608

Израиль как моральный вызов человечеству

March 6, 2004 Автор: Элиэзер Шаргородский - No Comments

   Рассказ о событиях, произошедших в Персидской империи в IV веке (по еврейской традиции) до н. э., часто представляется старой, немного надоевшей сказкой. Но так думают только те, кто не умеет замечать, что в книгах пророков поднимаются вечные проблемы. И одна из них — антисемитизм.
   Кто виноват в том, что персы оказались юдофобами, — не суть важно. Интересно другое: еврейский вопрос оказался камнем преткновения для всего человечества. Не было империи, в которой бы не разрабатывались планы его окончательного решения: Ассирия, Вавилон, Персия, Сирия, Рим, Германия и Советский Союз (с известными сталинскими планами).
   Мировое сообщество, немного поплакав над 6-ю миллионами, погибшими в годы Катастрофы, в последнее время начало приходить в себя. По многим оценкам, антисемитизм в европейских странах за последние годы достиг предвоенного уровня. Результаты опроса, проведенного прошлой осенью в странах Европейского Сообщества, показали, что примерно две трети жителей Европы считают Израиль главной угрозой миру во всем мире. Эти результаты смутили даже европейское руководство. Видимо – при всей предвзятости их подхода к конфликту на Ближнем Востоке — они почувствовали, что в их странах назревает некоторая новая проблема: население не способно хладнокровно оценивать ситуацию в ближневосточном регионе…
  Антисемитизм принял новые формы: ненависть к евреям как к генотипу или представителю общины сменилась ненавистью к народу, живущему на своей земле. Антисемитские выпадки направлены сегодня не против «одного народа, рассеянного среди народов и обособленного (от них)» (Мегилат Эстер, 3:8), а против одного народа в своем коллективном воплощении, а именно — против государства Израиль.

   В этом есть что-то ободряющее: приятно слышать, как после почти 20-векового перерыва евреи заново отождеавляются в европейском, да и в мировом сознании с Израилем, а не с местечком, с гетто или с чертой оседлости. Опрос радует и другим: в Израиле видят моральный вызов всему просвещенному человечеству. Иначе невозможно найти объяснение тому, что готовность Израиля лишиться 97% территории Иудеи, Самарии, Газы и половины Йерушалаима (при всем их национальном, религиозном, стратегическом и историческом значениях) сравнивается с угрозой исламского фундаментализма или наличия ядерного оружия у Северной Кореи.
   Такая ненависть может быть объяснена только на уровне подсознания: Израиль угрожает не физическому, а духовному покою Запада, его чувству собственной правоты.
   Антисемитизм — это механизм, позволяющий многим людям сваливать вину за свои собственные неудачи и несовершенство на евреев, которые своей ненормальной судьбой свидетельствуют о несовершенстве этого мира, своей Торой — о пути к его исправлению и своим возрождением на Земле Израиля — о возможности это стремление к совершенству конкретно реализовать, претворив в жизнь в рамках независимого национального существования. Поэтому антисионизм — это выражение неприязни к еврейскому государству, вызванное самим фактом существова­ния и поведением этого государства, которые свидетельствуют о несовершенстве и порочности народов мира.
   Израиль мешает мировому покою, ибо служит неопровержимым доказательством того, что война не отодвигает моральные проблемы на задний план. И воюющее государство, и отдельно взятый солдат могут сохранять Образ и Подобие, а не превращаться в животных. Народы мира постоянно говорят о справедливости и ценности человеческой жизни, однако, провозглашая их высшими ценностями, они не заботятся о сохранении жизни мирного населе­ния во время ведения военных действий.

   Напротив, они действуют, исходя из совершенно противоположного принципа "Raison d’Etat" (государственного интереса)  — там, где затронут государственный интерес, нет места морали. В Алжи­ре французские солдаты в рамках операций возмездия уничтожали целые деревни; во Вьетнаме американские Б-52 сбрасывали свои бомбы с напалмом и на гражданское население; в Грозном российские подразделения в первую очередь пускали в ход артиллерию и точно так же себя вели в 1994 году силы ООН в Сомали.

  В Израиле, чье гражданское население постоянно подвергается терактам, армия, тем не менее, готова идти на невероятный риск, чтобы не задеть гражданское население. Так во время операции в Дженине в апреле 2002 года погибло 13 солдат по одной причине: очищала город от террористов, переходя из дома в дом, пехота, а не артиллерия, авиация или прочие средства, которые бы ударили по гражданскому населению. (И это несмотря на то, что «мирные жители», видя в террористах национальных героев, активно помогали им и снабжали их оружием и взрывчаткой.)

Антиизраильская
 демонстрация, 2003