чтобы гасить очаги пламени или сближать разрозненные части общества. Только когда кто-то проявляет желание внести имя своего ребенка в список жителей в форме, противоречащей галахе, тогда Кнессет добирается до обсуждения вопроса, кто является евреем по закону о возвращении и по закону о переписи населения.
   Эти законы впервые были сформулированы только в адаре 1970 г., т. е. 22 года спустя после образования еврейского государства. Это произошло благодаря давлению, которое оказало решение Высшего суда справедливости (принятое пятью голосами против четырех), обязавшее Кнессет определить в законодательном порядке, что такое еврейство – как в отношении закона о возвращении, так и в отношении закона о переписи населения.
    В Кнессете никогда не проводилось обстоятельное обсуждение, целью которого было бы охарактеризовать субботу. У нас есть день отдыха, который для верующего еврея определяется стихом «день покоя и святости Своему народу дал». Так в чем выражается не только «храни», но и «помни» день субботний для святости в еврейском государстве? 

   Настоящая проблема
Сегодня основная проблема – проблема безопасности и борьбы с террором и исламским фундаментализмом. Для мира становится все более и более очевидным, что она не только наследие арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. Она добралась до башен-близнецов, в Питсбург, в Вашингтон, в Стамбул, а также в Мадрид. И понятно, что это проблема общемировая.
После решения насущной проблемы безопасности, от чего зависит наше существование, перед нами встает центральная проблема нашего существования: государство Израиль – как еврейское государство. Нам предстоит ответить на вопрос, каким содержанием оно будет наполнено, и каким образом оно воплотит заветное желание поколений добраться до этого заветного места, где встречаются небо и земля.


Перевод Любы Мешковой

Государство Израиль создано

Багац- Высший суд справедливости Израиля