Бар Мицва

Бар Мицва

March 10, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

В еврейской традиции возраст, с которого человек считается взрослым наступает гораздо раньше, чем это принято считать в современной правовой практике. Например, в большинстве стран человек может вступать в брак с 18 лет. По всей видимости, это возраст, когда человек способен не только родить ребенка, но и заботиться о нем. С 16,5 лет человек получает право на вождение машины – это соответствует возрасту, когда человек в состоянии осознать ценность человеческой жизни и придпринять все необходимые меры предосторожности для ее сохранения. С 18 или в некоторых странах с 21 года человек получает избирательные права и несколько позже право быть избранным. Чему соответствует возраст 12 или 13 лет, с которого человек несет полную ответственность перед еврейским судом, обязан исполнять заповеди и начинает обладать всеми правами? Тора не утверждает, что еврей развивается быстрее и с более раннего возраста способен нести ответственность за свои поступки и исполнять общественные обязанности. Напротив, еврейский закон никогда не поощрял вступление в брак в столь раннем возрасте. Шулхан арух говорит, что человеку следует жениться в 18 лет или же если он занят изучением Торы в 21 год. На ответственные должности принято назначать людей, умудренных опытом и основательно изучивших закон. (Возможно в зависимости от желания аудитории рассказать историю о Рабби Элиазар бен Азария из трактата Брахот 28а). Царь Шломо поднимается на престол в возрасте 12 лет, но из самого рассказа о нем в книге царств мы видит, что ребенок в таком возрасте не способен управлять государством и он чудом получает способность понимать намерение людей, ясное видение всего происходящего и умение судить. Значит любой другой ребенок не способен управлять государством с точки зрения Торы. В 12 и 13 лет ребенок остается зависимым от родителей. Он не способен сам прокормить себя и нужлается в постоянной материальной и моральной поддержке. С юридической точки зрения ребенок не обладает имущесвенными правами, пока он остается в доме отца и зависит от него. Так какова же идея Торы, когда она объявляет ребенка в 12 или 13 лет взрослым? Дело в том, что обычно человек учится на своих ошибках. В том числе и свою ответственность за поступки он понимает часто на примере горького опыта. Тора стремится избежать этого болезненного периода и приучить человека к ответственности за свои поступки в раннем возрасте, пока он находится в родительском доме и под опекой своих родителей. Но приучить человека к ответственности без того, чтобы возложить на него ответственнотсь – невозможно. Ребенок может осознать ответственность за свои поступки только в том случае, если он знает, что за словами "закон", "требование закона", "наказание" и т.п. стоит реальность и конкретность, а не игра и по принципу "как будто". Возраст 12 и 13 лет подсказан самой природой. Начиная с этого возраста раскрывается потенциал привести в мир новую жизнь, что само по себе связано с максимальной ответственностью. Однако этот потенциал остается пока потенциалом и в подавляющем большинстве случаев человек должен пройти период взросления прежде чем он по настоящему станет способным привести в мир новую жизнь и принять на себя ответственность за нее. Для того, чтобы избежать периода проб и ошибок Тора обязывает обучать детей и воспитывать их с еще более раннего возраста. Этот возраст строго не определен. Но с того момента, когда ребенок в состоянии понять ту или иную заповедь на родителей ложиться обязанность научить его простому действию и простому пониманию этого действия. Но не только на исполнение действий родители должны обращать внимание, а так же или может быть даже прежде всего – на воспитание качеств – добрата, умение помочь ближнему, проявление стойкости и твердости, когда речь заходит о вопросах веры, умение вести себя прилично и достойно и т.п. Считается, что если ребенка не воспитывать с раннего детства, впоследствии ему же самому будет хуже. "Щадящий розгу свою ненавидит сына своего, а кто любит его с детства наказывает" (Мишлей 13:24). Родители должны уметь подобрать ключи к каждому ребенку. "Воспитание юноши в соответствии с его путем" (Теилим 119). Т.е. на раннем этапе развития ребенка следует определить его склонности и наиболее свойственное для него занятие в будущем – его дорогу и в соответствии с этим воспитывать и развивать его хорошие природные качества. Родители обязаны дать ребенку хорошие знание Торы, а так же специальность и элементарные навыки, которые могут спасти его в критической ситуации, как например – умение плавать. Срдеством воспитания могут быть и худлжественная литература и художественные фильмы, однако и то и другое не должно быть бесконтрольно – родители вместе с ребенком должны разбирать выводы, вытекающие из тех или иных произведений.

Вопросы

  1. Следует ли ребенку, приближающемуся к возрасту бар мицвы разъяснять ценность семьи, необходимость ее создания и сохранения? Следует ли говорить с детьми об ответственности родителей перед детьми? Царь Шломо обращаясь к своему сыну говорил: "Ибо сотовый мед источают уста чужой женщины и глаже елея речь ее, но последствия от нее горьки как полынь, остры как мечь обоюдоострый" (Мишлей 5). В каком возрасте было бы полезно познакомить ребенка с этими строками?
  2. Еврейское воспитание является религиозным. Его основана – развитие у ребенка понятия о том, что каждое его действие и слово имеют мировое значение. Они известны Вс-вышнему и человек должен давать за них отчет. Мотивом правильного поведения является не только терепет перед Тв-рцом, но и желание исполнить свое предназначение в жизни и реализовать свои хорошие потенциалы. Возможно ли исключить религиозное воспитание? Можно ли без осознания того, что каждый твой поступок имеет мировое значение расчитывать на то, что человек будет всегда стремиться вести себя правильно, на то, что у него найдутся силы противостоять своему дурному желанию?
  3. Если бы не трагический конец истории – должен ли был вырасти из маленького принца хороший человек – ведь его никто не воспитывал – откуда его положительные свойства? Может быть автор решил не показывать его взрослым, потому что не был уверен, что из него вырастет хороший взрослый человек?
  4. Сделует ли воспитывать у ребенка чувство патриотизма?