Цфат
Откуда взялся праздник?
Ту би-Шват – никто не будет отрицать, что это один из самых милых праздников в Израиле. Ну что может быть прекраснее: деревья, фрукты, песни! Только скажите – а что, собственно, это за праздник? Откуда он пошёл и что празднуем?
Популярная литература, доступная русскоязычному читателю, даёт весьма скудную информацию
Мишна из трактата Рош а Шана говорит о четырех днях года, являющиеся его «началами». Это 1-ое Нисана, 1-ое Элула, 1-ое Тишрея и 15-ое Швата – Ту би-Шват. Ту би-Шват – это «Новый год деревьев», начало года в том, что касается отделения маасрот (десятины) от плодов фруктовых деревьев. В этот день можно совершать любую работу, и он никак не отражен в молитвах. Однако в этот день принято привносить что-то от праздника: в него не читают Таханун (траурную часть молитв). В этот день едят плоды, растущие в Эрец Исраэль, причем стараются отведать хотя бы один новый плод, который еще не подавался к столу в этом году, и произнести на него благословение Шегехеяну. (Элиягу КиТов, «Книга нашего наследия»)
Каббалисты Цфата в 16 веке yстановили в Тy би-Шват даже особый "седер" – трапезy, в которой ели всевозможные фрyкты и пили вино, и читали Библейские отрывки, прославляющие Землю Израиля. В Тy-би-Шват принято сажать деревья. Это сравнительно новая традиция, возникшая в конце прошлого века, когда первые еврейские поселенцы начали прибывать в странy Израиля, чтобы восстановить здесь еврейское присyтствие.
Вот, собственно и всё. Открывая для себя заново мир еврейских праздников, каждый может ощутить, как его прямо-таки с головой затапливает море информации. А тут… даже до щиколоток не доходит. Не говоря уже о непонятности самой идеи Нового года деревьев.
Мы попробуем произвести самостоятельное, насколько это возможно, расследование.
Итак, отправная точка – Мишна о четырёх Новых годах.
При внимательном рассмотрении текста, ясно, что мудрецы Мишны не считают, что это какой-то особенный день, так же, как и остальные три новых года. Исключением является 1-е тишрея – собственно Рош-а-Шана, и это объясняется в следующей мишне:
4 раза в году Всевышний судит мир:
в Песах – решается об урожае зерновых
в Шавуот – о плодах деревьев
в Рош-а-Шана – все пришедшие в этот мир проходят перед Ним как овцы
в Суккот – мир судится о воде (осадках)
Из этой мишны однозначно следует, что вопрос о плодах деревьев решается в Шавуот, время начала их созревания в Земле Израиля. Всё понятно и логично. В Гмаре объясняется, что 15 швата – это принятая дата, которая разделяет один год от другого во всём, что касается заповедей, связанных с плодами деревьев. Плоды фруктовых деревьев, завязавшиеся до Ту-би-Швата, считаются плодами этого года. Плоды, завязавшиеся после Ту-би-Швата, будут считаться плодами следующего года.
Почему именно это время выбрано – тоже объясняется: потому, что к этому дню обычно уже выпадает большая часть годовой нормы осадков и деревья начинают просыпаться от зимней спячки.
И никакого упоминания о праздниках. Больше того, Рамбам в своём кодексе «Мишнэ Тора» называет эту дату не Новый год деревьев, а Новый год относительно плодов деревьев.
Откуда же появляется праздник?
Традиции Ашкеназа
Первое из свидетельств о выделении этого дня среди прочих дней календаря мы находим в галахических респонсах мудрецов Ашкеназа (Германии) 13-14 века, которые свидетельствуют о древней традиции, согласно которой в этот день не
читают траурные молитвы и даже устраивают праздничную трапезу. (*1)
В сефардских и прочих других источниках этот день не упоминается вовсе.
Тут надо отметить один более менее общепринятый научный факт.
Дело в том, что с самого начала эпохи Второго Храма и почти до конца первого тысячелетия существовало разделение еврейского народа и его мудрецов на два лагеря: Земля Израиля и Вавилон. Несмотря на то, что на протяжении всего этого периода сохранялись связи между общинами и народ в целом оставался единым, но различные подходы и различные обычаи существовали. Поэтому мы говорим, к примеру, о двух Талмудах: Вавилонском и Иерусалимском. Продолжателями традиций вавилонских академий стали мудрецы Испании (Сфарад). Традиции же Земли Израиля сохранились больше в ашкеназских общинах.
Для чего нам необходимо это всё знать?
Песни страны Израиля
Дело в том, что благодаря замечательной находке, сделанной в начале 20-го века в Каире, было обнаружено древнейшее и богатейшее собрание еврейских рукописей, которое называется учёными Каирская Гениза. Находок было так много, что их обработка продолжается до сих пор.
В частности, были обнаружены 2 поэтических произведения, относящиеся к эпохе Гаонов (7-10 вв.) и посвящённые Новому году деревьев. Их автор – р. Иеуда би рабби Гилель (его имя зашифровано в первых буквах строф), про которого до сих пор никому не было известно. Сами гимны очень красивы и по стилю напоминают произведения знаменитого поэта р.Элиэзера Калира, жившего за три-четыре века до этого в Земле Израиля.
Гимны построены как поэтическое дополнение к молитве Шмонэ-Эсрэ (18 благословений). Этот вид гимнов называется КРОВОТ. Нам с вами известны, пожалуй, только подобные дополнения к молитвам Рош а-Шана и Йом Кипура, но в средние века и ранее эта форма была очень распространена.
Но самое интересное в этих двух гимнах, с нашей точки зрения, – это сам факт их написания. Ведь мы же полагали, что 15-е Швата никак не выделяется особыми молитвами и.т.д. А тут перед нами наглядное доказательство обратного. Если есть гимны – значит, была традиция отмечать Ту би-Шват, как минимум, в Земле Израиля. В Мишне эта традиция не отмечена, возможно, потому, что это – традиция, а не установление мудрецов. В Вавилонском талмуде – народным обычаям Земли Израиля вообще не место, и в Вавилоне об этой традиции могли и не знать. Есть ещё Иерусалимский Талмуд и Мидраши, но и те, и другие, дошли до нас в крайне неполном виде.
Зато древняя ашкеназская традиция, о которой мы говорили до этого, очень похоже, что является продолжением обычаев Земли Израиля, о которых свидетельствуют гимны р. Йеуды би р. Гилель.
Но каким же образом эта прерывающаяся ниточка традиции вдруг превращается в настоящий праздник?
Цфатское возрождение
Чтобы ответить на этот вопрос, мы перенесёмся с вами в 16-й век в Тверию и Цфат. Здесь складывается в это время уникальная ситуация. Итак.
Некоторым маранам, сбежавшим из Испании и Португалии в Турцию, удалось добиться высоких постов и оказывать влияние на жизнь страны. Среди них был дон Йосеф Наси из португальской семьи Мендес, владевшей богатым торговым домом. Дону Йосефу удалось приблизиться к султану Сулейману, и он стал близким другом его сына Селима. Многие годы он был одним из ведущих политиков Турции и умел пользоваться своим влиянием Синагога Аризаля на благо единоверцев. Под влиянием своего сына Селима султан отдал дону Йосефу город Тверию и его окрестности, с тем, чтобы организовать там большое еврейское поселение. Дон Йосеф разослал письма европейским общинам, в которых призывал евреев оставить свои страны и переехать в Святую землю. Эти события послужили причиной кратковременного, но чрезвычайно бурного расцвета еврейских общин Тверии и Цфата. К сожалению, европейские евреи не поспешили откликнуться на" призывы сионистов", а уже через короткое время и арабы начали борьбу против возобновления еврейского присутствия в Стране Израиля. Султану-мусульманину было неудобно посылать армию для усмирения мусульман ради евреев. Поэтому, в конце концов, Замысел, дона Йосефа не удался….(по книге р.Ойербаха "История еврейского народа")
Но короткий расцвет, который он вызвал, оказал огромное влияние на духовное развитие еврейского народа на столетия вперёд. В несколько десятилетий середины – конца 16-го века здесь, в Цфате, сформировался уникальный конгломерат выдающихся мудрецов. Здесь рабби Йосеф Каро написал свой знаменитый кодекс «Шульхан Арух», который стал определяющей книгой Закона, как для сефардского, так и для ашкеназского еврейства вплоть до нашего времени. Но особенно выдающимся стал Цфат благодаря еврейским учёным – каббалистам: рабби Моше Кардоверо и, конечно, рабби Ицхаку Лурия, великому Аризалю.
АРИЗАЛь
Именно с учением Аризаля связано возобновление празднования Ту би-Шват. Поэтому расскажем о нём чуть подробнее.
Начать нужно, видимо, с того, что обозначает аббревиатура АРИЗАЛь. С последним ЗАЛь проблем нет – это просто "Зихроно либраха" – да будет благословенна его память. Совершенно обычной является и аббревиатура РИ – рабби Ицхак. А вот А, предшествующая РИ – это уже почти уникальный случай. В наше время, обычно объясняют, что это первая буква прозвища – Ашкенази. Довольно странное объяснение. Есть и другие. Однако современники и близкие потомки имели ввиду другое слово: ЭЛОКИ – божественный (*2) . И уж таким эпитетом не назывался ни один и еврейских мудрецов, ни до, ни после Аризаля.
Аризаль прожил очень короткую жизнь. Он не написал ни одной книги. И всё полное собрание сочинений Аризаля, которое занимает столь обязательное место в любой йешиве, где изучают Тайную часть Торы, написал его ученик рабби Хаим Виталь. С ним и ещё несколькими ближайшими учениками Аризаль провёл последние два года своей жизни, передавая им своё учение. И уже после смерти учителя рабби Хаим Виталь записал то, что получил от него. Далее учение святого Ари (ещё один эпитет, которым называют этого мудреца) стало молниеносно распространяться по всему еврейскому миру. Влияние личности Аризаля и его учения на еврейский мир было беспрецедентным. Просто как пример: сам рабби Йосеф Каро, создатель кодекса «Шульхан Арух», величайший авторитет своего поколения и всех последующих, который, кроме всего прочего, был гораздо старше Ари, в одном из сохранившихся писем обращается к нему, как ученик к учителю. Это нужно понять.
Конечно, прежде всего, Аризаль был великим каббалистом. Каббала как способ изложения Тайной Торы стала широко известна примерно с 12-13 вв. Но после Ари это было уже совершенно другое учение. (*3) В своём учении Аризаль особенное значение придавал процессу освобождения – Геулы, поскольку предвидел, что время это приближается. Более того, он видел своей задачей не столько подготовиться к приходу Геуле, сколько подготовить и ускорить её приход. То есть делать практические шаги, чтобы не то чтобы изменить, но несколько подправить ход глобальных исторических процессов, точнее процессов духовных, которые-то историей и движут.
Я отдаю себе отчёт, что изложить доступно эту идею в рамках статьи мне не удастся – читатель призывается простить и поверить на слово. Как и утверждению автора о том, что программа Аризаля, в отличии от программы Дона Йосефа, во многом и определила дальнейший ход истории (хотя и само появление Аризаля и людей, способных воспринять его идеи, стало возможным, как это ни парадоксально, благодаря деятельности Дона Йосефа).
О глубоких духовных влияниях нам с вами говорить трудно. Поэтому посмотрим на ту часть айсберга, которая над водой. Итак, что же нового в еврействе появляется после Аризаля? Я приведу один пример из множества, но самый, пожалуй, яркий.
"Встреча Субботы"
Каждый, кто хоть раз бывал в синагоге во время наступления субботы, помнит удивительно вдохновенную песню "Леха Доди" и те псалмы, которые читаются, а во многих местах сейчас и поются, до и после неё. Это – совершенно обязательная часть молитвы во всех синагогах мира. Но появилась она всего лишь в 16-м веке, что для нашей истории все равно что вчера. Не найдёте вы ни одного примера того, чтобы какая бы то ни было существенная традиция, возникшая после прекращения деятельности Санэдрина (примерно 3-4 в.н.э), закрепилась бы во всех еврейских общинах. Чтобы её приняли и сефарды, и ашкеназы, и йеменцы, и бухарцы, и хасиды, и литваки!
А ведь речь идёт о традиции, которой нет никакого обоснования ни в Талмуде, ни в Мишне. Нужно представить себе всю консервативность, в самом положительном смысле, иудаизма, без которой мы бы просто не смогли сохраниться за две тысячи лет изгнания.
А вот о том, как эта замечательная традиция появилась, вы можете прочитать в любой популярной книге о еврейской традиции. Дело в том, что Святой Ари со своими учениками имел накануне субботы обыкновение выходить, облачившись в белые одежды, из Цфата в поля и петь торжественные гимны субботе. Так и повелось.
Мы даже представить себе не можем сейчас, как это до Ари не было Встречи Субботы. Суббота была, а Встречи Субботы не было.
А теперь попробуем понять, какой за этим нововведением кроется смысл. Опять же, обнажим только самую верхушку айсберга.
Тут нужно задуматься о том, что такое Суббота, Шаббат, для евреев. Что отдыхаем, что празднуем?
Никто не будет отрицать, что работа занимает очень важное место в жизни. Никто не будет отрицать правоту царя Шломо, сказавшего: «Человек рожден для труда».
Но ведь у работы должна быть цель. Для чего мы работаем?
Наверное, цель работы в этом мире – исправление и совершенствование мира, цель работы над собой – самосовершенствование.
Когда вся работа человека будет закончена, весь мир придет к совершенству, Человек и Мироздание станут достойными партнерами совершенного (по определению) Творца. И тогда больше не будет места для исправления, для работы. И мир погрузится в абсолютный покой. Это и есть идея Шаббата. Дав заповедь Шаббата евреям, тому народу, который Творец избрал для того, чтобы привести весь мир к совершенству, к цели Творения, к Геуле, Он, Благословенный, тем самым дал им возможность ощущать связь с этой целью. Здесь и сейчас.
Поэтому Шабат- это посольство будущего мира. Находясь в Субботе можно находиться, по сути, в мире будущем, мире совершенном.
Совершено понятно и то, что именно Геулу – Избавление – для нас Шаббат и символизирует.
А раз мы это поняли, то можно легко догадаться, зачем нужно в белых одеждах выходить из города навстречу Субботе – невесте. Мы не просто ждём наступления избавления, но идём навстречу ему. И радуемся его наступлению не когда оно уже всем видно, а ещё немножко раньше…
А ведь это-то как раз и есть то главное, что является сущностью учения Аризаля.
Теперь можно возвращаться к Новому году деревьев.
Возрождение праздника
Собственно, в книгах Аризаля упоминания какого бы то ни было особого празднования Ту би-Шват нет. Как нет его и в книгах учеников Аризаля. Интересно, правда, что в книге еврейского учёного из Марокко, р. Иссахара Сусанна, который поселился в Цфате в середине 16 века, отмечается, что ашкеназские евреи отмечают этот день трапезой с фруктами. Подчёркивается особо, что речь идет только об ашкеназах.
Ещё через более сто лет, в книге "Хемдат а Йамим", которая была написана, скорее всего, известным каббалистом р. Биньямином а-Леви из того же Цфата, примерно в третьей четверти 17-го века, есть описание того каббалистического Седера Ту-би-Шват, согласно которому отмечают этот день и в наше время. Причём, что особенно интересно, автор этой книги говорит о том, что он сам ввёл этот обычай, поскольку открылось ему с Небес, что "празднование этого дня (Ту би-Шват) имеет особое влияние духа Земли Израиля, пробуждает стремлении души к Геуле и приближает её…".
Нам ничего не известно про то, как на самом деле произошло возрождение древнего праздника. Мы не знаем, какая роль в этом принадлежала Аризалю. Одно только можно сказать: по своему духу празднование Ту би-Шват замечательно вписывается в учение Ари.
Плоды Земли Израиля
Возникает вопрос: а в чём смысл того, что каббалисты (и мы вслед за ними) едят в Ту би-Шват фрукты? Что такое плод вообще? И что такое плоды Земли Израиля? Это, очевидно, нечто большее, чем вкусный и полезный продукт, богатый витаминами. Для того, чтобы выросло дерево, нужна почва, вода, смена времён года, приливы и отливы, воздух, атмосфера…. Весь мир нужно было создать, во всей его сложности и гармонии, чтобы получился плод, чтобы я мог его съесть.
Нет ничего другого в природе, что было бы столь явно предназначено для человека. Никто, кроме человека, не может полностью оценить всё то, что вложено Творцом в плод дерева: совершенство формы, цвета, запах и вкус. Как подарок – важен сам его факт, как знак внимания небес.
Человек – это венец Творения. Плод дерева – самая человеческая еда.
«Со всех деревьев сада ешь!» – первое, что сказал Адаму Творец. Первое и самое важное. Поэтому, когда человек ест плод, то речь идёт о самом смысле и цели Творения.
Плоды земли Израиля ближе всего по своим свойствам к плодам Эденского сада, поскольку, как говорит Мидраш, Земля Израиля не пострадала от Потопа. Поэтому-то наш учитель Моше просил Превечного всё-таки разрешить ему войти в Святую Землю, чтобы попробовать от плодов её, чтобы выполнить цель Творения. Поэтому он просил разведчиков принести именно плоды. Поэтому и давал им указание: «И узнайте, есть там дерево или нет» (*5) .
Есть ещё одно соображение. В книге Дварим есть такой стих: "Человек – это дерево полевое". Есть глубокая онтологическая связь между человеком и деревом. Как и у дерева, у человека есть корни, которые привязывают его к земле, где он растёт. Одна почва дереву подходит больше, на другой – как говорили про евреев в Советском Союзе: «Евреи в неволе не размножаются».
Как и у дерева, у человека должны быть плоды. Плоды его – это то, для чего он был создан. Это результат его работы в мире: то, что он оставляет после себя и то, что он берёт с собой в мир будущий. На языке мудрецов это называется "Тора и добрые дела". Как и у деревьев в этом мире, плоды у человека бывают не всегда, к сожалению.
Избавление, Геула – это состояние, когда дела и уровень понимания человечества соответствуют замыслу Творения. И начинается Геула с народа Израиля. А природа, которая тем же Изготовителем определена как зеркало человеческого поведения, показывает, что процесс пошёл. Конечно, сначала природа земли Израиля.
Сказано y пророка Иеxезкеля (*6) :
"А вы, горы Израилевы, ветви свои распyстите, и бyдете приносить плоды ваши народy Моемy, Израилю, ибо они приближаются. Ибо вот Я к вам обращyсь, и бyдете вы возделаны и засеяны… И yмножy у вас людей и скот, и они бyдyт плодиться и размножаться, и заселю вас, как прежде, и облагодетельствyю более, чем раньше, и yзнаете, что Я – Господь".
Комментируют мудрецы Талмуда эти строки так: "Нет более очевидного признака приближающегося избавления" (*7).
Объясняет это РаШИ: "Когда земля Израиля будет приносить урожаи "щедрой рукой" – это и есть признака приближающегося избавления. И нет у нас признака очевиднее этого".
Всего каких-то сто тридцать лет назад какие-то неизвестные науке ветры стали приносить на эту землю новых поселенцев. Дети сапожников, портных и мелких лавочников, студенты-разночинцы, которые две тысячи лет не держали в руках мотыги, которым все правители Европы, как сговорившись, отказывали в праве работать на земле. Но земля Израиля помнила пророчества Йехезкеля и начала приносить урожаи "щедрой рукой". Одно из чудес нового Израиля.
Как приближают Геулу
Но мы то говорим о совсем другой эпохе. До начала Возвращения ещё долгих двести – триста лет. Впереди страшные погромы Хмельницкого и крушение лжемессии Шабтая Цви, борьба между хасидизмом и митнагдим, движение Гаскалы и начало ассимиляции. А здесь, в Земле Израиля – набеги бедуинов и антисемитизм коррумпированной турецкой администрации, эпидемии и землетрясения, безработица и голод. Ах, как далеко ещё до времени, когда расцветёт Земля, когда деревья её начнут приносить урожаи "щедрой рукой"!
И вот собираются в Цфате, городе великого Аризаля, мудрецы, знающие Тайну, видящие зарождающееся (*8). Собираются в день, который великими учителями Земли Израиля назван Новым годом деревьев. Едят от скудных пока ещё, но так радующих сердце плодов Земли, пьют четыре бокала вина, как в праздник Избавления – Песах. И растёт в их душах страстное желание приблизить Геулу, приблизить время, когда расцветёт земля Израиля. И льётся из сердца их молитва, и нельзя эту молитву не услышать….
И слышат про этот возвышенный обычай еврейские мудрецы всего мира, и вот уже от Англии до Индии обращаются сердца евреев к родине тех сухих, заплесневелых, но необычайно вкусных плодов, которые с таким трудом доставали специально к этому дню (станут вкусными, если их столько ждать!). И радость, для которой ещё совсем нет причин, поднимается к Небесам и…приближает Геулу.
Давайте подумаем вместе. Ведь как конкретно начинается Геула? Не сами её тайные механизмы, а то, что мы можем увидеть и потрогать. Сначала появляется идея Возвращения, желание, потом разговоры, затем действия в этом направлении. Первые волны Алии достигают берегов Святой Земли, когда ничего ещё нет. Затем дверцы в Землю Израиля приоткрываются чуть-чуть, затем возникает политический сионизм, Герцль. Потом ещё волны. И вот уже – Декларация Бальфура. Ещё большее желание…. И никаких чудес, никаких обещанных Торой "орлиных крыльев", на которых нас принесут в Землю обетованную . (*9)
Впрочем, что я говорю! Были и орлиные крылья. В 1949 году во время операции по вывозу йеменских евреев, когда те увидели прилетевшие за ними из Израиля самолёты, то именно про орлиные крылья они и вспомнили, поскольку о существовании самолётов не подозревали. Относительное, скажете, чудо. Хотя как ещё Тора, записанная более трёх тысяч лет назад, могла описать самолёт так, чтобы было понятно в любом месте и в любом поколении?
Чудо гораздо более серьёзное (хотя и не столь зрелищное) заключается в том, что идея сионизма (при всей своей фантастичности) вообще к чему-то привела. Однако это чудо было бы невозможным, если бы элементарно не нашлось несколько сотен, тысяч, десятков тысяч евреев, готовых бросить привычный уклад жизни и поехать в дикую Палестину, к туркам, малярии, жаре.
А ведь это совсем непросто. Есть известный и реалистичный анекдот.
"Приходит задумчивый еврей домой и говорит жене: "Ты знаешь, в синагоге сказали, что пришёл Машиах, нужно ехать в Палестину. Жена начинает кричать, плакать. Как же так? Теперь нужно всё бросить: дом, хозяйство, корову, садиться на пароход и отправляться в неизвестность. Муж ещё больше задумывается, а потом говорит : "Всевышний, который спасал нас от рук фараона, и от Амана, и хранил наш народ в самые трудные времена – Он спасёт нас и от Машиаха"!
Откуда же взяться этому страстному желанию, которое сможет преодолеть и привычки, и доводы разума, и все препятствия?
Но как же, скажет образованный читатель, ведь три раза в день в своих молитвах обращается каждый еврей в сторону Йерушалаима и просит Всевышнего об Избавлении. Это, конечно, верно.
Но тут надо учесть, что молитва, которая уже две тысячи лет идёт только в один конец, потихонечку иссыхает. И уже гораздо легче даже самому праведному еврею понимать слова о Земле Израиля, о Йерушалаиме, не буквально, а в качестве символа, образа, абстрактной идеи.
Однажды рабби Нахман из Бреслава совершил поездку в Землю Израиля и, вернувшись, собрал своих хасидов и два часа говорил им про необыкновенные качества Земли Израиля, о том, что каждое дерево, каждый камень здесь святы. Когда он закончил, к нему подошёл его ближайший ученик, рабби Натан, тот самый, который собрал и записал всё сказанное своим великим учителем, и спросил: "Когда уважаемый учитель говорил о Земле Израиля, о деревьях и камнях, которые святы, то что именно уважаемый учитель под этим подразумевал?"
"Да самую обыкновенную землю, деревья и камни!" – воскликнул рабби Нахман.
"И тогда я понял, – пишет рабби Натан, – что учитель действительно имел в виду обыкновенную землю, деревья и камни".
А вот обычаи Ту-би-Шват, сухофрукты Земли Израиля, – это было как раз то, что поддерживало и оживляло связь народа со Святой Землёй. В те самые длинные, самые тяжёлые последние столетия…
День 15 Швата выбран мудрецами Великого Собрания как Новый год деревьев, несмотря на то, что природа ещё спит, ещё нет ни плодов, ни даже цветов. Почему?
Отвечает Талмуд: "Поскольку большая часть зимы позади и большая часть дождей уже выпала".
Поясняет РАШИ: " Поскольку выпало уже большинство дождей, то это время оплодотворения деревьев, начинает подниматься сок и получается, следовательно, что именно с этого времени начинают завязываться плоды".
Да, природа ещё спит, да, наш взгляд пока не замечает признаков наступления весны. Но ведь мы же знаем, что мудрым называется тот, кто видит зарождающееся, тот, кто смотрит вглубь. А в глубине – начинает подниматься сок, который выпустит первые листья, цветы, а дальше и плоды…. Пробуждение началось, и его уже не остановить.
С новым годом вас, дорогие деревья!
Примечания:
1) Магарaль
2) Из урока р. У. Шрки об учении Аризаля
3) Поэтому, в университетах каббалу после Аризаля называют лурианская каббала, по фамилии великого Арии.
4) Пиркей де рабби Элиэзер гл.23. см. также объяснение Рамбана к Брэйшит 8 – 13. Воды потопа затопили, конечно, всю сушу. Но страшного ливня, который сломал и смыл все деревья, не было над Землёй Израиля, и деревья её сохранили свои свойства.
5) Бэмидбар 13-20
6) Иеxезкель 36:8-11
7) Талмуд тр. Санэдрин 98а
8) Сказано в трактате Авот: "Кого можно назвать мудрецом? Того, кто видит зарождающееся"
9) Речь идёт об известном стихе Торы (Шмот 19-4): И понесу вас на орлиных крыльях и возьму вас к себе