868

Хронология: традиция или наука

November 20, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

  Попробуйте интереса ради взять историческую книгу и выяснить на основе каких авторитетных источников приводятся в ней даты, относящиеся к древнему времени.

  Будет это Геродот, Тацит или археологический сравнительный анализ – выяснить невозможно. Отсчет лет от сотворения мира был известен еще праотцам, обретшим многие принципиальные сведения об окружающем мире и его духовной и материальной структурах у Шема (сына Ноаха) и его правнука Эвера, которые, в свою очередь, были носителями знаний, полученных у людей, живших до потопа.

  Возможно, что Авраам, Ицхак и Яаков пользовались этим отсчетом для практических целей; но, вне всякого сомнения, начиная с момента выхода из Египта, это летоисчисление стало одной из составляющих, положенных в основу законов Торы, связанных с годовыми циклами. (Закон Торы, определяющий порядок отсчета времени был дан свыше через Моше еще в Египте вместе с повелением считать месяц исхода первым месяцем года. И он сохранился во всех еврейских общинах без исключения.)

  На вопросе датировки можно было бы не останавливаться, если бы данные о времени тех или иных событий, хранимые еврейской традицией, не расходились бы с принятыми современными историками датами, в основном относящимися к эпохе царств и периоду Вавилонского плена, на сто сорок лет, а иногда и более. Расхождение еврейской и нееврейской датировок событий после разрушения Второго Храма не является столь значительным, хотя в отдельных случаях остается принципиально важным.

  Для евреев поддержание точного отсчета лет, исключающего ошибку даже в один год, всегда был принципиально важно по многим причинам. Одна из них – необходимость отсчитывать годы семилетнего цикла и юбилейные (пятидесятые) годы. Определение лет семилетнего цикла в соответствии с общим, непрекращающимся отсчетом лет входило в обязанность Верховного суда (Ваикра, 25:5); Рамбам, Гилхот Шмита и Ювэль, 1).

  Чтобы освятить пятидесятый год, каждый раз отсчитывали семь раз по семь лет. Для освящения необходимо было знать, каким годом является данный пятидесятый год в общем отсчете лет от сотворения мира. Отсчет семилетних циклов начался через семь лет после прихода евреев в Землю Израиля во времена Йеошуа и никогда не прекращался. Его не прервали и во время Вавилонского пленения, и после возвращения народа на Святую Землю и восстановления Храма продолжили исчисление. Эзра а-софер перенял у мудрецов прошлого все детали закона о календарном цикле и традицию, сохранившую точные сведения о хронологии дат и событий, и передал их учителям и судьям следующего поколения.

  Как в период Вавилонского плена, так и во времена последнего изгнания, начавшегося с поражения народа в Иудейской войне, отсчет лет не утратил своего юридического значения, ибо запрет Торы требовать долг после седьмого года по постановлению мудрецов действует даже в то время, когда нет Храма. Также обязательным считается в наше время и закон о прекращении обработки земли в седьмой год. Нет другого такого народа, который бы так заботился о точности передачи традиции датировки и для которого определение числа лет имело бы столь важное значение, связанное с ответственностью перед Всевышним за соблюдение Его закона.

  Отсчет лет, который принят у народов мира, не может сравниться с тем, который ведут евреи. Сведения о хронологической последовательности событий никогда не передавались из поколения в поколение как обязательные знания для тех, кто считает себя носителем традиции, лежащей в основе той или иной культуры. Более того, датировка событий, ставшая основой современной истории, была ретроактивно реконструирована в довольно поздний период формирования государственных институтов. Иными словами, когда наступил 3760 год от сотворения мира, ни один человек на свете не знал и даже не мог подозревать о том, что началась "новая эра" – ибо сама мысль о введении нового летоисчисления еще не родилась. И на второй год никому не было известно, что прошел уже один год от начала новой эры, и так – вплоть до начала пятого столетия. В результате, год рождения основоположника христианства был определен неверно: события, которые евангелия относят к году рождения этого человека, не могли произойти в год, впоследствии объявленный годом его рождения.

  В соответствии с описанием, приведенным в евангелиях, он родился, когда еще был жив царь Ирод. Но царь Ирод умер за три года до того года, который, в соответствии с христианской традицией, стал началом отсчета новой эры (в 3557 году, а не в 3560). Еврейская традиция точно сохранила эту дату, так как день смерти Ирода – первого в истории еврейского народа царя-нееврея – на протяжении долгого времени отмечался как полупраздник. Ни один народ и ни одно племя не вело непрерывного отсчета лет и не занималось вопросами хронологии. Среди народов мира было принято вести отсчет лет, начиная со вступления на трон правящего царя или первого царя правящей династии. Ни один из народов не вел непрерывного отсчета лет, и со сменой царя или династии отсчет лет начинался заново. Для определения дат при составлении документов пользовались годами правления здравствующего на тот момент царя. Самого понятия «история» не существовало у древних народов – оно было им не нужно, потому что идеи неслучайности и взаимосвязи событий не было ни у одного из них. Примером могут служить древние мифологии, которые всегда вневременные и не соотносятся с каким-либо периодом времени.

   В еврейском календаре понятие «год» строго зафиксировано. У народов мира оно менялось несколько раз, и длительность года не всегда соответствовала современным представлениям. Сначала у римлян длительность года равнялась 355 дням, что приблизительно соответствует длительности двенадцати лунных циклов. Юлий Цезарь установил год длиной в 455 дней. Изменением длительности года занимался также император Август. Вплоть до периода разрушения Второго Храма у римлян не было понятия солнечного года, состоящего из 365 1/4 дня.

  Принятая на сегодняшний день хронология основывается на труде одного единственного человека. Когда в 435 г. н. э. умер последний император Западной Римской империи и возникла проблема с дальнейшим отсчетом лет, Дионисий Егзиус рассчитал задним числом дату рождения основателя христианской религии. Впоследствии было доказано, что его расчет неверен: ошибка составляет минимум четыре и максимум семь лет).

Отец истории Геродот

 

Мозаичный пол со знаками зодиака
и календарным циклом,
синагога Бейт Альфа, 6 век н.э.