871

Недельная глава Ваецэ: Вина и наказание

No Comments
Яаков переоделся в одежды брата и назвался Эсавом перед своим отцом. Лаван закрыл лицо Леи покрывалом, привел ее под хупу и сказал, что это Рахель.  Сначала брат притворился перед отцом братом, а затем сестру привели под свадебный балдахин вместо сестры. Случайностей не бывает. Но прежде, чем сделать вывод, что Небеса наказали Яакова по принципу "мера за меру" за его обман, нужно хорошо подумать и проанализировать все детали описанных в Торе событий.  Если благословения получены обманом и вся история еврейского народа, призванного исправить мир, зиждется на нехорошем поступке - вся наша борьба за справедливость и высокие идеалы не имеет смысла. Обман нельзя исправить страданиями. Единственный способ исправления - вернуть то, что получено нечестным путем, и начать все сначала. Иными словами: отказаться от благословений Ицхака и от своей избранности и передать все права первенства Эсаву.  Но ведь известно, что Ицхак вторично благословляет Яакова, как бы подтверждая благословения, данные в первый раз при не совсем ясных обстоятельствах. «И призвал Ицхак Яакова, и благословил его: "И Б-г Вс-могущий благословит тебя, и размножит тебя, и да будет от тебя множество народов. И даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобой, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую Вс-сильный дал Аврааму" (Берешит, 28:1; 3-4). ...
Читать далее...
867

Сон Яакова

No Comments
    В один из тяжелых периодов жизни нашего праотца Яакова, когда Эсав подстерегал его, намереваясь убить, и он был вынужден бежать из Беер Шевы, ему снится сон. И он видит: "И вот Всевышний стоит над ним".   Поясняет Раши: "Чтобы охранять его". И слышит обещание: "Землю, на которой ты лежишь, отдам тебе и потомству твоему".   Раши: "Всевышний собрал под ним всю землю, чтобы показать, что его детям будет легко захватить ее - не труднее, чем пространство в четыре амот (на котором помещается человек, когда он ложится)".   В самые тяжелые периоды нашей истории, когда нас пытались истребить и стереть с лица земли, мы помнили этот сон нашего праотца. ...
Читать далее...
США помогают Палестинской Администрации

США помогают Палестинской Администрации

No Comments
США решили помогать администрации ООП и перевести ей 20 миллионов долларов на организацию выборов, намеченных на 9 января 2005 года. Деньги будут переведены без санкции Конгресса. ...
Читать далее...
Этюд.  Еврейская молитва.

Этюд. Еврейская молитва.

No Comments
  Первый вопрос, который человек задает сам себе, всегда на первый взгляд предельно ясен: «Услышит ли меня Всевышний?». И когда ты не знаешь слов на иврите, но понимаешь их музыку и ритм, задаешь себе следующий вопрос: «Поймет ли меня Всевышний?» Человек всегда сложен и неоднозначен. Сегодня он молился, вчера не получилось (было много работы и других дел), что будет завтра - «доживем до завтра - увидим». И так каждый день, в суете, в сутолоке большого города, абсолютно равнодушного к твоему мироощущению и к твоим поискам смысла. Зачастую не надо его искать хотя бы потому, что есть порядок. Порядок и закон - вещи суровые и незыблемые. Они озвучены и записаны в десяти заповедях, чти их и соблюдай. Казалось бы, что может быть проще. А что же человек, Его творение? Он задает себе вопрос «должен или нет» и не сомневается, что этот вопрос корректен. Свобода выбора - вот что детерминируется Торой. Извини, дорогой, выбирай сам. ...
Читать далее...
Весь Израиль – есть для них удел в будущем мире

Весь Израиль – есть для них удел в будущем мире

No Comments
Весь Израиль - есть для них удел в будущем мире. Как сказано: народ Твой - все праведники, навеки унаследуют землю, росток посадок Моих, дело рук Моих, чтобы прославиться... (Йешаяу 21:60). А вот те, для кого нет удела в будущем мире: тот, кто говорит, что воскрешение из мертвых не упоминается (даже косвенным образом) в Торе и (тот, кто говорит), что Тора не с небес, и апикорос. Махарал разъясняет, что из этой Мишны вытекает, что праведность сынов Израиля не зависит от исполнения заповедей - они созданы праведными. Однако есть люди, оторые совершют преступления столь тяжелые или стольмногочисленные, что они утрачивают свойства, присущие сыновьям Израиля, а значит теряют имя Израиль и лишаются будущего мира. Он опирается на Раши, который поясняет, что в этом разделе трактата Санэдрин речь идет о людях, лишившихся будущего мира. Рамбам придерживается мнения, что даже злодеи после того, как они терпят наказания в геином, удостаиваются будущего мира (Сефер аМада Хилхот Тшува, 3:5). Те же люди, которые отрицают принципы, положенные в основу веры и перечисленные в приведенной мишне так же получают будущий мир, но после крайне тяжелых мучений (там же, 5:6). Тосафот (Ктубот, 103а) отмечают, что есть разница между выражениями: "есть для него удел для будущего мира" и готов для будущего мира (которое часто используется для характеристики праведников). В первом случае он достается после испытаний или наказаний, а во втором человек достигает будущего мира сразу. ...
Читать далее...
Галахический респонс по вопросам, возникающим в связи с технологическими достижениями и изменениями в общественном сознании

Галахический респонс по вопросам, возникающим в связи с технологическими достижениями и изменениями в общественном сознании

No Comments
Оглавление Введение Разрешенные и запрещённые работы в Йом Тов Заключение Примечания Журнал " Галаха и современное общество", 39, весна 2000, Песах 5760 Рабби Михаэль Дж. Бройдэ, Ассоциированый профессор права Эмори Университета, член Бэйт-Дина, Атланта, США & Ави Вагнер, студент Юридического Центра Джорджтаун, США, учился в Мирер Ешиве в Израиле. Ключевые вопросы: Ванна, душ, курение, стереотипы общественного сознания (общественные представления, предпочтения) Введение . Для разрешения вопросов, связанных с общественными и технологическими переменами еврейский закон берёт вневременные принципы и применяет их к (широко распространённым) типичным ситуациям. Даже если покажется, что Галаха изменилась, поскольку ответы на одни и те же вопросы могут различаться для разных поколений и стран, на самом деле - это те же самые принципы, "приложенные" к современным обстоятельствам. Эта статья охватывает общественные и технологические перемены, имеющие отношение к соблюдению одного из аспектов Йом Тов'а - понятию "шавэ лехоль нэфеш", которое точнее всего переводится как "работа для удовольствия каждого". В частности, мы обратимся к трём совершенно различным общественным и технологическим "сдвигам", происшедшим за истекшие 75 лет в США и увидим, как с ними "справился" еврейский закон. 1. Стало общепринятым ежедневно принимать душ. Многие, если не большинство американцев принимают душ каждый день, и не делать этого - значит поступать (неподобающе) вопреки правилам.(1) 2. Употребление сигарет - напротив, становится всё более редким явлением. Почти каждый год количество курящих людей уменьшается, и в США в 1998 году курило менее, чем 23% взрослого населения. Это составляет половину от общего количества курильщиков тридцать пять лет тому(2). 3. Не представляет никакого труда получить горячую воду с помощью автоматических нагревателей, установленных в каждом доме, или квартире. Они немедленно "подадут" горячую воду без малейших усилий со стороны хозяина. Горячая вода доступна круглые сутки и не требует для нагрева дополнительного "обслуживающего персонала".(3) Ни одной из этих трёх реалий современности не было в прошлом. До средины двадцатого века ежедневное купание под душем было чем-то необычным; ещё в средине 60-х более половины взрослого населения Соединённых Штатов составляли курящие; постоянное горячее водоснабжение было явлением, из ряда вон выходящим, ещё вплоть до конца Великой депрессии, а в сельских местностях и позднее. Бесспорно, в мире есть страны, где все перечисленные достижения общественного и технологического прогресса до сих пор не стали реальностью. (4) Прежде, чем приступать к обсуждению специфических вопросов, которые находятся в центре внимания настоящей статьи, очень важно различить понятия "изменения принципов Галахи" и "изменения в результатах применения принципов Галахи" - различных ответах - по вопросам, в основе которых новшества социальные или технологические. Настоящая статья посвящена рассмотрению второго из этих двух понятий, которое не следует путать с предыдущим. Едва ли кто-нибудь станет отрицать, что галахические респонсы по любому из заданных вопросов, зависят от конкретных исторических реалий, даже если галахические принципы нисколько не изменились. Например, во многих общинах существовал обычай, беседуя со своим учителем, обращаться к нему - в знак уважения - в третьем лице. Во многих странах такое обращение сохранилось по сей день. Но, поскольку строй английской грамматики, делает его (обращение) чрезвычайно затруднительным и неуклюжим, в англоязычных общинах подобное обращение к людям, заслуживающим почтения, не стало общепринятым , и, поэтому не превратилось в общее правило, обязательное для соблюдения в каждой еврейской общине. "Отклонения" такого рода не свидетельствуют об изменениях Галахи, требующей благоговения в беседе с учителем. Это, скорее, проявление последовательного применения галахического принципа почтительного обращения к учителю - внести разнообразие в существующие "канонические" формулы выражения почтения. Респонсы к переменам - лингвистическим, социальным, технологическим неизбежно влекут за собой применение классических принципов к новым ситуациям и не являются предметом дискуссии. Документ состоит из пяти разделов. В следующем разделе, объясняются общие правила, касающиеся действий, запрещённых в Шаббат, но разрешённых в Йом Тов; даётся разъяснение ключевому термину. "шавэ лехоль нэфэш"("для удовольствия всех и каждого". В разделе третьем исследуется вопрос, зависит ли конкретное значение термина "шавэ лехоль нэфэш" от общественных и технологических предпочтений (приоритетов) (и даётся утвердительный ответ). Четвертый раздел посвящён обсуждению курения в Йом Тов. Пятый раздел рассматривает купание под душем в Йом Тов. Затем следует краткое заключение. Разрешенные и запрещённые работы в Йом Тов. ...
Читать далее...
В Буэнос-Айресе евреям напомнили события “Хрустальной ночи“

В Буэнос-Айресе евреям напомнили события “Хрустальной ночи“

No Comments
Сегодня в столице Аргентины Буэнос-Айресе неизвестные осквернили еврейское кладбище. Стены кладбища были испещрены антисемитскими лозунгами и фашистской свастикой. Представители еврейской организации в городе сообщили, что это второй за последние два дня инцидент. Надписи, сделанные вандалами, содержали упоминания о "Хрустальной ночи" в Германии, в ходе которой в ноябре 1938 года погибли десятки евреев. ...
Читать далее...
Змеиный яд изгнания

Змеиный яд изгнания

No Comments
Яаков не хочет оставлять Землю Израиля и убегает на север, в Харан, только потому, что Эсав задумал убить его. Пророчество дается человеку как ответ на его вопросы, заботы и тревоги, и поэтому сон, приснившийся ему на горе Мория, где он остановился на ночлег, выдает его состояние: Небеса показывают ему будущие изгнания еврейского народа и конец каждого из них, кроме последнего, которое представляется вечным. "Показал ему Всевышний лестницу. И вот Вавилон (ангел, олицетворяющий силу халдеев) поднимается, проходит семьдесят ступеней и спускается вниз. Яаков видит и страшится. Сказал ему Всевышний: "Поднимайся и ты тоже". Сказал Яаков: "Пресвятой Благословенный, боюсь я, что придется спуститься". Сказал ему Всевышний: "Не бойся, слуга Мой Яаков" (Мид-раш Сохар тов, 786). Но несмотря на заверение Всевышнего, Яаков предпочел остаться внизу. Перед его глазами прошел ангел-покровитель Вавилонской империи, уверенно поднялся вверх по лестнице и, пройдя семьдесят ступеней, упал. Вслед за ним на ту же высоту поднялся ангел Персии, но, будучи не в силах двигаться дальше, скатился к ее подножию. Та же участь постигла и стремительного ангела Греции: и для него семидесятая ступень оказалась пределом возможностей. Но вдруг ангел римлян - народа, который должен произойти от Эсава, - уверенно начинает путь наверх, оставляя позади ступень за ступенью. И теряется в облаках... Падение трех ангелов с семидесятой ступени означало, что пленники, угнанные в Вавилон, вернутся через 70 лет, а еще через 70 лет Персидскую империю сменит на мировой арене Греция, власть которой над Иудеей также продлится не более 70 лет. "Неужели теряющийся в облаках ангел-покровитель Рима означает, что власть потомков Эсава будет вечной?" - в страхе проснулся Яаков, так и не увидев падения ангела римлян. ...
Читать далее...
shivat zion

Учить или не учить?

No Comments
 Когда только 42 тысячи из миллионного еврейского населения Персии откликнулись на призыв Творца и вернулись в 352 г. до н.э.из изгнания для того, чтобы отстроить страну, Йерушалаим и Храм, то были это люди не самой большой мудрости и не самой высокой праведности - большая часть из них убегала от долгов и других проблем.   Мужи Великого Собрания, желая духовно возвысить тех, кто начал новую эпоху - эпоху Второго Храма - решили изменить существовавшее до тех пор правило (согласно которому высокие уровни постижения Торы раскрывали не всем) и сделать изучение Торы доступным для каждого.   120 Мудрецов объявили о начале нового времени, произнеся: "Поднимите как можно больше учеников". ...
Читать далее...
859

Начало мира

No Comments
   Ивритские буквы… С ними знакома только наша душа. Наша мудрая еврейская душа, которой уже 3300 лет. Буква предполагает буквальность, а наши – загадка, ничего конкретного и четко обозначенного. Но каждая из них по прямому пути ведет к раскрытию определенной идеи. Вглядываясь в эти иероглифы–не иероглифы, ты каждый раз понимаешь еще чуть-чуть - и тебе открывается дополнительный свет, благодаря которому окружающая действительность наполняется новым содержанием. А когда все вокруг, сохраняя свои прежние формы, вдруг меняется, говорят, что человек открыл для себя новые ворота понимания.       Ворота… Как будто ты уже однажды - на яву, во сне или в каком-то другом состоянии - через них прошел. И в то же время они ни на что не похожи, и ты не знаешь, что тебя ожидает за ними. В них переплелись знакомый Египет и незнакомая гора Синай.     Две истории… Одна повествует о том, как Моше, Аарон и старейшины должны были в первый раз войти во дворец фараона. Страшно… Пятьдесят ворот, и все без стражи - только дикие звери…  В первых - львы, потом – пантеры, за ними - крокодилы… Кровожадные голодные… И вот Моше, Аарон и старейшины пошли - Б-г велел. Но старейшины незаметно, по одному, стали отставать. И до первых ворот добрались только Моше и Аарон. И они открыли их, и вошли. И львы легли, и лизали им ноги. Ибо у человека, готового отдать жизнь за то, чтобы освободить рабов, появляется Образ и Подобие. Подобие Тому, Кто ненавидит рабство. ...
Читать далее...