Традиция сообщает нам, что 17 Тамуза, в конце Потопа, Ноах послал на землю голубя из ковчега посмотреть, ушли ли воды. "И голубь не нашел пристанища для своей ноги" (Берешит, 8:9). Так же и народ Израиля, который уподобляется в Торе голубю, не может найти себе пристанища в этот суровый день.
17 Тамуза весь Израиль постится из-за многих несчастий, постигших наш народ в этот день. Талмуд (Таанит, 26) перечисляет пять основных несчастий: были разбиты первые скрижали, когда Моше спустился с Горы и увидел Золотого тельца; при разрушении Первого Храма прекратилось ежедневное жертвоприношение, т.к. коэны не могли найти больше овец; в дни разрушения Второго Храма были пробиты стены вокруг Иерусалима; злодей Апустмус сжег Тору; в Святилище был помещен идол.
Традиция сохранила два мнения о том, что произошло 17 Тамуза при разрушении Первого Храма. Согласно одному из них, стена Иерусалима была пробита 9 Тамуза. В этот день враги ворвались в город, но они не смогли войти в Храм, в котором коэны (священники) продолжали свое служение вплоть до 7 Ава. Правда, начиная с 13 Тамуза, коэнам стало не хватать овец для ежедневного жертвоприношения, предписанного Торой. Евреи прибегли к подкупу вражеских солдат; спускали им по стене золото и серебро, а солдаты передавали им овец. Так продолжалось до 17 Тамуза. После этого и вплоть до 9 Ава жертвы не приносились. Эта версия изложена во Второй книге Царей (25:4). В период Второго Храма евреи постились 9 Тамуза.
По другой версии (Талмуд Йерушалми, трактат Таанит, 84), при разрушении Первого Храма стены Иерусалима были пробиты 17 Тамуза. Наличие двух версий Талмуд объясняет тем, что из-за тяжелых несчастий, постигших народ, евреи сбились со счета и события 17 Тамуза отнесли к дню 9 Тамуза; пророк же Йермиягу не пожелал дату, расходившуюся с мнением народа, записывать в книге Царей.
Во время разрушения Второго Храма стены Иерусалима были пробиты 17 Тамуза. Ввиду этого рабби Йоханан бен Закай, руководитель Санhедрина того времени, и мудрецы его поколения решили перенести пост на 17 Тамуза и считать этот день траурным в память обо всех упомянутых событиях.
Что касается сожжения Торы и установки идола в Храме, то оба этих события упомянуты в Мишне, но никаких подробностей там не приводится.
В Иерусалимском Талмуде (Таанит, 84) говорится следующее: "Где Апустумус сжег Тору? Рабби Аха сказал: на дорогах Лода. Мудрецы сказали: На дорогах Тарлусы". Мудрецы более поздних времен разъясняют, что это случилось в дни правления римского прокуратора Коменуса, за шестнадцать лет до Великого восстания против римлян. Иосиф Флавий пишет об этом периоде так: "После этого несчастья (когда около 10 000 человек было убито на Храмовой горе), возникли новые волнения из-за грабежа. На царской дороге, около Бейт-Хорона, грабители напали на экипаж Стефануса, царского чиновника. Коменус послал вооруженные силы в ближайшие деревни и велел арестовать их жителей и привести их к нему. Они были обвинены в том, что не смогли поймать грабителей. Один солдат схватил в одной из деревень Свиток Торы; он разорвал его и сжег в огне. Со всех сторон собирались евреи, дрожа, как если бы всю их землю подожгли. Они поспешили к Коменусу, требуя, чтобы человек, так грубо святотатствовавший по отношению к их Б-гу и к их Торе, не остался безнаказанным. Прокуратор понял, что гнев народа не успокоится сам по себе, солдат был пойман и повешен. Тогда евреи разошлись по своим городам".
Многие, однако, не согласны с тем, что здесь описано сожжение Торы Апустумусом. Относительно идола в Храме некоторые считают, что его водворил в Храм все тот же Апустумус и также в день 17 Тамуза.
По материалам книги "Дни траура", издательство "Маханаим"