1113

Заповедь построения цивилизации

September 24, 2005 Автор: д-р Пинхас Полонский - No Comments

В Рош а-Шана мы будем праздновать Новый год, который отсчитывается с Шестого Дня Творения, дня создания человека. Тора рассказывает, что сразу после сотворения человека Бог дал ему заповедь: "И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и овладевайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над всяким животным, движущимся по земле" (Берешит, 1:27-28). Всем остальным животным тоже дано было благословение "плодиться и размножаться", но лишь человеку, помимо этого благословения, дано еще и повеление обрести власть над землей.

А власть эта невозможна без построения цивилизации, т.е. науки, технологии, культуры. Таким образом, построение материальной цивилизации и освоение земель является не просто полезным действием, цель которого в создании удобств или комфорта, но религиозной заповедью, данной Б-гом человеку. Более того, это первая заповедь, которую получил Адам, и в этом – ее особая важность.

В сознании многих людей религия изолирована от научно-технической цивилизации. Но если вникнуть в рассказ Торы о Сотворении мира более глубоко, то станет очевидно, что необходимо переосмыслить проблему построения цивилизации как выполнение Б-жественной заповеди. Неверно полагать, будто создание материальной и культурно-технической базы жизни есть нечто абсолютно далекое от религии, которая, как кажется многим неосведомленным людям, занята своими совершенно специфическими, не связанными с практической жизнью вещами: соответственно верой, молитвой или чем-то подобным. Отчасти это, конечно, справедливо, но религия отнюдь не исчерпывается только этим. На самом деле, функция религии в большой степени состоит в том, чтобы упорядочивать все остальные сферы жизни, приводя их в определенную систему, дабы они являли собой единый комплекс, а не разрозненное множество осколков. И в этом смысле научно-техническая цивилизация нимало не противоречит религии, но напротив, ее созидание включено в число важнейших ее заповедей.

Склонность к противопоставлению цивилизации и религии, т.е. технологии и науки с одной стороны, и верой с молитвой с другой, – порождается примитивным пониманием религии; и часть вины за это, надо признать, лежит на самой религии. Когда религия перестает заниматься реальными жизненными проблемами, если она уходит в узкую область "чистого духа", изучения священных текстов, молитвы и т.п., – тем самым она подрывает свои собственные корни. Если же религиозный мир сумеет осознать, что построение цивилизации и, в частности, развитие науки является выполнением Б-жественной заповеди распространения власти человека над землею, то от этого выиграют обе стороны.

Наука и технология получат моральную основу, без которой они непрочны, ибо человек в некоторый момент обязательно приходит к пониманию того, что чисто техническая власть над миром совсем не является самодостаточной. Она не дает ему настоящего удовлетворения ни от жизни, ни от власти (не говоря уже о том, что такая технократическая цивилизация несет в себе зерна саморазрушения и способна погубить весь мир).

С другой стороны, религия, оказав поддержку технологии и науке, в результате и сама получает импульс к продвижению и развитию, поскольку у нее возникает насущная потребность включить в сферу своего внимания не только "чисто религиозные" вещи, но и жизнь во всей ее полноте.

Следует также отметить, что заповедь построения цивилизации касается не только евреев, но дана Б-гом всему человечеству. Ведь Адам, сотворенный по образу и подобию Б-га, является родоначальником всего рода человеческого и символизирует его единство.

Здесь следует отметить весьма распространенное заблуждение, согласно которому иудаизм – это сугубо еврейская религия. Это не так. Иудаизм отнюдь не только еврейская религия, но путь Б-га для всего человечества, содержащий заповеди для всех людей. Просто от евреев иудаизм требует большего. Однако всякий человек создан изначально "по образу и подобию», а человечество – это единый организм, и вследствие этого спасение всего человечества (а вовсе не только евреев!) является целью Торы. Понятно также, что не может каждый отдельный человек заниматься и наукой, и технологией, и всем на свете. Вот почему заповедь построения цивилизации касается не отдельного человека, а человечества в целом.

Совсем не каждый человек должен быть ученым, но человечеству в целом вменяется в долг выделять ресурсы на развитие науки и технологии – именно во исполнение Б-жественной цели жизни, а не просто для утилитарных целей; оно должно рассматривать участие в научном и техническом прогрессе вовсе не как прихоть человека, а как религиозную заповедь. Известно, что сегодня многие люди занимаются наукой и техникой без какой-либо религиозной мотивации, точно так же, как и без всякой религиозной мотивации некоторые не убивают, не воруют и почитают родителей. Но дальнейшее развитие человечества зависит от того, насколько наши нравственно оправданные действия имеют религиозное обоснование, преемственность и долговременность; как соотносятся друг с другом различные стороны жизни (в частности, наука и религия). Речь идет о том, находятся ли они в состоянии взаимной вражды или, наоборот, взаимной поддержки, дабы действительность обрела гармоничные очертания.

Разумеется, наука не должна делать то, что ей не под силу – пытаться доказывать или опровергать существование Б-га; соответственно, и религия не должна делать того, в чем она не компетентна – вмешиваться в конкретные научные исследования. В этом плане они отделены (но не разобщены); однако статус науки, как и религии, несомненно зависит от их взаимоотношений. И совсем неплохо, если в не таком уж далеком будущем при оформлении заявки на получение гранта на научные исследования можно было бы без смущения написать следующую преамбулу: "В рамках исполнения заповеди, данной Б-гом человечеству, а именно – "властвовать над землей", прошу выделить бюджет на мои научные исследования…"