647

По следам десяти колен

April 10, 2004 Автор: Д-р Йом-Тов Левинский - No Comments

  Со времен Талмуда было принято считать, что десять колен все еще существуют и имеют свое грандиозное царство где-то там, за волшебной рекой Самбатион.
  Это мнение столетиями волновало и наполняло сердца евреев надеждой на воссоединение со своими потерянными братьями.
  Так, жители Кейруана, который в IX веке был крупным центром изучения Торы, обратились с письмом к гаону рабейну Цемаху: «Сообщаем нашему господину: гостил у нас один человек, имя которого Эльдад а-Дан из колена Дана, и рассказывал нам, что четыре колена (проживают) в одном месте: Дан, Нафтали, Гад и Ашер… И живут в шатрах, и кочуют с места на место, и воюют с пятью кушскими царями. У них есть весь Танах, но не читают они Свиток Эстер (не празднуют Пурим), потому что не присутствовали при этом чуде, а также не читают Свиток Эйха для того, чтобы не предаваться чрезмерной грусти. Во всем их Талмуде не упоминается ни один из мудрецов, но написано: «Сказал Йеошуа со слов Моше, со слов Всевышнего»…
  Жители Кейруана были взволнованы этим рассказом, но не знали, говорит ли Эльдад правду. Гаон рабейну Цемах тоже не знал, что им ответить, хотя в его ответе также определенно чувствуется взволнованность и страстная вера в «кибуц галуйот» — «собирание изгнанников»: «Все, что рассказал Эльдад, отчасти похоже на то, что говорят наши мудрецы… Про евреев и реку Самбатион — правду сказал….А то, что рассказал Эльдад, что в первую очередь они молятся за вавилонских мудрецов, а затем уже за всех остальных изгнанников, — правильно они поступают. Потому что большинство мудрецов и пророков в Вавилон были изгнаны и там организовали учение и ешивы у реки Эфрат во времена царя Иудеи Йеояхина, которые существуют и до сегодняшних дней… Но, несмотря на это, следует сказать, что Эльдад мог и ошибиться из-за всех тех бед, которые выпали на его долю, и из-за усталости от тяжелой и длинной дороги, изнурившей тело…»
  С тех пор не оставляют евреи (а заодно и христиане) поиска потерянных колен. То следы их пребывания были обнаружены в Курдистане в секте христиан-несторианцев, которые придерживались еврейских обычаев, а то и в Афганистане, Армении, Индии и т. д.
  Мудрец Менаше бен Исраэль (1604-1657) искренне верил, что в Америке нашлись следы десяти колен. Свидетельствовали перед ним несколько человек, что видели там одно надгробие, на котором были начертаны непонятные еврейские письмена. Ко всему этому добавлялось, что будто бы древние индейские племена Америки не ели свинины, делали обрезание и соблюдали законы семейной чистоты.
    Отсюда Менаше бен Исраэль пришел к выводу, что они потомки евреев. Свои предположения он опубликовал в книге «Микве Исраэль». Его мнение поддержал другой еврей — Антонио де Монта-синос, потомок насильно крещеных испанских евреев. В 1644 году после длительных скитаний по Америке он вернулся в Голландию, прошел гиюр и принял еврейское имя Аарон а-Леви Сфаради. По его словам, в Кордильерах, на одной из рек, находится еврейское царство, куда однажды его привел один индеец.
   Возле реки он встретил троих белых людей с большими бородами и одну женщину, которые плыли на лодке. Индеец рассказал им, что тот, кого он сопровождает, еврей, и они обняли его, и расцеловали, и сказали ему: «Шма, Исраэль!»
  Рабби Авраам Прицоль нашел десять потерянных колен в пустыне, у Красного моря, на дороге, ведущей в Мекку, а в своей книге «Игерет Орхот Хаим» привел доказательства того, что евреи, живущие в Индии, тоже потомки десяти колен.
  Когда, в конце концов, выяснилось, что ни в Америке, ни тем более в Индии потомков десяти колен не нашлось, их стали искать в Европе. Как евреи, так и христиане полагали, что англичане являются потомками потерянных десяти колен (считая, что название «Британия» связано со словом «брит», то есть «союз»). В XIX веке христианские миссионеры обнаружили потомков десяти колен в Бирме. Ими «оказались» представители племени Карим, которые почитали отца и мать, не ели мяса с кровью, не пили вино, соблюдали субботу и делали обрезание своим детям.
   Французские миссионеры нашли в Камбодже племя Тиамас, соблюдающее субботу и делающее обрезание своим детям, и приняли их за потомков десяти колен.
   Раби Барух, врач из Пинска, в 1830 г. почти нашел следы потерянных колен, но по дороге был убит грабителями. Раби Йосеф Шварц рассказывает в книге «Эрец а-Кдуша» о существовании еврейского царства в Индии, которое находится в четырехмесячном пешем переходе от Кашмира, северо-восточнее Персии. Евреи Афганистана верят, что потомки десяти колен живут на окраине их страны.
    Эфиопские фалаши и черные евреи из Кочина видят себя потомками десяти колен, изгнанных во времена разрушения Первого Храма.
   Существует мнение, что многочисленные геры, жившие в царской России, — «жидовствующие» — также являются потомками десяти колен. Были и такие, кто считал потомками утерянных колен хазар.
    Очень вероятно, что значительное увеличение числа геров в современной Японии приведет к тому, что и они окажутся в числе наших «потерянных колен»..

Перевод Алона Лембрицкого, с любезного разрешения сайта

"Синагога" в деревне фалаша
В синагоге кочинских евреев