559

Недельная глава Шмот: Страна фараонов

January 17, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Возникновение государства Египет связано с теми климатическими изменениями, которые имели место в период каменного века и привели к образованию пустынь и к переселению племен с равнин на территории, прилегающие к долине Нила. Это, по оценке ученых, произошло около 4000 года до этой эры. Историки говорят о начале использования металлов в Южном, или Верхнем Египте и формировании в это время самобытной египетской культуры. На берегах полноводного Нила сложились два государства: Верхний Египет (южный) и Нижний (северный). Цвет короны южных царей был белым (как бурные воды Нила, несущиеся по горным ущельям), а цвет короны северных царей – красным, как свет восходящего солнца. Около 3100 г. до э.э. южное царство завоевало северное, и они стали одним государством. Менес был первым царем объединенного государства. Последующие цари именовались царями двух государств и в своей короне сохраняли два цвета – белый и красный.
Ивритское название «Мицраим» отражает этот исторический факт: мецар означает на иврите «узкий проход». По всей видимости, "узость" в названии страны появляется из-за того, что все города и все население были сосредоточены в узкой полосе возле Нила. До сего дня более 90 процентов населения Египта проживает на 3 % территории – возле основного источника воды. Таким образом, название Мицраим («два узких прохода») указывает на две схожие страны, превратившиеся в одну. Титул царей Паро происходит от названия дворца властителей Египта (Пар О – большой дом). Царь считался сыном богов и представителем Озириса, божества и властителя потустороннего мира, на земле.

Хронология древнего Египта

Историю древнего Египта принято делить на три периода.
Древнее царство – десять династий строителей пирамид (до 2500 г. до э.э.).
Среднее царство – время правления 11-18-й династий, вплоть до 1587 г. до э.э. Среди ученых существуют разные мнения относительно этой даты. Эта эпоха принесла большие перемены: в период Среднего царства в страну вторглись племена гиксосов. В 1587 году, после долгого правления, гиксосы были изгнаны основателями 18-й династии. С этого момента начинается период Нового царства, продолжавшийся до 1100 г. до э.э., когда Египет в значительной степени теряет свою мощь. Следует отметить, что хронология событий древнего мира – вопрос, остающийся открытым. Многие даты устанавливаются на основе предположений или оценок. Разные научные источники приводят разные даты одних и тех же событий, чаще всего ни на что не ссылаясь.

Здесь следует заметить, что нет другого народа, кроме евреев, который бы уже в древности так заботился о точности передачи традиции датировки. Для евреев определение числа лет было в первую очередь связано с ответственностью перед Всевышним – ведь точный подсчет необходим для соблюдения многих заповедей Торы: семилетних циклов, юбилейных лет и девятнадцатилетних циклов календаря.
В то же время у других древних народов не существовало само понятие «история» – оно было им не нужно, ибо в их мировоззрении отсутствовала идея закономерности и взаимосвязи событий. Примером могут служить древние мифологии, которые всегда вневременные и не соотносятся с каким-либо периодом времени.

Йосеф в Египте

Некоторые современные исследователи относят время прибывания Йосефа в Египте ко времени правления гиксосов, которое, напомним, закончилось в 1587 г. до э.э. Однако согласно еврейской традиции, Йосеф стал министром в 1531 г. до э.э. – уже после предполагаемого времени изгнания этих племен.
Исход состоялся в 1312 году. Время исхода подтверждается археологическими раскопками – следы разрушения ханаанских городов войсками Йегошуа (через 40 лет после исхода) единогласно датируются началом 13 века до н.э. Но историки, сами утвердив время захвата ханаанских городов, упрямо продолжают говорить о том, что Исход произошел на 100 лет раньше завоевания земли Кнаан. Они связывают это с тем, что в 1379 году (за 66 лет до Исхода) на престол Египта поднимается Эхнатон – фараон, неожиданно решивший ввести в Египте служение только одному богу – Атону, богу солнца. Этот шаг к монотеизму, сопровождавшийся масштабными реформами и расправой над жрецами старых культов, не мог быть случайным. И историки решили, что Исход из Египта, произошедший ранее, произвел на фараона большое впечатление и приблизил его к монотеизму.
Но Исход, как мы знаем, состоялся в 1312 г. В том году Моше исполнилось 80 лет. Если считать дату начала правления Эхнатона правильной, то он как раз и есть тот наследный принц, вместе с которым во дворце фараона воспитывался Моше. Тогда легко предположить, что не исход, а личность Моше, которого он знал с детства, повлияли на фараона-реформатора.
Впрочем, все это догадки – датировки историков расходятся, и нет конца их предположениям…

Велиховский подверг критике все системы датировки и предложил свою – новую, совершенно революционную концепцию хронологии событий древнего мира. Она основывается на еврейской хронологической традиции и с убедительностью доказывает ее справедливость. Велиховский идентифицирует гиксосов – завоевателей Египта – с племенами Амалека, проживавшими в южной части Израиля. Начало правления гиксосов он относит ко времени еврейского Исхода и считает, что война евреев с племенами Амалека, описанная в Торе, – это столкновение сынов Израиля с племенами гиксосов, двигавшихся на завоевание Египта. Изгнание гиксосов из Египта он связывает с войной царя Шауля против племен Амалека в районах Эль Ариш («Реки Египетской»). Именно эта война, описанная в книге пророка Шмуэля, подорвала, по мнению Велиховского, силу гиксосов-амалекитян. Уничтожив укрепленные города гиксосов на юге Израиля, помогавшие им держать под контролем Египет, Шауль тем самым ослабил их и лишил возможности удерживать власть на столь большой территории.

Эхнатон