568

Недельная глава Ваэра: Третьего не дано

January 10, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Змей или тфилин: третьего не дано

Корону фараона украшал золотой змей, поднимавшийся вверх, немного изогнувшись и подавшись вперед. Это изображение столь неприятного для людей пресмыкающегося находилось посередине лба в самой верхней его части. Левое плечо фараона также было украшено браслетом в форме змея – и он оказывался против сердца. Нетрудно заметить параллель: туда, где у египетского правителя находилось украшение в виде змеи, сыны Израиля надевают на голову и навязывают на руку тфилин – кожаные футляры с пергаментом, на котором записаны отрывки из Торы с именами Всевышнего. И они служат украшением для еврея, как сказано: "И навяжи их как знак на руку твою, и да будут они украшением между глазами твоими". И это не случайно, так как Тора и ее заповеди – это абсолютное отрицание основ и принципов египетской культуры, включая аспекты, которые относятся к построению общества и его законам, и представления о природе человека и его отношениях с окружающей средой, которые были распространены в Египте. Египтяне, как и весь древний мир, считали природу сильнее человека и обожествляли ее. Поэтому, когда фараон хотел приписать себе сверхъестественные свойства, он называл себя "великим змеем". Змей на короне фараона и на его руке означал, что он – правитель всего мира – обладает сверхчеловеческими силами, характерными для змея, который повелевает и разумом людей, и их сердцами, требует поклонения и исполнения своей воли. Тфилин на голове и руки еврея служат символом того, что у него есть прямая связь с Б-гом, которая дает ему необычные мыслительные способности, позволяющие его разуму вырваться из-под власти представлений, навязанных материальным миром, и подняться в область чисто духовных сфер. Эти способности также делают его сердце чувствительным и восприимчивым и наполняют его любовью, в отличие от сердец животных или людей, порабощенных своими животными инстинктами. И не случайно Моше было сказано бросить перед фараоном сухую трость, которая тут же превратилась в змею, а потом вновь стала палкой, когда он протянул свою руку и схватил ее. Это должно было убедить фараона, что человек сильнее природы и самые опасные из ее потенциалов находятся в его руке – только нужно захотеть справиться с ними, а не предоставлять им свободу. Каждый может преодолеть животное начало, возвыситься над силами, скрытыми в материи и оказывающими влияние на его разум и сердце, и достичь высокой духовности. Все древние народы поклонялись тому, что их окружало: звездам, деревьям, травам, камням, ветрам – всему, что вне человека. И только потомки Яакова свято верили, что именно человека сделал Б-г по Своему образу и подобию, а не камни и не животных. А это означает, что только человек обладает Б-жественным свойством – способностью освободиться от власти природы, которая пугает его своей мощью и загадочностью. Тора дает указание человеку: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и покорите ее" (Берешит, 1:28).

Современное идолопоклонство

Новое время, освободив человека от лжерелигий, не смогло ничего дать взамен и оставило его один на один со своим сознанием. И психология – новая наука, занявшаяся всесторонним исследованием человека, пришла к старому выводу: инстинкт управляет человеком, и не следует противостоять ему, так как неспособность реализовать свои природные желания порождает комплексы и вредит здоровью. Чтобы быть счастливым, нужно следовать велениям инстинкта. Чем это положение отличается от представлений о власти змеи над человеком? Веру в Высшее начало – Творца – психология также отнесла к разряду комплексов, развитых у человека родителями и обществом.

Идолопоклонство – причина антисемитизма

Современные формы идолопоклонства – поклонение самому себе – ничем не отличаются от древних и также могли бы избрать своим символом змею над головой и на сердце. Покорность своим инстинктам свойственна для тех, кто, удалившись от Б-га, утратил в своей душе подобие Ему. Такой человек хочет быть рабом природы, дать волю инстинктам и следовать за ними туда, куда они его поведут. Он начинает ненавидеть высокую духовность и пытается истреблять ее повсюду, где только встречает. Как прямое следствие ненависти к высокой духовности, рождается желание расправиться с сыновьями Израиля – живыми свидетелями того, что человек не ограничен силами природы, не связан, как веревками, своими инстинктами, а напротив, раскрыв в себе подобие Б-гу, становится выше всего сотворенного, требуя того же и от других людей. Ненависть египтян к евреям не умерла, она прошла через тысячелетия в целости и сохранности, и поскольку человечество так и продолжало во многом следовать своему дурному началу, нет ничего удивительного, что эта "египетская" ненависть неоднократно находила свое выражение в разных формах антисемитизма. Удивительно то, что самый страшный враг евреев, который только встречался им на протяжении долгой истории, осознал проблему и четко сформулировал ее. Адольф Гитлер (да сотрется имя его) охарактеризовал евреев как тех, кто выдумал, будто человек сильнее природы и способен изменять ее и не подчиняться ей. Он называл это выдумкой и глупостью и видел в этом одно из проявлений ущербности всей еврейской нации ("Майн кампф").

Свобода

Освобождение – раскрытие Б-жественного присутствия, шхины. И чем полнее раскрытие Б-жественного присутствия, тем полнее свобода человека, в душе которого оно находит свое отражение. Поэтому Пасхальная Агада подчеркивает, что Всевышний Сам вывел сыновей Израиля из Египта, а не скрыл Себя за посланником, ангелом или какой-либо другой природной силой: "Сам, а не посланник Его, Сам, а не ангел, Сам, а не огненный серафим!"