Быть осторожным или полагаться на милость Небес?

Быть осторожным или полагаться на милость Небес?

April 15, 2004 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

 

Позиция мудрецов, нашедшая выражение в их диалоге, указывает на то, что в вопросе об отношении еврейского народа к римским властям они придерживались разных мнений.

Рабби Йоси бен Кисма не просто привел аргумент осторожного человека, а объяснил Рабби Ханине свою позицию, с точки зрения веры: "Необычный успех римлян указывает на то, что власть им дана свыше, а против небесного повеления идти нельзя". Рабби Ханина знал, что такое приговор Небес. Но есть ведь и другое повеление Небес – вечное и неизменное – учить Тору и соблюдать ее закон. Какое из них сильнее? Для Рабби Ханины этот вопрос не существовал. Без Торы нет жизни ни для отдельного еврея, ни для всего народа, и поэтому нужно делать то, что ты обязан, то, что правильно, и то, что соответствует истине, – а там уж как получится. Единственный выход – уповать на милость Небес.

В его ответе чувствуется необычайная сила, указывающая на прямую и непосредственную связь еврея с Тв-рцом, которая не поддается никакому логическому объяснению.

Кто же одержал победу в этом споре? В тех разногласиях, которые возникали между мудрецами относительно самых важных и принципиальных жизненных вопросов, не было правых и неправых, сумевших доказать и не нашедших правильного аргумента. Каждое из мнений дополняет другое. В данном случае и тот, кто считает, что правильно примириться с ситуацией, и тот, кто считает, что Тора дороже жизни, прокладывают дорогу, по которой еврейский народ сможет пройти через долгое изгнание: "золотая середина" заключается в том, чтобы, находясь под властью чужого народа, сохранять спокойствие, но при этом всегда быть готовым пожертвовать собой, если от тебя потребуют отказаться от веры, от Торы, от основных заповедей.