Глава 8

Глава 8

No Comments
   В предыдущем пророчестве было разъяснено, что посты не помогают исправить недостатки, которые были в прошлом и, как тяжелое наследие, переходят в новую эпоху. Зхарья дает понять, что восстанавливаемый Храм может стать совершенным и Божественное Присутствие вернется в полной мере, если весь народ соберется на Святой земле. Не случайно самым главным становится требование научиться вершить суд и проявлять милосердие: без этого не может существовать общество и государство (Мальбим). 8. 1. И было слово Бога воинств, чтобы сказать: ...
Читать далее...
Глава 7

Глава 7

No Comments
  Предыдущая глава заканчивается предсказанием о будущем возвращении еврейского народа на Святую землю. Но рассказ, приведенный в этой главе, свидетельствует, что сыновья Израиля, оставшиеся в Вавилоне, еще далеки от мысли принять участие в завершении строительства. Предыдущая глава заканчивается предсказанием о будущем возвращении еврейского народа на Святую землю. Но рассказ, приведенный в этой главе, свидетельствует, что сыновья Израиля, оставшиеся в Вавилоне, еще далеки от мысли принять участие в завершении строительства. Прислав делегацию с богатыми дарами, они обратились к Зхарье с просьбой разрешить их сомнения, станет отстроенный Храм вечным или ему суждено быть разрушенным. ...
Читать далее...
Глава 6

Глава 6

No Comments
  Предупредив о разрушительных для всего общества последствиях, к которым приведет нечестность людей, не пожелавших преодолеть стремление к наживе и удовольствиям, Зхарья переходит к выявлению недостатков и испорченности нравов правителей, которые станут одной из основных причин будущего изгнания. 6. 1. И снова поднял я глаза свои, и увидел: и вот четыре колесницы выходят (из ущелья) меж двух гор; а горы эти – горы медные. ...
Читать далее...
Глава 5

Глава 5

No Comments
  От рассказа о благотворном влиянии Храма Зхарья переходит к суровому предупреждению всем тем, кто ведет себя недостойно или готовится совершить преступление. Он особо выделяет ложные клятвы и идолопоклонство. 1. И СНОВА ПОДНЯЛ Я ГЛАЗА МОИ, И УВИДЕЛ: И ВОТ СВИТОК ЛЕТЯЩИЙ. ...
Читать далее...
Глава 4

Глава 4

No Comments
  После рассказа о суде над ЙеГошуа, Зхарье было разъяснено, что только сила духа руководителей народа, возглавивших возвращение в Иудею и строительство Храма, позволила сохранить духовный свет для будущих поколений. 4. 1. И возвратился ангел, говоривший со мной, и пробудил меня, (и я проснулся) как человек, пробудившийся ото сна. ...
Читать далее...
Глава 3

Глава 3

No Comments
Глава 2

Глава 2

No Comments
  В этой главе обозначены основные вехи еврейской истории. Почти каждое из видений проходит перед пророком дважды, неся в себе существенные отличия. Это объясняется тем, что события, участниками которых станут сыновья Израиля, могут развиваться двумя путями. Если они приложат усилия, период бесконечных войн и борьбы с народами мира закончится, и ему на смену придут покой и возможность духовного развития. Если же большинство еврейского народа по-прежнему будет оставаться вне Земли Израиля, восстанавливаемое государство не обретет независимости и страдания не уступят место благоденствию. 2.1. И поднял я глаза свои, и увидел: и вот четыре рога. ...
Читать далее...
Глава 1

Глава 1

No Comments
  Пророчество Зхарьи открывает новый исторический период: после семидесяти лет изгнания Всевышний призывает сыновей Израиля вернуться к Нему. Но они не торопятся и продолжают жить на чужой земле. Пророчество начинает терять свою силу и постепенно оставляет народ Израиля. Поэтому видения Зхарьи похожи на сон, который требует разъяснения (см. комм. Раши к 1:1). 1. 1. В восьмом месяце, во второй год (правления) Дарьявеша, было слово Бога к Зхарье бен Бэрэхъя бен Идо, пророку, чтобы сказать: ...
Читать далее...
Пророки изгнания и возвращения

Пророки изгнания и возвращения

No Comments
  Начиная с 439 г. до н. э., за восемнадцать лет до изгнания еврейского народа из Земли Израиля, пророк ЙирмеяГу постоянно обращался с упреками к жителям Иудеи за их многочисленные преступления и с поучениями - к главам народа, избравшим неверные пути, и предупреждал их о надвигающемся наказании. Пророк Йехезкель, находясь в Вавилоне, среди пленников, уведенных вместе с царем Йехонией в 433 г. до н. э., призывал сыновей Израиля к раскаянию и предупреждал о приближающемся падении Йерушалаима и разрушении Храма. Однако пророки подчеркивали, что, каким бы сильным ни был Божественный гнев, союз с еврейским народом вечен и, сколь бы длительным ни был период наказаний, за ним последует национальное возрождение. ЙирмеяГу, предсказав изгнание, поведал о будущем возвращении народа в Цийон, а Йехезкель, предупредив о надвигающейся трагедии падения Йерушалаима, привел описание Храма, который будет вновь возведен на горе Мория, и, рассказав о будущем возвращении изгнанников, сравнил собирание рассеянных с воскрешением из мертвых. После разрушения Йерушалаима пророчество прекратилось, ибо все годы, пока стоял Храм, еврейский народ оставался равнодушен к увещеваниям, с которыми каждый день обращались к нему посланники Небес. Видения, которые открывались Даниэлю на протяжении долгих лет Вавилонского изгнания (включая персидский период), не относят к пророчествам, хотя и считают их высокой формой Божественного откровения. Даниэль не обращался к сыновьям Израиля со словами поучения или с призывом. Образы, представавшие перед ним, должны были в далеком будущем объяснить духовный смысл исторических событий и стать подтверждением того, что в мире нет случайностей. ...
Читать далее...
От Субботы до Субботы, или святость каждого дня

От Субботы до Субботы, или святость каждого дня

No Comments
Рассказывают (Трактат Бейца), что Шамай все дни жизни "ел во имя субботы", т.е. с первого дня недели он уже думал о будущей субботе и, если попадалось ему хорошее животное, он стразу же говорил: "Это будет на субботу". А если находил еще лучше - оставлял для субботы его. Будни для Шамая не содержат в себе элемента святости, они - только подготовка к субботе, к моменту раскрытия небесного света. Гилель, который любил повторять: "Благословен Всевышний изо дня в день", - вел себя по-другому: для него каждый день недели может явиться моментом раскрытия святости. Каждый день он ел ту пищу, которую приготовил, ибо всякий день достоин уважения, а на субботу даст все необходимое Вс-вышний. Как всегда, речь идет не столько о пище, сколько о том свете, который раскрывается каждый день и питает душу. Для Гилеля он присутствует каждый день, а Шамай вбирает субботний свет и живет им от субботы до субботы. Готовность искать искры на земле каждое мгновение и, как противоположность этому, страстное желание раскрыть и черпать все жизненные силы от той святости, которая проявляется не благодаря поиску и усилиям человека, а исключительно по Высшей воле, заложившей основы мира, его циклы и временные периоды. И о наступлении субботы спорили ученики Гилеля и Шамая, основываясь на мнении своих учителей: решают все Небеса или усилия человека определяют ход событий. Ученики Гилеля говорят: "Сначала произносят благословение на вино, а потом - благословение дня", - основываясь на мнении учителя, что субботу делает прежде всего человек (ведь он может и испортить ее): усилия, приложенные для того, чтобы устраниться от работы и приготовить для этого дня все самое лучшее (будь то пища или одежда), стремление к изучению Торы создают субботний день. Поэтому дело рук человека - вино - прежде всего достойно благословения и только потом день, особенность которого определена Творцом. Ученики Шамая говорят: "Сначала произносят благословение дня, а потом - благословение на вино". "Нет, - возражает Шамай. - Субботний день определяется небесами: заходит солнце - и врывается другой мир. Ни один злодей не может остановить этот процесс, ибо всякий праведник чувствует изменение времен, вторжение будущего в настоящее". ...
Читать далее...