585

Недельная глава Итро: Когда произошло дарование Торы?

January 24, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Дарование Торы…
 С горы Синай прозвучал голос Всевышнего – и сыны Израиля услышали десять заповедей. Но не выдержав, бросились бежать. Потом, по их просьбе, Моше поднялся на гору и говорил с Б-гом. Он пробыл на горе Синай без еды и питья сорок дней и начал спускаться с переданными ему в руки сапфировыми камнями, на которых были начертаны десять заповедей. У подножия горы Синай, увидев, что народ сделал золотого тельца, Моше разбил скрижали. Уничтожив идола и наказав виновных, он поднялся на гору второй раз и еще через сорок дней принес вторые скрижали. Вместе с ними он принес повеление построить переносной Храм. Когда строительство было завершено, Всевышний призвал Моше под полог Шатра Собрания и там на протяжении сорока лет блуждания диктовал ему текст Торы так, что голос был не только слышен, но и превращался в видимые глазом буквы из черного огня.
Так что же называется Дарованием Торы? Десять заповедей, прозвучавшие с горы Синай? Первые скрижали, вторые скрижали – или, быть может, то, что продиктовано в Мишкане?
В момент звучания голоса гора Синай начала дымиться – материя утрачивала свою силу: способность скрывать от человека единый источник всего сущего. Но когда разнообразие и множество форм перестают довлеть над духовной структурой мира, меняется восприятие человека. Он перестает рассматривать все окружающее как бессмысленное, неупорядоченное множество случайностей. Любое проявление порядка, восстановление связей, выявление общей сути разных аспектов уменьшает ту силу скрытия, которой обладает материя, и приближает к ощущению единого Творца. Постепенное растворение перегородки, отделяющей человека от духовного мира, где присутствие Творца очевидно, называется "рассказ", "речь", потому что различные детали начинают складываться в единую картину, подобно отдельным словам, из которых составляется предложения. По мере того, как человек осознает упорядоченность всего сущего, энтропия и аморфность материи уменьшаются, что делает ее прозрачней для света, который всегда непосредственно связан с Источником и без него не существует. Есть три основных языка, на которых говорит Всевышний, раскрывая человеку единство всего сущего: олам, шана, нефеш – "пространство", "время", "душа человека".
 Если мы сложим начальные буквы этих трех слов, то получим слово ашан – "дым": "А гора Синай вся дымится". Когда Творец начал раскрывать сынам Израиля свои тайны, толща материи горы не исчезла, прогорев или испарившись, а превратилась в живой рассказ: заговорили пространство, время и душа человека.
 О чем рассказывает Творец? О Себе Самом!
 Дарование Торы -дарование возможности прочесть мир как книгу, рассказывающую о Творце. Оно не было завершено в момент звучания голоса с горы Синай и превратилось в длительный процесс – первые скрижали, вторые скрижали, записанный Моше свиток и … вся история народа, завоевывающего землю, строящего Храм, уходящего в изгнание и возвращающегося на свою родину! У Торы есть определенный аспект: заповеди. Общее правило духовных миров гласит, что последующее включает в себя предыдущее. Следовательно, первая заповедь "Я Б-г Всесильный твой…" включает в себя все остальные, и все вместе они направлены на то, чтобы осознать, Кто Он – Б-г Твой. В этом смысл всех заповедей.