Взгляд на вещи

Взгляд на вещи

June 15, 2004 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

"Авраам, праотец наш, – столп мира" (Рамбам, Авода зара, 1). Мир был сотворен ради него. "Вот родословная неба и земли при их сотворении…" Книга Зоар разъясняет, что из букв, входящих в слово бэ’ибраам ("при их сотворении") можно составить имя Авраам. Значит, в момент сотворения мира Вс-вышний думал об Аврааме. Наш праотец – венец творения и цель, ради которой появилось на свет все существующее. Цель в неявном виде всегда присутствует в начале созидания,но раскрывается в полной мере только в конце: "Конец дела – начало мысли" (Рав Шломо Алькабец, Кабалат Шабат). Творение раскрывает заложенные в нем потенциалы, проходя стадии неживой материи, растительного мира, животных, человека. Но это еще не все: формируются народы, каждый из которых несет в себе и развивает определенную идею и претворяет ее в жизнь. И наконец, из семидесяти "языков" выделяется Авраам, призванный привнести в мир идею добра и истинное знание о Творце, и становится родоначальником народа, на который возлагается обязанность преобразовать мир. Несмотря на то, что в книгах пророков говорится: "Ты – Б-г Всесильный, Который избрал Авраама, и вывел его из Ура Касдимского, и дал ему имя Авраам" (Нехемья, 7:9), появление Авраама на свет, достижение им особой праведности и его избрание было не случайным, а необходимым для продолжения существования мира событием, с самого начала творения запланированным Всевышним. "И нашел Ты, что сердце его преисполнено веры" (Нехемья, 7:10) – Авраам пришел в мир, чтобы осветить его лучами истинного знания о Б-ге. "И заключил Ты с ним союз, чтобы отдать землю кнаанеев" – так как только Земля Израиля пригодна для того, чтобы высокие потенциалы человека нашли свое выражение во внешнем мире. Только на этой земле могло осуществиться обещание, данное Аврааму: "И сделаю тебя народом великим" – так как потомство человека, душа которого была способна озарить светом веры и доброты весь мир, может жить только на этой земле, связанной с внутренним миром человека и способной расцветать от молитвы и песни человека, набирающей силы и дающей плоды от изучения Торы и выбрасывающей за свои пределы народ, нарушающий важнейшие заповеди Вс-вышнего. Несмотря на то, что место Авраама, как центральной точки во всей истории человечества, предопределено заранее, он занимает его после долгой и трудной духовной работы и многочисленных испытаний, которым подверг его Всевышний. Когда Авраам видит, что обещания Всевышнего не исполняются сразу, он не теряет веру и у него не рождается даже тени сомнения в том, что все предсказанное исполнится, он уверен, что нет такой силы или таких обстоятельств, которые бы воспрепятствовали исполнению желания Творца. Он также верил в то, что само Высшее желание не меняется никогда и, так или иначе, должно раскрыться в этом мире. Каждое испытание поднимает Авраама еще на более высокую ступень веры и любви к Тв-рцу. "Происходившее с отцами – знак для детей" – все, что происходило с теми, кто заложил основы нашего народа, происходит и с нами. "И прошел Авраам по земле до места Шхем, до Элон Море, а кнаанейцы тогда были в земле этой" (Берешит, 12:6). Мудрецы объясняют, что замечание Торы "кнаанейцы тогда были в земле этой" указывает на то, что окружающие народы хотели закидать Авраама, праотца нашего, камнями, так как знали о предсказании Всевышнего и боялись, что он отнимет у них все земли и изгонит их. Но это не смогло остановить великого праведника, и он шел, переходя с места на место, исполняя приказ Всевышнего обойти всю землю. То же самое происходит и с нами: арабы знают, кто истинный хозяин Земли Израиля, и боятся, что недалек тот день, когда им придется оставить Святую Землю навсегда. Не понимая, что ход истории нельзя изменить, потому что никто не может противостоять Б-жественной воле, они ненавидят нас, бросают в нас камни, стреляют, строят козни. Но мы должны четко верить, что заслуга наших праотцев и праматерей, а также молитвы всех поколений, в изгнании мечтавших быть свободными на своей земле, не позволят нашим врагам осуществить все их замыслы. Пророк Йешая’у призывает нас постоянно брать пример с нашего праотца: "Вглядитесь в скалу, из которой вы были высечены". Как Авраам не потерял веру и не остановился, несмотря на все трудности, так и мы не должны прекращать борьбу за то, чтобы быть свободным народом на своей земле. Никто не может отменить обещание, данное Аврааму: "И Я сделаю тебя народом великим, и будет благословение, и благословятся тобой все народы земли". С Б-жьей помощью мы выстоим во всех испытаниях и победим во всех войнах, и в самое ближайшее время исполнится обещание, данное Всевышним Аврааму: "Всю землю, которую ты видишь, тебе отдам и потомству твоему на веки веков" (Берешит, 13:15).