Пример классического урока по Талмуду

Пример классического урока по Талмуду

No Comments
  Мишна: «Свет» четырнадцатого числа – проверяют хамец при свете свечи. Всякое место, куда не вносят хамец, не требует проверки. Почему тогда сказали (что нужно проверять) два ряда в погребе (для вина)? Погребом для вина называется место, куда вносят хамец (иногда слуга во время трапезы заходит в погреб, чтобы пополнить запас вина на столе, а у него в руке в это время может быть кусок хлеба – объяснение Раши). ...
Читать далее...
Взгляд на вещи

Взгляд на вещи

No Comments
"Авраам, праотец наш, - столп мира" (Рамбам, Авода зара, 1). Мир был сотворен ради него. "Вот родословная неба и земли при их сотворении..." Книга Зоар разъясняет, что из букв, входящих в слово бэ'ибраам ("при их сотворении") можно составить имя Авраам. Значит, в момент сотворения мира Вс-вышний думал об Аврааме. Наш праотец - венец творения и цель, ради которой появилось на свет все существующее. Цель в неявном виде всегда присутствует в начале созидания,но раскрывается в полной мере только в конце: "Конец дела - начало мысли" (Рав Шломо Алькабец, Кабалат Шабат). Творение раскрывает заложенные в нем потенциалы, проходя стадии неживой материи, растительного мира, животных, человека. Но это еще не все: формируются народы, каждый из которых несет в себе и развивает определенную идею и претворяет ее в жизнь. И наконец, из семидесяти "языков" выделяется Авраам, призванный привнести в мир идею добра и истинное знание о Творце, и становится родоначальником народа, на который возлагается обязанность преобразовать мир. Несмотря на то, что в книгах пророков говорится: "Ты - Б-г Всесильный, Который избрал Авраама, и вывел его из Ура Касдимского, и дал ему имя Авраам" (Нехемья, 7:9), появление Авраама на свет, достижение им особой праведности и его избрание было не случайным, а необходимым для продолжения существования мира событием, с самого начала творения запланированным Всевышним. "И нашел Ты, что сердце его преисполнено веры" (Нехемья, 7:10) - Авраам пришел в мир, чтобы осветить его лучами истинного знания о Б-ге. "И заключил Ты с ним союз, чтобы отдать землю кнаанеев" - так как только Земля Израиля пригодна для того, чтобы высокие потенциалы человека нашли свое выражение во внешнем мире. Только на этой земле могло осуществиться обещание, данное Аврааму: "И сделаю тебя народом великим" - так как потомство человека, душа которого была способна озарить светом веры и доброты весь мир, может жить только на этой земле, связанной с внутренним миром человека и способной расцветать от молитвы и песни человека, набирающей силы и дающей плоды от изучения Торы и выбрасывающей за свои пределы народ, нарушающий важнейшие заповеди Вс-вышнего. Несмотря на то, что место Авраама, как центральной точки во всей истории человечества, предопределено заранее, он занимает его после долгой и трудной духовной работы и многочисленных испытаний, которым подверг его Всевышний. Когда Авраам видит, что обещания Всевышнего не исполняются сразу, он не теряет веру и у него не рождается даже тени сомнения в том, что все предсказанное исполнится, он уверен, что нет такой силы или таких обстоятельств, которые бы воспрепятствовали исполнению желания Творца. Он также верил в то, что само Высшее желание не меняется никогда и, так или иначе, должно раскрыться в этом мире. Каждое испытание поднимает Авраама еще на более высокую ступень веры и любви к Тв-рцу. "Происходившее с отцами - знак для детей" - все, что происходило с теми, кто заложил основы нашего народа, происходит и с нами. "И прошел Авраам по земле до места Шхем, до Элон Море, а кнаанейцы тогда были в земле этой" (Берешит, 12:6). Мудрецы объясняют, что замечание Торы "кнаанейцы тогда были в земле этой" указывает на то, что окружающие народы хотели закидать Авраама, праотца нашего, камнями, так как знали о предсказании Всевышнего и боялись, что он отнимет у них все земли и изгонит их. Но это не смогло остановить великого праведника, и он шел, переходя с места на место, исполняя приказ Всевышнего обойти всю землю. То же самое происходит и с нами: арабы знают, кто истинный хозяин Земли Израиля, и боятся, что недалек тот день, когда им придется оставить Святую Землю навсегда. Не понимая, что ход истории нельзя изменить, потому что никто не может противостоять Б-жественной воле, они ненавидят нас, бросают в нас камни, стреляют, строят козни. Но мы должны четко верить, что заслуга наших праотцев и праматерей, а также молитвы всех поколений, в изгнании мечтавших быть свободными на своей земле, не позволят нашим врагам осуществить все их замыслы. Пророк Йешая'у призывает нас постоянно брать пример с нашего праотца: "Вглядитесь в скалу, из которой вы были высечены". Как Авраам не потерял веру и не остановился, несмотря на все трудности, так и мы не должны прекращать борьбу за то, чтобы быть свободным народом на своей земле. Никто не может отменить обещание, данное Аврааму: "И Я сделаю тебя народом великим, и будет благословение, и благословятся тобой все народы земли". С Б-жьей помощью мы выстоим во всех испытаниях и победим во всех войнах, и в самое ближайшее время исполнится обещание, данное Всевышним Аврааму: "Всю землю, которую ты видишь, тебе отдам и потомству твоему на веки веков" (Берешит, 13:15). ...
Читать далее...
ХАБАД

ХАБАД

No Comments
  Вера в то, что умерший человек жив, является глупостью. Жизнь присутствует там, где есть соединение души с телом, позволяющее телу функционировать, а душе - проявлять через него свои потенциалы, благодаря раскрытию которых человек мыслит и чувствует. Поэтому, если тело предано земле и не в состоянии функционировать, человека невозможно считать живым. ...
Читать далее...
Не оскверняйте Имени святого Моего

Не оскверняйте Имени святого Моего

No Comments
  И храните заповеди Мои и исполняйте их – Я Б-г. И не оскверняйте имени Моего Святого, и Я освящусь среди сыновей Израиля – Я Б-г, освящающий вас, выводящий вас из земли египетской, чтобы быть вам Вс-сильным, Я – Б-г» (Эмор, 22:33). Освятить имя – показать, что Б-г превыше всего. Еврей обязан пожертвовать своей жизнью, но не склониться перед изображением идола – даже если он не верит в него, и, следовательно, не нарушает запрет идолопоклонства. (Идолопоклонником Тора называет только убежденных людей, а про тех, кто служит богам только потому, что так делали его предки, она говорит «традиция отцов у них – и не более того.) Про человека, проявившего слабость и преклонившего колени перед истуканом или отказавшегося от своей веры, не говорят, что он нарушил запрет идолопоклонства (ведь в своем сердце он хранит истинную веру). Преступление, совершенное им, называется «осквернение имени Вс-вышнего». Какое же наказание ожидает его? ...
Читать далее...
Будьте осторожны с властями

Будьте осторожны с властями

No Comments
Наши мудрецы предостерегали нас: "Будьте осторожны с властями, ибо власть имущие приближают к себе человека только ради собственной пользы. И кажутся они любящими друзьями, когда нуждаются в человеке, а когда он оказывается в трудном положении - не помогают ему" (Авот, 2:3). Именно об этом думают многие избиратели в дни выборов. Многие партии и их кандидаты представляются верными и заботливыми друзьями перед выборами и не держат своего слова после выборов. Особенно упало доверие к кандидатам в последние годы. Обещать одно, а сделать совсем другое - стало обычным явлением в политической жизни. И прежде всего это касается самого главного - сохранения целостности Земли Израиля. Перед выборами многие обещают защищать ее, а после - передают части Святой Земли врагу, стремящемуся стереть Израиль с карты. Также и свои обещания решить многие социальные проблемы главы правительства забывают после выборов очень быстро. Вместо того, чтобы объединить народ и укрепить его дух, они только расширяют те трещины, которые всегда были в нашем обществе. Они также постоянно пытаются лишить народ его древних корней, которые объединяют всех нас. Политические деятели не прекращают свои попытки вынести все религиозные аспекты жизни за пределы государственных структур, что само по себе похоже на отделение души от тела. Как известно, Тора, иудаизм и еврейская традиция - это не частные аспекты. Они охватывают все области жизни и призваны влиять не только на отдельных людей или семьи, но и на государство и его облик. Тора и традиция еще и потому не могут быть представлены как частности, что сыны Израиля на протяжении всей истории хранили и самоотверженно отстаивали свою веру, и оторваться от нее было бы равносильно остановке дыхания, ибо еврейская традиция - это не что иное, как душа народа соединяющая нас вместе. ...
Читать далее...
Уроки Хеврона

Уроки Хеврона

No Comments
Имена В Хеврон окунаешься. Это - не туристическая атракция, которую можно посмотреть со стороны. Въезд для евреев - из Кирьят Арбы, поворот направо, поворот налево, и через минуту мы уже в другом мире. Современная Кирьят Арба - чистый ухоженный городок, каких немного в Израиле. Но, хотя он носит одно из имен Хеврона, это - не Хеврон. ...
Читать далее...
Инструмент исправления

Инструмент исправления

No Comments
   Святость — отделенность, выделенность, принципиальная невозможность смешаться. Она является проявлением единства объекта, который вбирает в себя все частности, проявляющиеся в окружающем его мире. Небеса отделены от земли, потому что они — "шамаим"— объединяют в себе "эш у маим" — огонь и воду» (Раши).    Если эти две противоположные сущности находятся в единстве, то и все остальное на небесах существует в полном и неразрывном единстве. В этом их удаленность от земли, где каждый объект выделен своими границами, особыми свойствами, что определяет мир множественности.    Земля Израиля является Святой, потому что отличается от других земель: в ней, как на небесах, все частности сливаются в единое целое. Земля Израиля обладает той же степенью святости, что и Небеса, но при этом, соединив частности, она сохраняет индивидуальность каждой из них.   Как сказано: «По числу выводит воинства Свои, каждого по имени называет». ...
Читать далее...
718

Сила меньшинства

No Comments
     Среди двенадцати руководителей колен, которых Моше отправил разведать землю Израиля, только Калев бен Ефуне и Йеошуа бин Нун не стали рассказывать дурное про Святую Землю, а призывали овладеть ею и заселить ее. Все остальные оставили в стороне эмоции и подошли к делу с чисто рационалистической точки зрения: они предвидели кровопролитные войны и трудности освоения земли, плотно заселенной чужими и чуждыми народами: «Мы не сможем противостоять более сильному народу», — говорили они.    Это решение означало признание собственной слабости и отступление. Оно подорвало веру людей в особую связь еврейского народа с Творцом, отняло силы и, в конечном итоге, отодвинуло на тысячелетия освобождение сынов Израиля из-под власти народов мира. Оно также привело к тому, что то поколение не вошло в землю и было обречено умереть в пустыне.    Лишь дети, родившиеся на протяжении сорока лет блуждания, переступили границы Земли Израиля. Оказалось, что право было меньшинство, и благодаря ему сохранился еврейский народ, который через сорок лет пришел к завоеванию земли — к тому, что он должен был сделать четыре десятилетия назад.   Также и в период возвращения из Вавилонского плена вовсе не благодаря большинству народа, оставшемуся на насиженных местах в городах и селах Междуречья, была начата эпоха Второго Храма, вписавшая множество замечательных страниц в нашу историю. ...
Читать далее...
716

Недельная глава Шлах: И дерзнули подняться на вершину горы

No Comments
  Разведчики, посланные в Землю Израиля со стоянки в Кадеш Барнеа, вернулись через сорок дней и сказали: «Но силен народ, живущий на земле той... Амалек живет на южной стороне, а хитейцы, йевусеи и эмореи живут на горе, кнаанеи же живут при море и на берегу Ярдена». Но Калев, посланный в разведку от колена Йеуды, успокаивал народ перед Моше и сказал: «Непременно взойдем и овладеем ею, потому что мы можем одолеть ее. Люди же, которые ходили с ним, сказали: «Не можем мы пойти на народ тот, ибо он сильнее нас» (Бемидбар, 14). Слова разведчиков вселили страх в сердца людей, и они сказали: «Почему Б-г ведет нас в эту землю погибнуть от меча?» Возгорелся гнев Всевышнего — настолько, что Он хотел истребить народ. И только благодаря молитве Моше приговор был смягчен: не мгновенное уничтожение, а постепенная гибель старшего поколения — чтобы могло вырасти молодое: «А ваши трупы падут в пустыне этой, а дети ваши будут кочевать сорок лет за преступления ваши, доколе не истреблю трупы ваши в пустыне». После того, как «десять разведчиков, распустивших дурную молву о земле, умерли в тот же день от поражения перед Б-гом» (Бемидбар, 14:37), сыны Израиля осознали, какую страшную ошибку они допустили, и пребывали в трауре, и признали перед лицом Всевышнего свой грех. Раскаяние предполагает изменение своего поведения, а иногда и мировосприятия. И назавтра многие были готовы войти в Землю Израиля и сражаться за ее завоевание. Они встали рано утром и поднялись на гору. Несмотря на то, что Моше сказал им: «Зачем вы преступаете веление Б-га? Ведь это будет безуспешно. Не взбирайтесь, ибо нет Б-га среди вас, дабы не быть пораженными».   Вышедшие на войну потерпели поражение. Поведение этих людей вызывает удивление. Если они раскаялись и осознали свою ошибку, зачем же идти против воли Всевышнего и усугублять преступление? Их поведение объясняет Хатам Софер в своей книге «Торат Моше»: «Вне всякого сомнения те, кто дерзнули выйти на войну, хотели вернуться ко Всевышнему всем сердцем. Они стремились исправить свой грех, который состоял в том, что они испугались амалекитян и кнаанейцев и сказали: «Не сможем мы подняться на этот народ, потому что он сильнее нас». Преступление можно исправить поступком, являющимся прямой противоположноcтью действию, вызвавшему Б-жественный гнев. И те, кто дерзнули выйти на войну, хотели — в противоположность своему отказу войти в Землю по повелению Всевышнего — пойти и воевать без тени страха против амалека и кнаанских народов. Однако остается непонятным, как они могли пойти против пророческого повеления: ведь Моше разъяснил, что их поступок не будет угоден Всевышнему. Как же можно возвращаться к Творцу и идти против Его воли? ...
Читать далее...
714

Память

No Comments
     Они очень шумели, эти люди. Я был не в состоянии вести свою экскурсию — они просто заглушали мой голос. День жаркий. Мы пытаемся уместиться в скудной тени под деревом. Ребята утомились — мы находимся в музее уже много времени. Детский мемориал — последний объект нашего посещения. Время поджимает, мы уже должны быть на пути к автобусу. А их гид, женщина, не торопилась, никуда не спешила, стояла рядом со своими беспокойными подопечными, отвечала на их вопросы, кивала головой, но не останавливала этот шум. Они даже не стояли на одном месте, немолодые уже люди, довольно грузные, ходили как-то взволнованно по всей площадке, резко останавливались и, размахивая руками, издалека что-то очень громко говорили друг другу по-французски, явно обсуждая какую-то беспокоившую их тему.     Это продолжалось довольно долго. Но мы ведь здесь тоже не случайно, и они нам мешают. Я подошел к их гиду: «Попроси их говорить потише, пожалуйста». Это звучало вполне вежливо, хотя я и был раздражен. Она ответила просто: «Нет, я ничего не буду им говорить». Я не понял ее, поэтому ждал пояснений. И она сказала: «Это дети Освенцима». Подойдя к своей группе, я сказал: «Это им памятник, они были там». ...
Читать далее...