О Хануке

О Хануке

January 19, 2004 Автор: рав Менахем-Мендл Шнеерсон - No Comments

Храмовая Менора и ханукальный светильник

Главная заповедь праздника Ханука – свет свечи. Горение превращает материальные, осязаемые поленья, куски угля, оливковое масло, фитиль в языки пламени, рвущиеся вверх, материя обращается в дух.

Известно, что ханукальные светильники служат напоминанием о светильниках храмовой Меноры. Но чтобы понять уроки Хануки, надо разобраться в том, чем ханукия отличается от Меноры.

1. В храмовой Меноре всегда горело одно и то же количество фитилей. В ханукие каждый день добавляется новая свеча.
2. Менору зажигали в предвечерние часы, в светлое время суток, ханукию зажигают после захода солнца, в темноте.
3. Менора находилась внутри Храма. Ханукию ставят снаружи, за входной дверью.
4. Храмовая Менора горела в годы материального благополучия и духовного расцвета. Ханукия – память об угнетении и войне, бедствиях и нищете.

Все эти четыре отличия связаны друг с другом. Когда жизнь еврея безоблачна и комфортна в материальном и духовном аспектах (см. выше – 4) – в такие дни нет необходимости в самопожертвовании – высшем проявлении еврейской веры. В спокойные дни нет необходимости "добавлять свечи") (см. выше – 1) – завтра пусть будет не хуже, чем вчера. В спокойные дни "вне еврейского дома" светло. Нет нужды зажигать свечи на улице, чтобы разогнать мрак (см. 2 и 3).

В годы гонений, в годы войны между евреями и греками, между евреями, верными Торе, и эллинистами-ассимиляторами, мало света Меноры. В тяжелые дни нужна ханукия: надо наступать на тьму, изо дня в день зажигать новые и новые свечи; надо наступать на тьму, зажигая свечи там, где их увидят сотни, тысячи людей. Война с тьмой невежества и неверия – трудная война. Наши учителя завещали нам два ключа к этой нелегкой задаче. Они говорили: "Тьму не разгоняют палкой. Маленький луч света способен рассеять великую тьму".

История одного чуда

Сравнение двух противоположных миров – еврейства и эллинизма. Наши мудрецы так описывают чудо Хануки. Нанеся поражение греко-сирийским поработителям, освободив Иерусалим, еврейские воины принялись очищать святой Храм, оскверненный язычниками.Вознамерившись зажечь храмовый семисвечник, Менору, они нашли только один запечатанный первосвященником сосуд с оливковым маслом, которого не коснулась рука идолопоклонника. Этого масла могло хватить всего на одну ночь, а для ритуального приготовления нового требовалось по меньшей мере восемь дней. Но чудесным образом масла оказалось достаточно для восьми дней горения, до тех пор, пока не сделаны были необходимые запасы. Это произошло в 3622 году (139 до н.л.).

Известно, что масло было осквернено не случайно. В связи с этим возникает вопрос: если цель, которой добивались язычники, заключалась в том, чтобы погасить огонь Меноры и помешать вновь его зажечь, то почему они ограничились осквернением масла? Разве они не добились бы большего эффекта, если бы полностью его уничтожили?

Кроме того, можно предположить, что они могли осквернить все масло, которое хранилось в Иерусалиме и в его окрестностях Если бы у евреев не осталось ни капли ритуально чистого масла, чуда не произошло бы. Чтобы лучше описать ситуацию, достаточно было бы сказать: "Они осквернили все масло", не добавляя такой подробности как "в Эйхале". Эта подробность кажется совершенно излишней, если учесть, что масло находилось не в самом Храме, а в прилегающем к нему дворе, доступном для всех.

Подчеркивая тот факт, что было осквернено все масло в Эйхале, мудрецы показывают, что цель язычников состояла не в том, чтобы помешать зажечь Менору, – они хотели, чтобы для этого использовали оскверненное масло. Именно поэтому они оставили в святилище запас оскверненного масла, готового к употреблению.

Ханука напоминает нам о двух мирах, находившихся в открытом противоречии. С одной стороны – особая система жизни, основанная на чистом монотеизме, в которой преобладает концепция святости повседневной жизни во всех ее даже самых второстепенных деталях; с другой – эллинистическая культура с ее политеистической и материалистической концепцией. Греки попытались силой оружия навязать свою культуру завоеванным странам и народам. Но они не ставили перед собой задачу стереть с лица земли цивилизацию порабощенных ими народов, они стремились эллинизировать, ассимилировать их.

Такой была политика Антиоха Эпифана, когда Израиль оказался под его властью. В специальной молитве на Хануку говорится: "Греческая империя (решила) сделать так, чтобы (евреи) забыли Твою Тору и нарушили Твою волю, выраженную в заповедях".

По мнению греков, Тора безусловно могла бы быть гармоничным и совершенным литературным произведением, поэтическим творением, полным мудрости и глубокой философии. В таком качестве они готовы были ее признать. Только бы ее считали творением людей. Тогда она была бы подобна их мифологии, в которой богов представляли в человеческом обличье, с человеческими характерами и страстями. Ее можно было бы – более того, следовало бы – изменить, переработать, приспособить к требованиям правящего класса, новым идеям и обычаям. Им хотелось покончить не с Торой, а с концепцией, содержащей откровение Б-жественного слова.

Точно так же они не проявляли отрицательно отношения к моральным и этическим идеалам, представленным в Торе, но выступали против соблюдения Б-жественных заповедей, "иррациональных" предписаний, которые в большей степени, чем что-либо другое, составляют особенность образа жизни евреев.

Они предпочли бы, чтобы Менору снова зажгли и именно в Эйхале, где она должна была осветить все вокруг, как прежде, но… от масла, которого коснулась рука язычника. Менора, зажженная с помощью чистого, освященного масла, служила явным символом увековечивания еврейской традиции, ее свет посылал эту весть из Храма каждому еврею, где бы он ни находился.

Греки решили все изменить. Под угрозой смертной казни они запретили соблюдение Субботы, праздников Рош Ходеша (новомесячье), законов о кашруте, союзе Авраама (обрезания), Чистоте Семьи, запрете произносить имя Б-га всуе. Подверглись конфискации и сожжению все экземпляры Торы, другие Книги Священного Писания. 15 Кислева 3619 года (142 до н.л.) на алтаре святилища был установлен идол, а 25 Кислева в жертву богам принесли свиней.

25 Кислева 3622 года (139 до н.л.), после одержанной победы, евреи вновь освятили Храм и возобновили Б-гослужения. В ознаменование чуда с маслом, которое произошло и те дни, они решили со следующего года в течение восьми дней отмечать Праздник Хвалы и Благодарения. Чтобы все узнали об этом чуде, мудрецы постановили с 25 Кислева восемь вечеров подряд зажигать у дверей домов огни. Праздник они назвали Ханука, что означает "торжественное открытие". В самом деле, в это день евреи торжественно открыли Святой Храм, очищенный после трех лет осквернения. Слово "ханука" состоит из частей хану – "отдохнули" и ка – "25" (Кислева). В это день победители действительно отдохнули от сражения с врагом.

Огни Хануки должны гореть до тех пор, пока "не смолкнет шум шагов тармудоев" – бродячих торговцев, которые последними уходили с улицы. В этом предписании заложен глубокий смысл. Из букв слова тармудой можно составить слово моредет – "бунтовщик", невежда в вопросах веры, активно противящийся религии, коего нужно пытаться приблизить к ней. Слово "смолкли" (по-еврейски калия) этимологически связано со словом "килайон", которое означает "горячее стремление, желание быть ближе к Б-гу".

Эти огни будут сиять всегда

Ханукальные огни, зажигаемые с наступлением вечера, напоминают нам о прошлом: о войне и победе Хашмонеев, об освящении восстановленного Храма, о вновь зажженной в Храме Меноре и о малом количестве масла, которого чудесным образом хватило на восемь дней горения…

Значение праздников в еврейской жизни, как отмечалось неоднократно, – не только напомнить о событиях, которые произошли много лет и поколений назад. Праздник и связанные с ним законы и обычаи должны вызывать настолько сильные и глубокие чувства, чтобы события тех времен переживались заново и отражались на нашем ежедневном поведении – в мыслях, словах и особенно поступках.

Необходимо извлекать уроки из давних событий, годовщины которых мы отмечаем, и прилагать эти уроки к сегодняшнему дню – к повседневной жизни каждого еврея.

В дополнение к общему поучению всех праздников, которые свидетельствуют, что Провидение Всевышнего руководит судьбой нашего народа вплоть до мельчайших деталей и что "Страж Израиля не спит и не дремлет", – каждый праздник, конечно, имеет свои особенности, поучения и мицвы.

…Представим себе на минутку членами маленького партизанского отряда Хашмонеев. Мы находимся под владычеством могучего и враждебного государства, многие из наших братьев оставили нас, приняли язычество и образ жизни врага. Но наши вожди, Хашмонеи, вступили в бой, не вдаваясь в расчеты о численности вражеских войск и мощности их вооружения, не взвесив заранее свои шансы на победу. Ведь Бейт а-Микдаш был захвачен и осквернен, а Тора и наша вера были в большой опасности. Жестокий враг растоптал все святое и пытается заставить нас принять его идеологию, его образ жизни – идолопоклонство, безнравственность, несправедливость и многое другое, совершенно чуждое нашему характеру. Нам остается только одно – еще теснее сомкнуться вокруг нашей веры и объявить захватчику войну не на жизнь, а на смерть.

Ханука празднует нашу победу над греками с помощью чуда, и Хашмонеи, разгромившие несметную армию врага, действительно обладали секретным оружием: месират нефеш (самопожертвованием) – самопожертвенной решимостью сопротивляться "силам тьмы", не рассчитывая своих шансов в борьбе. Не может быть компромисса с врагами при осквернении того, что свято в еврейской жизни, и единственный для еврея выход – безоговорочное сопротивление, причем конечный исход борьбы остается во власти Святой Воли. Незабываемый урок нашей истории в том и заключается, что, если мы владеем "секретным оружием" – месират нефеш, исход сражения не подлежит сомнению.

Истина в том, что судьба еврейского народа определяется не материальными или физическими критериями, а духовной силой, дарованной нам Б-гом в Торе и мицвот. Победа малочисленных и слабых над могущественным врагом ясно продемонстрировала, что нас нужно оценивать только по шкале духовной силы – даже в областях, где физическое превосходство обычно решающий фактор.

Хотя евреи – говоря словами молитвы – "слабы" и "малочисленны" в физическом смысле, однако они не могут быть подавлены "могущественными" и "многочисленными" и проявляют необыкновенную духовную стойкость и самопожертвование при любой угрозе Еврейству, Торе и мицвот.

Так было на протяжении всей истории – и "в те дни", и в наши дни. Евреи – всегда "малочисленное меньшинство среди народов" и никогда не равны другим народам по материальной и физической мощи. Но с позиции духовной силы все оказывается наоборот, более того, духовная победа не ограничивается духовной сферой, а приводит к победе на реальном поле битвы, "вручая могущественных в руки слабых и многочисленных в руки малочисленных" со всеми вытекающими отсюда последствиями.

События Хануки подчеркивают: в еврейской жизни материальное всегда связано с духовным благополучием. Хотя преследования начались с духовной атаки, с попытки греков "заставить их забыть Твою Тору и нарушить Твои заветы", – вскоре последовало и материальное ограбление евреев и их детей. Та же связь между физическим и духовным еще раз проявила себя при освобождении евреев. Когда они под руководством Хашмонеев с непоколебимой верой воспротивились ассимиляции, Б-г помог им полностью избавиться от врагов и спас не только их души, но и богатства их и детей. В наши дни, как и часто в прошлом, евреи подвергаются угрозе могущественных "сил тьмы", грозящих проглотить мир в целом и еврейский мир в частности. В настоящее время наши святыни – это еврейский дом, Иешива и синагога. У них нет иммунитета от осквернения, и по-прежнему нужна решимость Хашмонеев, чтобы сохранять их чистоту и святость. Борьба за них также может казаться неравной, но награда за сопротивление несомненно окажется выше цены усилий – ведь с помощью Всевышнего исход "сражения", конечно, будет чудесным, а победа – полной (духовной и материальной), как это было в дни Хануки.

Таким образом, Ханукальный свет учит нас, что, хотя последние дни изгнания (накануне прихода Машиаха) проходят во тьме – еврей не покоряется окружающей его темноте, а освещает свой дом светом Торы и мицвот (их символизируют в данном случае Ханукальные свечи), и более того – он показывает всему миру, что светом Торы и ее заповедей проникнута вся еврейская жизнь.

И как свет неотвратимо рассеивает тьму, так и "все народы на земле увидят, что имя Б-га названо на тебе, и они будут бояться тебя" – бояться причинить тебе вред.

Вышесказанное означает, что еврей не только не должен погрязнуть в обыденности окружающего материального мира, но наоборот – обязан победить его и заставить служить высшим целям в соответствии с предначертанием: "все твои действия (даже в мирских делах) должны свершаться ради Неба", и "во всех путях твоих познай Его", пока "мрак не превратится в свет".

Следовательно, каждый должен следовать примеру Хашмонеев, вплоть до самопожертвования, игнорируя превосходящее большинство, как в древности наши предки – "слабые и малочисленные против могущественных и многочисленных"…

Когда произошло освящение Бейт-Амигдаш, Ханука указала на обновление мира – ведь мир был создан ради Торы и выполнения мицвот. Греки попытались отменить Тору и мицвот среди евреев. Когда хашмонеи превозмогли их, значение Торы и мицвот усилилось, и так был обновлен мир…

Как Творение началось со слов "Да будет Свет", так и мицва Хануки начинается с зажигания свечей.

Все мицвот результативно воздействуют на мир, но результат не всегда заметен глазу или не всегда проявляется немедленно после свершения мицвы.

Например, суть всех мицвот – заповедь цдака – награждает дающего цдака и его семью жизнью и средствами к существованию и одновременно приносит жизнеспособность в мир. Но это не происходит по принципу "что посеешь, то и пожнешь"; действие цдака скрыто от физического глаза или понимания "натуральным" мышлением.

Однако есть нечто выдающееся в мицвот, связанных с зажиганием свечей – как в Бейт а-Микдаш в старину, в Субботу, во время праздников и т. д. Здесь результат действия – появление света – виден немедленно: он и должен быть виден всеми, кто находится в доме.

Среди этих мицвот заповедь зажигания Ханукального света уникальна. Она требует выполнения "напоказ" для внешнего мира: согласно правилам, подсвечник должен быть выставлен "у двери дома, снаружи" (если возможно, или же в окне).

Таким образом, любой прохожий, включая нееврея, немедленно заметит Ханукальный свет, который освещает окружающий мир. Более того, о наступлении Хануки известно заранее, и мир знает, что евреи повсюду выполнят заповедь зажигания свечей, которые разгонят тьму ночи (так как время зажигания Ханукального светильника наступает после заката солнца).

Зажигание ханукальных свечей демонстрирует физически глазу и каждом проходящему, даже нееврею, что в еврейском доме светло, когда вокруг темно. Это особо подчеркивается тем, что Ханукальные свечи зажигают после захода солнца "у двери дома, снаружи", чтобы видно было и внешнему миру, как Тора и мицвот не ограничиваются стенами дома, а сияют всем окружающим.

Когда мы находились в тяжелом положении, когда потребовалась высокая самоотверженность, Всевышний заповедал нам ханукальные свечи. В такое время недостаточно освещать лишь свой дом, ибо на "улице" темно, и эта тьма способна проникнуть внутрь. Необходимо приложить усилия, чтобы осветить и "улицу". Даже если тьма велика, ее нельзя бояться. Наоборот, необходимо самоотверженно освещать "улицу" и каждый день увеличивать количество света. Нельзя удовлетворяться вчерашним количеством свечей, необходимо ежедневно добавлять еще и еще. Сегодня одна свеча, завтра две, послезавтра три и так далее. Невозможно начинать сразу со многих свечей. Начинают с одной, готовые назавтра зажечь две и послезавтра три, пока не станет светло на "улице".

Начало празднику положило чудо зажигания Меноры чистым священным маслом, которое обошло грязное прикосновение. На первый взгляд – поскольку речь идет о свете – так ли уж важно, было или не было масло тронуто и осквернено, ведь, разумеется, трудно ухудшить качество и интенсивность света прикосновением, не так ли?

Однако мудрецы провозгласили решающим моментом, сутью праздника Хануки, чудо с маслом. Они не уменьшили и не проигнорировали значение великих чудес на поле битвы (о чем упоминаем мы из года в год в молитве). Но вывод их очевиден: в сфере Торы и мицвот, символизируемых Ханукальными Свечами, должны царить абсолютные чистота и святость. И не дело человеческого разума искать причину этому: какая, мол, разница, и не стоит обращать внимания на незначительное, кратковременное осквернение.

Свет, которым освещен Бейт а-Микдаш, должен быть абсолютно чист, без малейшего загрязнения. В этом – суть.

Путь еврея в его повседневной жизни освещает свет, о котором сказано: "Мицва – светильник, а Тора – свет". Этот светильник и сам процесс зажигания нужно тщательно беречь от осквернения, и тогда дорога будет безопасной. Наши, благословенной памяти, Мудрецы утверждали, что Ханукальные свечи будут сиять всегда. Зажигание семисвечной Меноры в Храме прекратилось, зажигание восьмисвечного Ханукального светильника непрерывно продолжается. И не только на Святой Земле, но и в диаспоре, и не только в Храме, но и в каждом еврейском доме. "Свечи Хануки никогда не перестанут гореть" означает также: их учение вечно, во все времена и повсюду и – как упомянуто – для каждого еврейского дома, каждого еврея и еврейки. Поступки человека и его семьи, а главное – воспитание сыновей и дочерей (Ханука и хинух – воспитание – происходят от одного корня) должны освещаться и направляться чистым светом Торы во все возрастающей степени до тех пор, пока это пламя не начнет освещать и тьму внешнего мира.

Ввиду особого значения глубоко любимой мицвы Ханукальных свечей, существует обычай исполнять эту заповедь в стиле мехадрин мин хамехадрин – наиболее прекрасным образом, а именно – зажигая в каждую Ханукальную ночь все больше и больше свечей. Хотя эта мицва полностью выполнена зажиганием одной свечи в первую ночь Хануки, она обретает более совершенную форму с прибавлением еще одной на вторую ночь, и евреи продолжают увеличивать число зажигаемых свечей в каждую следующую ночь Хануки – для предельного увеличения света.

Отсюда следует важный урок: каким бы ни было удовлетворительным соблюдение Торы и мицвот в этот день, от еврея ожидается еще лучшее на следующий день и еще более высокое – послезавтра. Для совершенствования доброты и святости всегда есть место, поскольку они безграничны, происходя от БЕСКОНЕЧНОСТИ.

…Мы, евреи, всегда были малочисленны; много тиранов пыталось уничтожить нас за нашу веру. Иногда они направляли свои отравленные стрелы против наших тел, иногда – против наших душ. Горько признавать, но многие из наших братьев по той или иной причине отворачивались от Б-га и Его Торы и старались облегчить себе жизнь, подчиняясь диктату победителя.

В такое бедственное время мы должны уподоблять себя Хашмонеям, сохранившим верность заветам отцов. Нужно помнить, что в сердце каждого еврея запрятана "капля чистого масла" и, вспыхнув, она разгорается в огромное пламя. Эта "капля чистого оливкового масла" – Вечный Огонь, свет которого может и должен прорезать темноту нашей ночи теперь и всегда, пока каждый из нас не увидит своими глазами исполнение обещаний пророка о нашем конечном избавлении и торжестве. И как в дни Хашмонеев, "нечестивый будет вновь побежден праведным, а замышляющий зло – теми, кто следует заветам Б-га, и всему народу Израиля будет оказана большая помощь".