Афтара на праздник Суккот

Афтара на праздник Суккот

September 27, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

В качестве афтары на праздник Суккот мудрецы выбрали 14 главу из книги пророка Зхарьи, где рассказывается о том, как в конце времен все народы соберутся на войну против Йерушалаима.

Еврейский народ и строители Вавилонской башни. Еврейский народ, со времен строительства Вавилонской башни, отделившийся от всего человечества (когда Авраам восстал против идолопоклонства и жестокости), был живым упреком для всех тех, кто во главу своей жизни поставил дурное желание. На него смотрели как на врага человечества, мешающего жить в свое удовольствие. Это справедливо и для того времени, когда в Йерушалаиме возвышался Храм, и для тех периодов, когда сыновья Израиля находились в изгнании. Борьба с еврейским народом и все попытки уничтожить его – продолжение борьбы с Б-жественным Присутствием, которую начали строители Вавилонской башни.

В будущем, когда люди осознают до глубины души, что источник существования всего сущего один, исчезнет вражда и прекратятся войны. Народы выбросят своих идолов вместе с неверными идеями и обратят свои взоры к Йерушалаиму, и через еврейский народ, проживающий на Святой земле, будет распространяться мудрость жизни.

Это может произойти двумя путями: мирным, как описано у Йешаяу, или через новое восстание против Вс-вышнего, которое объединит все народы и приведет их к Йерушалаиму с войной. Потерпев поражение, они поймут истину и будут приходить в Йерушалаим каждый год.

Завершением этой войны станут необратимые процессы в самой природе: она будет свидетельствовать о том, что отказ от Цийона равносилен отказу от жизни:

Возвращение. Человек должен вернуться в тот сад, в котором он прибывал до греха. И поскольку изгнание из сада не было перемещением с места на место, а скрытием первозданного света, который все наполнял жизненной силой и радостью, то и возвращение не требует физических действий, и с раскрытием потоков Б-жественного благословения преобразуется и окружающий мир, являющийся отражением состояния духовных миров и души человека. И постепенно Земля Израиля начинает принимать черты того сада, в котором Адам пребывал до греха.

Место пребывания первого человека орошала река, вытекавшая из Эдена – источника приятности – и разветвлявшаяся на три рукава. Точно так же из Святая святых будет вытекать река, дающая благословение всему окружающему: <В тот день… появится источник (вытекающий) из дома Б-га и он напоит долину акаций> (Йоэль, 4:18). Йехезкель описывает, как этот поток распространяется по Земле Израиля и оживляет в ней все, вплоть до вод Мертвого моря, которые наполняются рыбой (47:1-12). И иссохшие потоки в Иудейской пустыне преисполняются водой, и все охвачено цветением и жизнью (Йоэль, 4:18).

И будет Б-г царем в тот день, и будет Б-г один и имя его одно (Зхарья, 14:9). Воды, которые польются из Святая святых, будут не только водами, видимыми для глаза и преобразующими материальный мир. Оттуда, из скрытого от людей помещения Храма, хлынет невидимый поток, который изменит сознание людей и позволит им увидеть все в истинном свете. <И будет после этого: изолью свой дух на всякую плоть, и придут сыновья ваши и дочери ваши, старикам сны будут сниться, юноши видения увидят…> (Йоэль, 3:1,2). В этот момент будут исправлены все трагические ошибки человечества, в основе которых лежит испорченность человеческой натуры.

Исправление – потоп. Но не затопление водой, а хлынувший поток сознания, когда не останется возможности думать, что Б-г не всесилен или жесток. Тогда народы мира поймут, что истина исходит из Йерушалаима, хранящего слово Б-га и его рассказ о Самом Себе, 3300 лет назад, прозвучавший с горы Синай. И тогда скажут они: <Пойдемте взойдем на гору Б-га, поднимемся в дом Вс-сильного Яакова. Ибо из Цийона выйдет Тора и слово Б-га из Йерушалаима>. <Б-г расстраивает советы племен, уничтожает замыслы народов. Совет Б-га устоит вовек, замысел сердца Его – навечно. Счастлив народ, что Б-г – Вс-сильный его, народ, который Он избрал в наследие…> (Мальбим).

Когда народы мира, не признававшие Б-га и пришедшие все вместе воевать с Ним к Святому городу, увидят произошедшие чудеса, они осознают, что Б-г единственный управляет миром и как царь решает все единолично, что нет никакой другой силы, которая могла бы противостоять Ему хотя бы в незначительной степени (Радак).

Возвращение награбленного. В книге Зхарьи описывается восстановление справедливости в тот день, который станет поворотным моментом истории. <Вот наступает день Б-га, и будут делить добычу твою внутри тебя <(Зхарья, 14.1)

День Б-га – это тот день, которого с нетерпением ожидает Вс-вышний. День, ради которого Он сотворил мир. Имущество сыновей Израиля, которое отбиралось у них на протяжении долгих веков, будет возвращено и поделено в среде еврейского народа.

На протяжении периода Второго Храма еврейский народ подвергался постоянным поборам, набегам и ограблениям. При разрушении Храма его имущество было вывезено в Рим и в настоящее время находится в Ватикане. На протяжении долгого изгнания евреи постоянно изгонялись из стран без права вывоза имущества. Вторая мировая война стала апогеем грабежа. Ценности еврейскому народу до сих пор не возвращены. Швейцарский банк, сотрудничавший с нацистами, до сих пор не вернул еврейские вклады.

Все народы мира, в период Второй мировой войны, пассивно или активно содействовавшие истреблению евреев и тем самым объединившиеся на войну с Йерушалаимом, после войны признали право еврейского народа на территорию Израиля и, таким образом, вернули ему самое главное, что у него есть, – Землю Израиля. Так же и в результате войны 67 года и Йерушалаим, и территории Иудеи, Шомрона и Азы отошли к евреям. И вновь в результате войны было возвращено самое главное имущество – Земля.

Но пророк говорит не столько об имуществе материальном, которое народы мира постоянно отбирали у евреев, сколько о добыче духовной: сила еврейского народа возвращается к нему.

Враги Йерушалаима. Война народов с Йерушалаимом описывается как война Гога и Магога. Сами имена не являются именами конкретных царей. Они указывают на руководителей семидесяти народов, которые в конце дней объединятся в своем стремление противостоять воле Вс-вышнего, которая все отчетливее начинает проявляться через еврейский народ, возродившийся на своей земле и отстроивший Йерушалаим. Числовое значение слов <гог> и <магог> – семьдесят. Объединение народов мира на борьбу со Вс-вышним описывает царь Давид, видевший пророческим взглядом конец истории: <Почему шумят народы и нации замышляют пустое? Собрались цари земли, и тайные советники держат совет…> (Теилим, 2:1,2)