Из книги Орот а-Кодеш

Из книги Орот а-Кодеш

No Comments
  Всякая культура, время существования которой ограничено, черпает свои силы из способности фантазировать и приписывать окружающей действительности не те свойства, которыми она обладает на самом деле. Народы мира, давшие волю своему воображению, создавали новые культуры, основанные на представлениях о божествах и сверхъестественных силах. Они сменяли друг друга на сцене истории, совершенствовали понятие красоты и развивали представление о ней, опираясь как на естественные формы, так и на красоту, выраженную в произведениях искусства. Вместе с этим набирала силу и совершенствовалась способность людей фантазировать и воображать. Развитие практической науки, основанной на опыте, также зависит от силы воображения человека и от его способности подменять реальную действительность своим представлением о том, какой она должна быть. Сила воображения и фантазии, все глубже и глубже проникая в нашу жизнь, вытесняет из нее свет разума, так как люди начинают думать, что счастье человека зависит от того, насколько он сможет развить и выразить свои фантазии и воплотить их в жизнь. Этот процесс подмены одного другим продолжается до тех пор, пока остатки мудрости, заключавшиеся в болезненном разуме, не превращаются в силу воображения, оторванного от действительности. Образы и цифры и все, кто занимается прекрасными искусствами, занимают ведущее место в развитии культуры, а философия начинает хромать и качаться, отому что ее опора — чистый и незамутненный разум — утрачена. По мере отступления на задний план чистого разума и исчезновения духа мудрости, набирает силу наглость, а люди образованные утрачивают настоящее понимание вещей. Люди начинают с презрением относиться к тем, у кого есть трепет перед Небесами, и правда становится редкостью. Лицо поколения — как лицо собаки. В мире торжествует дух материализма. «Горе земле, которой правит юный царь и министры ее с утра садятся за трапезу». Этот процесс не что иное, как уход от планов Творца. Его намерение — исправить силу фантазии и воображения так, чтобы она стала основой для раскрытия Высшей духовности. В будущем сила фантазии и воображения станет престолом для Высшей духовности, привносимой в мир Творцом, для духа мудрости и понимания, духа созидания, духа мощи, духа сознания и трепета перед Творцом. ...
Читать далее...
712

Лидер

No Comments
   Израилю не хватает лидера. Такого лидера, который вывел бы страну из современного тупика, а не загонял бы ее еще глубже в старые проблемы. Каким он должен быть — этот лидер? Реалист-прагматик? Экономист? А может быть, физик с мировым именем?.. (Ведь предлагали же Эйнштейну стать первым президентом еврейского государства. Отказался. А жалко. Приличный все-таки был человек. И умный.) А может быть, лидер должен быть религиозным человеком, авторитетом Торы?    Трудно сказать. Одно только понятно: в лидеры не попадают из тихих кабинетов. Моше, прежде чем его избрал Всевышний, заступился за еврея и убил египтянина. Он пожертвовал собой, потому что любил евреев и ненавидел рабство; и во дворец фараона он вошел без приглашения.    Давид вышел один против Гольята — с этого началась его «карьера» царя. Между прочим, и Моше, и Давид были величайшими мудрецами Торы. Одно другому не мешало. Более того: без самоотверженности, без готовности жертвовать собой во имя народа знание Торы не дается. Ведь оно не только из книжки — нужна еще и помощь Небес. А вот она посылается только людям самоотверженным. Хашмонаи стали духовными лидерами еврейского народа, подняв восстание. В современном Израиле мало что изменилось—лидерство начиналось в подполье, в рядах Хаганы, Эцеля и Лехи, а впоследствии — в рядах Цахала. ...
Читать далее...
Родословная золотого тельца

Родословная золотого тельца

No Comments
  Евреи, не дождавшись Моше, который должен был спуститься с горы Синай, сделали золотого тельца. Изготовление идола явилось результатом неверного восприятия раскрытия Б-жественной воли при переходе через море, когда расступились не только воды, но и небеса. Намек на это можно найти в Мидраш Раба: "Служанка на море видела то, что не видел Йехезкель бен Бузи (пророк, угнанный в вавилонский плен, видевший образ Б-жественной воли)". Мидраш дает нам понять, что еврейский народ в момент перехода через море не был еще полностью свободным, и следовательно, его восприятие не могло быть абсолютно верным, ибо только свободный человек способен правильно воспринимать как окружающую действительность, так и волю Вс-вышнего. В свободе таится главное подобие Тв-рцу, и понять другого может только подобный ему. Народ был похож на служанку, т.е. его восприятие не было подобно восприятию свободного человека. Недаром именно в этот момент ангелы обратились ко Вс-вышнему и сказали: "Почему Ты евреев спасаешь, а египтян собираешься утопить? Как эти, так и эти - идолопоклонники". Неверное восприятие идей, раскрывающих глобальное единство Вс-вышнего, неверное восприятие Его имен иобразов, указывающих на принципы управления миром, которые сообщаются пророкам, - все это идолопоклонство. Потому что человек в этом случае вступает в диалог не с единым и единственным Б-гом, а (не дай Б-г) с кем-то другим! Раскрытие всегда требует от пророка умения воспринять правильно те образы, при помощи которых с ним говорит Тв-рец. Чем возвышеннее образы, тем легче ошибиться и (не дай Б-г) совершитьпреступление, которое называется "идолопоклонство". Поэтому, когда четверо мудрецов периода восстания Бар Кохбы: Рабби Акива, Бен Азай, Бен Зома и Элиша бен Авуйя - для того, чтобы понять те страшные беды, которые выпали на долю еврейского народа, и пробудить Машиаха, стремятся проникнуть в глубочайшие тайны Торы, проникнуть в миры, где присутствуют только абстрактные образы, их учитель Рабби Акива предупреждает, что чем выше миры, тем тоньше различия между противоположными субстанциями, и когда они приблизятся ко дворцу, то, пораженные его красотой, они могут подумать, что он сделан из воды. Но это не так! Дворец - из мрамора, и не дай Б-г ошибиться. Элиша бен Авуйя, уже войдя во дворец и приблизившись к моменту раскрытия Б-жественной воли, увидел, что на Престоле сидит раб (ангел высочайшего уровня, исполняющий волю Вс-вышнего точнее и быстрее, чем любой другой ангел, а потому характеристика "раб" применима к нему в большей степени, чем к любому другому, несмотря на то, что любой ангел всем своим существом исполняет волю Тв-рца). Элиша бен Авуйя не сумел разглядеть, как через раба раскрывается воля его Господина, подобно свету, проходящему через прозрачный сосуд. "Может быть, наверху две власти?" - подумал он и оставил служение Вс-вышнему и исполнение заповедей. После этого события его стали называть Ахер ("Другой"). Получается, что он был не тем великим мудрецом, каким казался, а потому и увидел "другого бога". Спрашивают мудрецы: "Почему Элиша бен Авуйя ошибся?" И отвечают: "Потому что, когда он выходил из бейт мидраша, у него из-за пазухи сыпались книги греческих философов. Беда не в том, что Элиша бен Авуйя изучал греческую философию (с которой были знакомы все мудрецы Торы), беда в том, что эти книги сыпались у него из-за пазухи, т.е. проникли в самую душу. ...
Читать далее...
Глава Шлах Леха

Глава Шлах Леха

No Comments
23 Сивана 5764 АКТУАЛИЯ Вс-вышний наказал поколение, вышедшее из Египта, смертью: "В пустыне этой упадут ваши трупы" (Бемидбар, 14:29). За то, что они отвергли Землю, с которой связано Высшее желание. И только следующему поколению было дозволено пересечь ее границы: "Дети же ваши, о которых вы говорили: "Добычей они станут", - их введу Я, и узнают они землю, которую вы презрели" (Бемидбар, 14:31). Из этого предложения мы учим, что в Землю Израиля недостаточно войти - ее нужно знать. Нужно знать ее длину и ширину, дороги, горы и плоды, которые произрастают в ней. Разведчики, посланные Моше, должны были пройти Землю Израиля вдоль и поперек и изучить все, что есть в ней. В том, что они были посланы исследовать землю, не было ошибки. Трагедия заключалась в том, что они не смогли за внешними формами разглядеть Б-жественный свет. Знание духовной структуры Святой Земли дает благословение не только еврейскому народу, но и всему миру, как сказано: "Иди себе из земли твоей, от родни твоей и из дома отца твоего в землю, которую Я тебе покажу. И Я сделаю тебя народом великим, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь благословением... и благословятся тобой все племена земли" (Берешит, 12:1-3). Нам следует приложить все усилия, чтобы понять ту землю, на которой мы живем. И если нам удастся постичь ее свойства, мы увидим Б-жественный свет. Святая Земля и народ, понявший и обретший святость, принесут благословение всему миру. Дов Бигон ЗА СУББОТНИМ СТОЛОМ Йеошуа ...
Читать далее...
Закон нам – не указ…

Закон нам – не указ…

No Comments
Глава городского совета Йерушалаима Ури Лопульянский отменил торжественную встречу с туристами христианами-евангелистами. Он попросил у главы делегации Олефа Хокмана подписать обязательство не заниматься миссионерской деятельностью, направленной на обращение евреев в христианство и получил отказ. Глава городского совета Йерушалаима отказался поддерживать противозаконную деятельность делегации. Государственный закон Израиля запрещает миссионерскую деятельность, однако добиться применения этого закона на практике от исполнительных властей очень трудно. Олефа Хокман имел наглость заявить, что миссионерской деятельностью занимался и заниматься будет. Хотелось бы узнать, в каком еще суверенном государстве он бы публично мог сделать заявление, что "нарушал и нарушать будет". Любая бесплатная раздача литературы или газет, проведение бесплатных концертов или просмотров кинофильмов, материальная помощь репатриантам - все это запрещено, если даже косвенным образом связано с пропагандистской деятельностью и привлечением людей христианскими организациями. На Израиль постоянно оказывается давление со стороны США, чтобы страна не принимала мер против миссионерской деятельности. Последние годы жертвой миссионеров становятся неевреи из СНГ или незначительная прослойка из числа вновь прибывших репатриантов евреев, которые в погоне за материальной помощью готовы окунуться в Кинерет. Их атеистическое сознание и образ жизни при этом не меняются. У каждого государства есть своя специфика. Израиль - государство национальное и другим не может быть. Оно постоянно борется за сохранение своего еврейского характера, что вызывает неудовольствие в западном мире, стремящемся к интеграции и стиранию граней. ...
Читать далее...
Не террористы на скамье подсудимых

Не террористы на скамье подсудимых

No Comments
Министр иностранных дел Швеции Лила Превайдес в беседе с президентом Израиля Моше Кацавом выдвинула обвинение нашей стране: она сказала, что несмотря на очевидное право защищать себя, Израиль, борясь с терроризмом, нарушает международные законы. В связи с этим возникает вопрос, была ли хоть раз направлена нота Арафату: "Прекрати убивать живых людей". Конечно же, нет. Ведь нет такого международного закона, запрещающего взрывать автобусы. Президент подчеркнул, что Израиль борется с террором в полной изоляции, не получая поддержки от европейских стран. Он так же сказал, что в Израиле действует суд высшей справедливости и СМИ, которые гарантируют соблюдение законности. ...
Читать далее...
В Йерушалаиме открылась традиционная «Неделя израильской книги»…

В Йерушалаиме открылась традиционная «Неделя израильской книги»…

No Comments
На торжественной церемонии председатель Кнессета Реувен Ривлин заявил, что еврейский народ все больше превращается из народа книги в «народ земли» (так называли раньше людей безграмотных, не умевших ничего, кроме как копать землю). Все больше сужается кругозор, все беднее становится родной язык. И это – наш народ, всегда обладавший обширными познаниями не только в Торе, но и во всех науках, народ, занимавшийся изящной словесностью и создавший прекрасные стихотворные произведения. При этом ученость не была уделом единиц, к ней стремились многие «простые» евреи. Интересно отметить, что «народом книги» нас называет Коран. Правда, используя это выражение несколько в отрицательном смысле – мол, сидят за книгами, а в жизни не разбираются. Мы не хотим быть ни «народом книги», ни народом Земли. Наша задача сформулирована давно: «...и будете Мне царством священников и народом святым». Иными словами – во все свои дела мы должны привносить святость и учить этому других. Это в изгнании мы не знали ничего, кроме наших святых книг, а в Земле Израиля -- можем построить и развитую экономику, и современную армию. Нет, не хочется быть ни народом земли, ни народом книги. А на «Неделю книги» хорошо бы попасть – там много всего интересного. ...
Читать далее...
101 glava02

Недельная глава Беhаалотха: Горение души

No Comments
Аарону было приказано таким образом каждый вечер зажигать семь лампад меноры, чтобы ее фитили горели всю ночь до утра. Эта заповедь стала для него утешением. Аарон не получил, подобно главам двенадцати колен, приказания принести жертвы в дни освящения Мишкана, и ему показалось, что он оказался недостойным предстать перед Всевышним с подарками. Увидев его огорчение, Всевышний обратился к нему со словами ободрения: «Твоя заповедь будет сильнее, чем их» (Мидраш раба, Бемидбар, Раши), имея в виду, что приносящий в жертву животных старается оторваться от животного начала в человеке и ослабить его влияние, а тот, кто зажигает менору, озаряет духовным светом весь мир. ...
Читать далее...
708

Сбор

No Comments
...Вы обычно забираете почту вечером, возвращаясь с работы. Перебирая конверты, обращаете внимание на один: без марки, с треугольной печатью. Это повестка. Первое ощущение радостью не назовешь — сборы резервистов всегда вторгаются в ваши планы несколько неожиданно и бесцеремонно. Вы начинаете, перелистывая свой ежедневник, проверять, что нужно пропустить, отменить, перенести. Ваш начальник — если ему это очень надо и если вы сами не против — может попросить для вас отсрочку. Хуже, когда вы сами начальник или бизнесмен, тогда и на сборах вы будете работать, но уже в боевых условиях.    Вечером, накануне сборов, вы достаете нужные документы, собираете свой рюкзак: обувь, военную форму, если она у вас есть, иногда и оружие.    Утром просыпаетесь рано, надеваете форму, шнуруете тяжелые ботинки. Одежда чистая, тщательно выглажена, ботинки начищены до блеска. Да!.. Уже сегодня вечером от этого лоска ничего не останется. По пути на место сбора дорожная пыль припорошит ботинки, а по прибытии на базу, ожидая дальнейших указаний, вы в своей аккуратной форме усядетесь прямо на асфальт или на камни, поскольку скамеек мало, они далеко и там нет тени. Да и, кроме того, вы же не смокинг надели — форма на то и рассчитана, чтобы ее пачкали.   Потом, когда на полигоне, на стрельбах вся рота расположится в тени под навесом, то первым, только первым, ощущением будет нежелание садиться в грязно-белую пыль, похожую на муку. Но вскоре вам придется очень много раз садиться в пыль, ложиться в пыль, падать в пыль, бегать, поднимая столбы пыли. Это летом. А зимой пыль становится грязью, зной сменяется дождем. Иногда (обычно осенью или весной) дождь и жара чередуются. ...
Читать далее...
710

Катастрофа и мужество

No Comments
  Время между праздником Песах (физическим освобождением) и праздником Шавуот (духовным освобождением) — период года, когда мы вспоминаем многовековой путь нашего народа от Исхода к обретению своей уникальной культуры. Каждый из евреев — выходцев из Советского Союза проделал свой индивидуальный путь к свободе физической и духовной. Но с чего начиналось пробуждение еврейского самосознания? Нередко пепел предков становился началом пути возвращения к своему народу, к своей вере и на свою родину, похожему на движение от границ Египта к вершине горы Синай.    Есть вопрос, который всегда задается по поводу Катастрофы: «Как Б-г мог допустить такое?» Или в еще более резкой форме: «Если подобное произошло, значит (хас вэхалила), нет Б-га Израиля».    Конечно же, существует много веских ответов, например, в Дварим (28:15). Можно также сослаться на опыт осмысления Катастрофы, произошедшей во времена разрушения Второго Храма, массового уничтожения и изгнания или изгнания из Испании. Эти трагедии были поняты как толчок к физическому и духовному освобождению и возрождению. Подтверждением верности этого предположения является и мой личный опыт.   Так случилось, что в 1965 г. я вместе с группой еврейской молодежи, школьников и студентов оказался в деревне Румбу-ла, на месте массового убийства 28000 рижских евреев. ...
Читать далее...