В связи с приближающимся новым годом у меня возник вопрос. Многие еврейские духовные лидеры выступают против празднования этого праздника. Я могу понять их доводы о праздовании нового года, но, к сожалению, мне непонятно: как можно в современном мире практически пользоваться еврейским календарём?
Я позволю себе привести ещё один довод, не высказанный в вышеупомянутом ответе. Я имею в виду национальное достоинство. Тяжело говорить об оном в наш век, когда границы между государствами и народами стираются, и не только проблематичное «достоинство», но и безобидная «самобытность» с трудом находят себе место в культуре «всемирного гражданства».
Парадоксально, но факт: уходя в тень, морально-этические отличия между народами мира выводят на первый план экономические интересы, которые, в свою очередь, безжалостно переделывают карту мира на новый лад. В едином финансово-экономическом пространстве стремительно исчезают внутренние границы, но не менее стремительно возникают внешние. В качестве примера достаточно привести строжайший визовый режим, с помощью которого была воздвигнута непреодолимая стена между государствами более и менее развитыми. В связи с этим хочется упомянуть уникальный пример государства Израиль. Израиль имеет строгое, сходное с западным, эмиграционное законодательство, но не по отношению к евреям. Евреи в любое время могут приехать в Израиль из любой точки земного шара, получить гражданство прямо в аэропорту, направиться оттуда в свой избирательный участок и проголосовать там за свой выбор в Кнесет. Наши границы в этом смысле проходят не по земле, а выше её…
Так вот, возвращаясь к «национальному достоинству», позволю себе заметить, что закон сообщающихся сосудов уверенно действует в этом случае. Чем больше внимания и энергии тратится на чужие обычаи, тем меньше их остаётся на свои. Хоть это и спорное утверждение, попробую его обосновать.
Празднование Нового года 1 января не объясняется уважением к чужой традиции. Как правило, наши собратья-евреи утверждают, что речь идёт о невредной привычке, о том, что «столько лет праздновали, что без этого тяжело, что это частичка своего, ностальгического…». И здесь вполне можно воспользоваться старым анекдотом, призывающим Рабиновича, стоящего в бане, либо надеть штаны, либо снять крестик. Можешь сколь угодно долго и убедительно доказывать жене, что твоя «первая любовь» со школьной скамьи тебе абсолютно безразлична, но если при этом будешь с ней встречаться – по странной женской логике супруга тебе не поверит.
Прежде всего позвольте обратить Ваше внимание, уважаемая Светлана, на 25-й номер нашего бюллетеня, где мне привелось ответить на вопрос Жанны Тарнопольской из Львова о праздновании евреями христианского нового года.
Наша традиция чрезвычайно терпима к разного рода воздействиям и влияниям со стороны, но всё это, пока речь не идёт о противостоянии. В момент, когда подобное влияние подрывает саму еврейскую веру, еврейская традиция, как и всякая жена, потребует верности себе и «никаких ностальгий по прошлому!». А о том, что христианский Новый год (он же «день святого Сильвестра») никак не может сочетаться с еврейством, мы уже писали
А теперь к существу Вашего, Светлана, вопроса. Чрезвычайно важно пользоваться еврейским календарём. Не раскрывая понятий, я упомяну их: важно для воспитания детей, важно для ритма еврейской жизни, важно для связи с Землёй Израиля, важно для сохранения национального наследия, важно для понимания еврейского образа жизни. Наконец, есть заповедь пользоваться еврейским календарем: "Месяц этот (нисан) будет для вас главой всех месяцев" – сказано в книге Шмот.
Поскольку часто приходится пользоваться нееврейскими датами, особенно в отношениях с соседями и при финансовых операциях, у меня есть несколько рекомендаций:
1. Всегда указывать основную дату (еврейскую), а в скобках при необходимости григорианскую.
2. Не пользоваться нумерацией нееврейских месяцев, но только их названиями: иначе, поскольку отсчёт должен идти от месяца нисан, при указании на четвёртый месяц непонятно, идёт ли речь об апреле или о тамузе.
3. При указании года пользуйтесь двумя последними цифрами, а не полным числом. Тем самым Вы подчёркиваете, что не считаете годы от некоего события, а лишь указываете на текущий номерной порядок.
4. При упоминании нееврейского года укажите на тот факт, что год указан по нееврейскому летоисчислению, или назовите его финансовым годом.
Например: не пишите: «01.01.2004», а пишите: «1 января 04»; не говорите: «в будущем году» или «в 2004-м году», а говорите, соотвественно: «в будущем финансовом году» или «в 2004-м году по христианскому летоисчислению». Кроме того, не называйте эту эру «нашей», а предыдущую «до нашей». Лучше пользоваться понятиями «новая эра» и «до новой эры», а ещё лучше называть вещи своими именами – «христианская эра» и «до христианской эры».