Браха

Браха

No Comments
Для того, чтобы понять смысл еврейского понятия "браха", нам прежде всего стоит временно забыть совершенно неинформативный русский перевод <благословение> (как, впрочем, и латинский, калькой с которго он является-<бенедикция>). Потому как, что такое благословить на современном языке? Помянуть добрым словом. А каким таким добрым словом? Вот именно для этого нам и нужно будет зреть в корень. Самым простым проявлением корня (лёгкий биньян пааль) будет глагол <барах>. Значение -1) стать на колени . В пиэль- появляется значение благословлять ,поздравлять. Совершенно непонятно как сюда попавшее <проклинать> представляет собой яркий пример т.н. <чистого языка> (1). Благословлять со знаком минус. В возвратном биньяне hитпаэль : то же значение, но с той особенностью, тчо источник благословления в самом объекте. Понятно, что чаще всего речь идёт о Всевышнем. В биньяне hифъиль появляется слово hиврих- ставить на колени, но ещё и делать отводку от дерева.(Общее значение глаголов биньяна hифъиль-это действие побудительное или переходное(т.е.совершаемое над кем-то или над чем-то). Существительные данного корня, в основном передают три указанных значения . Что пока остаётся непонятным, это связь между этими тремя значениями: колено, вегетативное размножение растений и благословение. Разобраться в этом компоте нам поможет, как ни странно, русский язык. Но начнём мы с анекдота времён развитого социализма: <У новоприбывшего из Советского Союза еврея его израильские собратья интересуются: -А из какого вы, простите, колена? - Из того, которым под зад, колена- мягко отвечает репатриант.>. Сразу должен огорчить: шутка не переводима. На иврите колена Израилевы ничего общего с русским коленом, на котором построен анекдот не имеют. Слово שבט обозначает палку, посох- символ власти. И игру слов нужно строить на других ассоциациях. Но, простите, а в русском то почему- таки колена? Маленький урок анатомии и садоводства. Всмотримся в замечательно нетривиальное устройство наших ног. Итак, нога состоит из двух основных частей, соединённых искомым коленом. Верхняя часть называется бедро, нижняя- голень. У каждой части своя функция, но вместе они составляют одну ногу и выполняют очень важную работу: изменять наше положение в пространстве. При этом, колено является их разделением и соединением. Голень, грубо говоря, растёт из колена. Вам эта модель ничего из вышеизложенных значений слова не напоминает? Да-да. Отросток, отводка. Сгинаем, прикапываем в землю, создаём колено, из которого вырастет, новое дерево. Но пока, несмотря на видимость независимости, это- отводка, которая полностью зависит от источника. Примерно так воспроизводит себя всё живое. И мы сначала получаем всё необходимое через пуповину. Таким образом, общее для вышеупомянутых значений: умножение, удвоение, размножение, распрстранение. Понятна ассоциация русского переводчика. Понятна, но не точна. В случае сыновей Яакова-Израиля речь идёт не об умножении путём удвоения. Потомков у Яакова таки 13. А слово ברכ очень подчёркивает именно двойственность. Что очень хорошо видно и на числовом уровне: Как итог, мы получаем понимание, чтоже такое ברכה - благословение. По отношению к человеку- это пожелание успеха в выполнении самого главного задания человека: плодиться, размножаться и завоёвывать землю. Причём так, чтобы отводки не теряли бы связи с тобой. А по отношению к Творцу - это признание того, что именно он и является источником всех побегов в этом мире. И даже , если связь эта не видна, то мы знаем , что она есть. По определению. (1) или язык <саги наор>. Последнее на арамейском обозначает <очень зрячий> и употребляется в значении слепой. Чтобы не произносить ничего отрицательного напрямую. Хотя, конечно есть и прямое название и для проклятия и для слепого. (2) Бассейн, на самом деле, не исключение. Поскольку, представляет из себя тоже отводку от источника. Как отросток получает соки от дерева, так и соединённый с источником бассейн пополняется его водой. ...
Читать далее...
Недельная глава Ваишлах

Недельная глава Ваишлах

No Comments
Наш праотец, возвращаясь из долгого изгнания, полагал, что сможет так или иначе примириться с Эсавом, возненавидевшим его из-за благословений Ицхака. Яаков узнает, что Эсав движется ему навстречу и посылает гонцов с богатыми подарками, надеясь задобрить своего брата. Он полагает, что ненависть Эсава проистекает из обычной зависти, не позволяющей человеку смириться с тем, что кто-то преуспел больше, чем он, или из чувства оскорбленного достоинства, не дающего признать преимущества и правоту другого, или из того, что кто-то встал на пути и мешает осуществлению планов. Так же и Ривка считала, что гнев Эсава не будет вечным и когда-нибудь успокоится. Посоветовав Яакову уйти на какое-то время из дома, она сказала: "И поживи с ним с твоим дядей Лаваном какое-то время, пока не успокоится гнев брата твоего". Как правило, время и расстояние помогают забыть обиду. "Какое-то время", о котором говорила Ривка, растянулось на двадцать лет. За все эти долгие годы Эсав ни разу даже не подумал о том, что стоило бы как-то примириться с братом и найти с ним общий язык. Яаков, готовясь к встрече со своим ненавистником, думает о трех путях спасения: откупиться богатыми подарками, вступить в открытую борьбу и бороться за свою жизнь и жизнь своей семьи, погрузиться в молитву, полагаясь на помощь Творца. Он думает не о победе над своим братом и физическом уничтожении его, как силы, противостоящей во всех начинаниях, а о том, как привести конфликт к концу - примириться по-хорошему или заставить осознать, что его не так-то просто одолеть. На первый взгляд, наш праотец достигает своей цели: Эсав, увидев его покорность, с одной стороны, и, с другой стороны, почувствовав силу, говорит: "Отправимся в путь и пойдем, и я буду идти рядом с тобой". Кажется, что в следующих главах Тора должна описать идиллию братской любви, подобную той, о которой говорит Давид в одном из псалмов: "Вот что хорошо и вот что приятно - сидеть братьям всем вместе". Однако события разворачиваются по-другому: Яаков находит самые разные предлоги, чтобы отклонить настойчивые предложения брата идти одной дорогой и отказывается от его услуг: как верной и надежной охраны в пути: "Господин мой знает, - говорит Яаков Эсаву, - что есть у меня дети неокрепшие и скот, предназначенный в жертву всесожжения, и если их погонять даже один день то умрет весь скот. Пусть же господин мой пойдет перед слугой его, а я буду двигаться потихоньку, с той скоростью, с какой движется мое имущество передо мной и дети мои, пока не приду к господину моему в Сеир место проживания Эсава. Мудрецы наши говорят: "Можете просмотреть все книги Танаха и не найдете даже намека на то, что Яаков пришел когда-нибудь к Эсаву в Сеир. Но разве можно предположить, что Яаков, который говорит только правду, обманул своего брата? Когда же тогда он сдержал свое слово и пришел на гору Сеир? Это должно состояться в будущем, как сказано: "И взойдут спасшиеся на гору Цион, чтобы судить гору Сеир (Берешит Раба, 78:14). Т.е. в конце времен, собравшись у горы Цион и обретя силу, потомки Яакова придут к горе Сеир, чтобы положить конец власти, установленной потомками Эсава во всем мире. Но почему же Яаков, стремившийся положить конец конфликту, отказывается от его урегулирования на дружеской основе, предполагающей равноправие, взаимоуважение и даже взаимовыручку. Он предпочитает раздельное существование без всякой гарантии того, что гнев Эсава не вспыхнет вновь и он не попытается силой или хитростью одолеть брата. Объясняется это тем, что между двумя событиями: посыланием подарков Эсаву с целью расположить его к себе и отказом принять его предложение о помощи и защите в дороге - происходит еще одно событие - ночная борьба с ангелом. Кажется, что наутро Яаков почти забывает ночное происшествие, как страшный сон, который оставил неприятное ощущение, но не имеет большого значения.. Но это не так. Ночная схватка с загадочной силой произвела на Яакова глубокое впечатление и полностью изменила его взгляд на действительность. Его ночной противник не кто иной, как ангел Эсава. Столкновение Яакова с ангелом того народа, который должен произойти от его брата, означает, что конфликт между двумя близнецами никогда не носил характера спора об имуществе, не возник из-за оскорбленного достоинства или зависти менее способного к более талантливому. С самого начала непримиримая вражда между ними проистекает исключительно из идеологических противоречий и разного взгляда на мир. Если до этого столкновения Яаков мечтал о мирном существовании и создании "нового Ближнего Востока", то наутро он предпринимает ряд шагов, чтобы успокоить Эсава и показать ему, что ему не следует опасаться своего брата, вернувшегося из долгого изгнания. Но он не делает ничего для установления дружеских отношений. Первое разочарование постигло Яакова, когда он, только еще ступив на Святую землю, тут же отправил посланцев с подарками к брату и велел передать: "Вот я посылаю господину своему, чтобы найти милость в его глазах". Однако посланцы возвращаются и говорят: "Пришли мы к брату твоему, к Эсаву". Раши поясняет: "Ты думал, что он брат твой, а он ведет себя как злодей Эсав и до сих пор хранит ненависть к тебе". В этот момент Яаков еще надеется на восстановление родственных отношений, но с наступлением ночи его охватывает чувство одиночества. Как сказано: "И остался Яаков один". Это ощущение не было навеяно темнотой, а было началом пророчества, позволившего Яакову осознать истинный характер отношений с братом. Далее говорится: "И боролся с ним человек". Этот незнакомец напал на нашего праотца без какой-либо видимой причины, без предъявления претензий и обвинений. Когда же Яаков спросил: "Как зовут тебя?", он ответил: "Я ангел, а не человек" (Хулин, 91б). В этот момент Яаков понял, что все происходящее - это пророчество, ниспосланное с Небес, призванное разъяснить ему, что его спор с братом выходит за пределы конфликта двух людей и примирение невозможно. Народ, который произойдет от Яакова, будет стремиться к служению Б-гу, а потомки Эсава никогда не захотят признать, что есть Высшая сила, управляющая миром, и постоянно будут стремиться к тому, чтобы сбросить власть Небес. Поэтому, когда Эсав говорит: "Отправимся в путь и будем двигаться вместе...", Яаков воспринимает его слова как лозунг "Мир сейчас!", понимая, что примирение, если оно даже и произойдет, будет кратковременным. Во время пасхального седера мы произносим: "В каждом поколении встают против нас, чтобы истребить нас полностью". Это не паранойя вечно преследуемого еврея, а отражение жестокой действительности. В ту ночь Яаков понял, что дорога к миру не будет короткой, Мир наступит только в конце времен, в те дни, о которых говорится: "И поднимутся спасшиеся на гору Цион, чтобы судить гору Эсава, И власть будет принадлежать Б-гу" (Овадья, 1:21). После того, как народ Израиля удостоится своего национального возрождения, он сможет исполнить возложенную на него задачу преобразования всего мира и установления власти Вс-могущего. ...
Читать далее...
Две трети «олим» последних лет – неевреи

Две трети «олим» последних лет – неевреи

No Comments
Как явствует из исследования Израильского института демократии, около 2/3 лиц, прибывших в Израиль за последние несколько лет на основе Закона о возвращении, не являются евреями. Причем 11% из них идентифицируют себя как христиане. По состоянию на 2002 год 51% олим-военнослужащих срочной службы не являлись евреями. Сотни солдат настояли на том, чтобы принять присягу не на ТАНАХе, а на... Новом завете. Если взять в рассмотрение всю волну алии, начавшуюся в 1989 году, то доля неевреев составляет лишь 30%, а «явных» христиан – 3%. Однако с середины 1990-х годов наметилось устойчивое снижение доли евреев среди новых репатриантов, и в XXI веке эта тенденция получила дальнейшее развитие. Создавшаяся ситуация с составом алии заставляет задуматься о том, не пришло ли время для корректировки Закона о возвращении. Все большее число израильтян начинает считать, что данный Закон должен помогать возвращению евреев на свою историческую родину, а не стимулировать миграцию в Израиль представителей других народов. ...
Читать далее...
Слово “йад”

Слово “йад”

No Comments
Слово "йад" Слово йад чаще всего используется в значении <рука>. Однако в ТаНаХе оно может означать также <особенное место>, <памятник>, а у мудрецов периода Талмуда - <мера>, <черенок плода>. Существительное йад образовано от глагола йада, - <действовал рукой> (в большинстве случаев используется как <бросал камни>). В ТаНаХе этот глагол не встречается. Зато словосочетание йедуй аваним (<бросание камней>) вошло в лексикон армейских патрулей с началом интифады. Слово йедидут, которое означает <дружба>, <симпатия> - сложное, состоящее из дважды повторенного слова йад (<рука>): дружба начинается с рукопожатия. А может быть, имеется в виду, что друзья всегда идут рука об руку... Интересно, что глагол hода (1) <открыл правду>, <признался в поступке>, <не отрицал содеянного>; 2) <выразил благодарность, признательность>; 3) <согласился с мнением ближнего>) является формой глагола йада. Возможно, это связано с тем, что, соглашаясь с кем-то, человек кладет руку на сердце или поднимает ее в клятве, а выражая благодарность, - протягивает для рукопожатия. Теперь рассмотрим еще одно значение слова йад (<место>). <И да будет у тебя место вне стана, куда выходить...> (Дварим, 23:14). А после того, как Авшалом, сын Давида, у которого не было сыновей, высек из скального выступа в долине Кедрон строение и расчистил возле него место, куда приходили бы люди после его смерти, слово йад обрело еще одно значение - <памятник>. В книге пророка Шмуэля встречается словосочетание йад Авшалом (<памятник Авшалому). Позже, в эпоху правления Ирода, строение было реконструировано. Христианские паломники, знание ТаНаХа которых всегда хромало, решили, что йад - означает <рука> и установили на нем каменную руку. Они же ввели обычай бросать в нее камни и говорить: <Пусть будет наказан всякий, кто поднимет руку на отца, как Авшалом поднял на Давида>. Это не единственная ошибка христиан, проистекающая из незнания иврита. Название иерусалимского мемориального центра, посвященного памяти жертв Катастрофы европейского еврейства, Йад ва-Шем означает <Память и Имя>. Оно взято из книги пророка Йешаяу (56:5): <И дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и имя, которые лучше сыновей и дочерей, имя вечное дам им, которое не истребится...> Существует также всеизраильская организация памяти солдат, павших в войнах Израиля, Йад ле-баним (<Память о сыновьях>). ...
Читать далее...
Ненужный ажиотаж

Ненужный ажиотаж

No Comments
  Несколько лет назад тема Шоа стала главной для евреев и неевреев, ученых и журналистов, писателей и общественных деятелей. О ней заговорили даже политики. И, как выяснилось, правы были те, кто говорил, что первый раз история повторяется в виде трагедии, а второй раз в виде фарса. Во всяком случае, если в 1941 - 1944 годах евреев уничтожали за их национальную принадлежность, то через пятьдесят лет воспоминания об этом стали частью жизни еврейского социума. Даже название для этих событий придумали особое - «Холокост», что в переводе с греческого означало «жертвоприношение огнем, всесожжение». Стоит напомнить, что в Израиле утвердились другие наименования этой трагедии. «Шоа» (катастрофа) и «Хурбан» (разрушение) более емко отображали смысл происшедшего с евреями в годы второй мировой войны. Неудивительно, что в первые постсоветские годы наиболее употребительным в русскоязычной среде применительно к указанным событиям стал термин «Катастрофа». Однако, затем его вытеснил «Холокост». Может показаться странным такое внимание в начале статьи к узкоспециальным терминам. Суть, конечно же, не в них. Споры вокруг терминологии стали показателем более глубоких процессов. Во-первых, проблема геноцида евреев нацистами стала выводиться за рамки еврейского дисcкурса. Во-вторых, слово «Холокост» не просто вытеснило другие термины. Оно стало своей смысловой нагрузкой заслонять содержание событий, к которым его пытаются отнести. ...
Читать далее...
Взрыв самолета в Бейруте, Памяти Рафаэля Эйтана

Взрыв самолета в Бейруте, Памяти Рафаэля Эйтана

No Comments
29 декабря 1982 г. отряд парашютистов под командованием Рафаэля (Рафула) Эйтана в ходе дерзкой операции взял под контроль Бейрутский аэропорт, взорвав на земле 14 самолетов. Кроме этого отряд повредил ангары и коммуникации аэропорта. Причиненный ущерб оценивается в 100 миллионов долларов. Во время операции ни один из пассажиров, находившихся в здании аэровокзала, не пострадал -израильские солдаты позаботились, о том, чтобы не повредить выходы. Аэропорт Бейрута был выбран в качестве объекта нападения не случайно - необходимо было доказать арабским странам, что Израиль не потерпит диверсий по отношению к своему воздушному флоту: пилоты неоднократно докладывали о попытках террористов повредить самолеты авиакомпании "Эль-Аль" в разных городах мира. Операция в Бейрутском аэропорту была ответом на теракт, совершенный 26 декабря - нападение на самолет компании "Эль-Аль" с 41 пассажиром на борту, следовавший из Израиля в Париж и Нью-Йорк, во время его стоянки в афинском аэропорту. (Говорят, что во время операции Рафул зашел в кафетерий, выпил кофе, расплатился и вернулся к своим обязанностям). ...
Читать далее...
Йосеф и его братья

Йосеф и его братья

No Comments
«Братьев своих я ищу», - сказал Йосеф незнакомому человеку, встретившемуся на пути в Шхем. И, конечно же, он не обманывал. Чувство глубокой любви к своим братьям никогда не оставляло его. И, если он и рассказывал отцу то дурное, что говорили о них окружающие племена, то только для того, чтобы Яаков повлиял на них. Ведь сказано: «…ты увещевай ближнего своего, и не понесешь за него греха. Не мсти и не храни злобы на сыновей народа твоего, а люби ближнего своего как самого себя. Я - Б-г…» (Ваикра, 19:18). Нельзя любить и оставаться равнодушным к недостаткам. Всегда хочется, чтобы близкий тебе человек изменился в лучшую сторону. Да, Йосеф искренне любил своих братьев и искал взаимопонимания с ними. Он был прост: то, что на сердце, то и на языке, и этим он был очень похож на Яакова, о котором сказано: иш там («человек простой»). И как это часто бывает, Йосеф даже не мог заподозрить, что братья затаили против него ненависть – ведь он сам был чист от этого греха, а потому и не мог разглядеть его в других, пока неприязнь к нему не прорвалась наружу. Как же было ему тяжело и больно, когда его связали и бросили в яму. Он не почувствовал ни ушибов, ни жажды, ни голода - только горечь переполняла его. Даже на дне пустого колодца он не мог поверить, что его родные братья не проявят жалости к нему. Он молил их, чтобы они вытащили его, ибо ничего дурного он не сделал. Но братья были неумолимы. Они не верили ему. Им и в голову не приходило, что человек может наговаривать на них отцу и иметь при этом исключительно благие намерения и сердце, преисполненное любви к ним. Через много лет, когда братья пришли покупать пшеницу в Египте, а Йосеф, сидя на троне правителя, притворился, что не знает их, он - под предлогом, что хочет оставить заложника - велел у всех на глазах связать Шимона. А ведь именно Шимон связывал его в свое время. Тогда братья впервые начали что-то понимать: «и говорили они друг другу: «Точно мы виноваты из-за брата нашего, потому что мы видели страдания души его. Когда он умолял нас, но мы не послушали. За то и нашло на нас горе это» (Берешит,42:21). Да, страдания души – прежде всего. Не боль и не жажда. Вот ведь каково же Шимону, которого связывают на глазах у всех, а они ничего не могут сделать. Йосефу было еще хуже… Но, нет, он не собирался мстить! Он только хотел, чтобы они поняли, что они ему причинили, и раскаялись. Нельзя без раскаяния. А как человек раскается, если не почувствует то, что сделал другому. Простое: «извини» никому не нужно. Не построить великий народ без раскаяния. И этого не поняли братья. Анализируя все, что произошло и что Йосеф сделал им, они заподозрили, что у него мстительный характер. И поэтому, когда Яакова не стало, они пришли Йосефу просить, чтобы он не мстил им: «И увидели братья Йосефа, что умер отец их, и сказали: «Может Йосеф возненавидит нас и воздаст нам за все зло, которое мы сделали ему?». И велели они сказать Йосефу: «Отец завещал перед своей смертью, говоря: «Прости, молю тебя, братьев твоих и грех их, который они сделали против тебя…» И плакал Йосеф, когда говорили это ему». ...
Читать далее...
Из книги “Притчи Магида из Дубны”

Из книги “Притчи Магида из Дубны”

No Comments
  В связи с законом о прекрасной пленнице отметим, что существуют разные виды любви. Один из них - любовь духовная - проявляется как привязанность к праведнику из-за чудесных качеств, тонкости и чистоты, которыми он обладает. Другой - любовь - как притяжение материи к материи. Материя всегда торопится, ибо знает, что она невечна. Не такова была любовь Яакова к Рахели, ибо сказано, что те семь лет, которые он отработал у Лавана, чтобы жениться на ней, "были в его глазах как дни немногочисленные из-за любви его к ней". Зачем было торопиться Яакову, которого влекли хорошие свойства и духовная красота Рахели? Ведь души не разлучаются никогда. В законе о прекрасной пленнице говорится "и пожелаешь", но не говорится "захочешь". Словом "желание" Тора описывает влечение души, как написано: "Только отцов твоих пожелал Б-г". Понятие "хотеть" описывает влечение пробуждаемое материей. И вот дурное начало начинает уговаривать человека: "В прекрасной пленнице тебя привлекает только душевная красота и хорошие качества. Она будет достойной женой, поддерживающей дом. А ты сможешь соблюдать заповеди и изучать Тору". Ответ дурному желанию: "Нужно подождать. Если ты подождешь, то увидишь, что она не обладает хорошими качествами, и отправишь ее из дома". ...
Читать далее...
Бывший начальник генштаба Армии Обороны Израиля найден мёртвым около порта в Ашдоде

Бывший начальник генштаба Армии Обороны Израиля найден мёртвым около порта в Ашдоде

No Comments
Сегодня утром в 6.30 бывший начальник Генштаба Армии Обороны Израиля рав алуф Рафаэль Эйтан был найден мёртвым в воде одного волнореза около порта в Ашдоде. Рафаэль Эйтан, отвечавший за строительство волнореза предположительно поскользнулся во время утреннего осмотра сооружения. Рафаэль Эйтан родился в поселении Тель Адашим в январе 1929 года. Начиная с 16-ти летнего возраста в течение 37 лет служил в Пальмахе и Цахале (Армии Обороны Израиля) В войне Йом Кипур 1973 года был командиром дивизии на голанских высотах. С 1978 по 1983 год занимал пост начальника Генштаба Армии Обороны Израиля. С 1983 года являлся лидером партии Цомет. В правительстве Биньямина Нетаниягу с июня 1996 по июль 1999 года занимал пост вице-премьера и министра сельского хозяйства. ...
Читать далее...
45 процентов израильских первоклассников ходят в религиозные школы

45 процентов израильских первоклассников ходят в религиозные школы

No Comments
Почти половина первоклашек Израиля пошла в 2004/2005 учебном году в религиозные школы (26,4% - в ультраортодоксальные школы, и 18,6% - в государственно-религиозные). Подобное образование становится все более привлекательным не только из-за высокой рождаемости в религиозной среде, но и из-за увеличения числа светских израильтян, возвращающихся к еврейским религиозным истокам. Дети - это будущее еврейского народа, которое очень скоро будет формироваться системами религиозного образования. ...
Читать далее...