Еврейская школа – одно из немногих эффективных средств борьбы с ассимиляцией. Возможно, поэтому год за годом с новой силой вспыхивают дебаты о том, как должна выглядеть и к чему стремиться еврейская школа.
Принято считать, что преподавание еврейских предметов – истории, литературы, иврита и прежде всего традиции – и есть то, что делает школу еврейской. Хочется поставить по этому поводу несколько вопросов.
В СССР были, например, школы, которые называли "китайскими": с углубленным изучением китайского языка и страноведения. Однако подобные школы никогда не ставили себе задачу воспитать китайцев.
Перед еврейской школой, напротив, стоит сверхзадача, ради которой она существует – воспитать евреев, которые будут мыслить еврейскими ценностями, смогут сохранить неразрывную связь со своим народом, создать еврейские семьи. И здесь вступают в действие совсем другие правила игры.
Если учитель математики должен быть прежде всего специалистом в своем предмете, то учитель традиции должен, в первую очередь, обладать даром влияния на детей в том, что касается этики и мировоззрения. И ключевое качество здесь – искренность.
Во-первых, учитель должен искренне стремиться воспитать своих учеников в еврейском духе.
Во-вторых, он должен разделять те ценности, с которыми знакомит детей. Учитель биологии может преподавать теорию Дарвина независимо от того, нравится она ему или нет. Однако человек, отвергающий еврейскую традицию, преподавать ее не может. Нарушение этих двух правил неизбежно сведет на нет любые усилия.
Можно ли заставить всех учеников соблюдать законы субботы? Конечно, нет. Более того: было бы неверным ставить перед школой подобную задачу. Ведь за ее стенами начинается другая жизнь: в нееврейском мире, в семье, которая чаще всего мало связана с еврейской традицией. Окончив школу, человек попадет в институт или на работу, где он может оказаться единственным евреем. И как бы глубоко не изучалась традиция в школе, существует угроза того, что после выпускного ребенок отложит подальше учебник и забудет о традиции, как мы часто забываем об обязательных, но не нужных в жизни предметах, изученных в школе или институте.
Чтобы этого не произошло, мы должны сформулировать задачу еврейской школы иначе: создать связь ученика со своим народом, которая не разорвется под натиском внешней среды. А будет он при этом соблюдать Шабат или нет – все равно, в конечном итоге, зависит от него одного. Огромную роль могут сыграть родители. Если они сделают хотя бы небольшой шаг навстречу школе – будь то зажигание субботних свечей дома, отказ от свинины на столе или разговор о том, что своим еврейством надо гордиться, – это приведет к необычайно важному сдвигу в сознании ребенка. Он увидит, что вещи, о которых говорится в школе, имеют смысл и применение в реальной жизни за ее стенами.
И тогда его будущее самосознание будет цельным, а не похожим на лоскутное одеяло, сшитое из противоречий.