871

Недельная глава Ваецэ: Вина и наказание

November 20, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Яаков переоделся в одежды брата и назвался Эсавом перед своим отцом. Лаван закрыл лицо Леи покрывалом, привел ее под хупу и сказал, что это Рахель.
 Сначала брат притворился перед отцом братом, а затем сестру привели под свадебный балдахин вместо сестры. Случайностей не бывает. Но прежде, чем сделать вывод, что Небеса наказали Яакова по принципу "мера за меру" за его обман, нужно хорошо подумать и проанализировать все детали описанных в Торе событий.
 Если благословения получены обманом и вся история еврейского народа, призванного исправить мир, зиждется на нехорошем поступке – вся наша борьба за справедливость и высокие идеалы не имеет смысла. Обман нельзя исправить страданиями. Единственный способ исправления – вернуть то, что получено нечестным путем, и начать все сначала. Иными словами: отказаться от благословений Ицхака и от своей избранности и передать все права первенства Эсаву.
 Но ведь известно, что Ицхак вторично благословляет Яакова, как бы подтверждая благословения, данные в первый раз при не совсем ясных обстоятельствах. «И призвал Ицхак Яакова, и благословил его: "И Б-г Вс-могущий благословит тебя, и размножит тебя, и да будет от тебя множество народов. И даст тебе благословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобой, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую Вс-сильный дал Аврааму" (Берешит, 28:1; 3-4).
 Кроме того, следует вспомнить, что Яаков не по собственной инициативе пошел на обман. И даже не по просьбе матери. Мать, как пророк, передает ему повеление Вс-вышнего. Это видно из того, что Ривка обращается к Яакову со словами: "Только послушайся голоса моего" (Берешит, 27:8). Подобные выражения всегда указывают на то, что пророк предупреждает своего собеседника: "Сейчас я говорю не от своего имени, а передаю повеление Всевышнего: голос мой, а слова не мои".
 И когда Яаков предстает перед отцом, переодетый в одежды брата и с козьей шерстью на руках, чтобы быть похожим на Эсава, и произносит: "Я – первенец твой Эсав", Ицхак говорит: "Смотри-ка запах сына моего – как запах поля, которое благословил Вс-сильный" (Берешит, 27:27). Т. е. в момент обмана от Яакова исходит запах, который всегда наполняет мир истины! И это не удивительно – ведь он исполнил повеление пророка и поступил по слову Всевышнего!
 Но зачем же Всевышнему ставить Яакова в столь сложную ситуацию? Поскольку Эсав пошел по дурной дороге, и его место в мире осталось не занятым, Яаков должен был взять на себя функции брата. Он становится и Яаковом и Эсавом: и человеком Торы и человеком дела. Недаром Ицхак не может узнать его и произносит: "Голос – голос Яакова, а руки – руки Эсава" (Берешит, 27:22). Два человека в одном. Поэтому и слова, произнесенные Яаковом "Я первенец твой Эсав" (Берешит, 27:19), не были обманом. По воле Небес он стал наполовину Эсавом.
 Вот ведь загадка! Послушался голоса пророка, исполнил то, что было велено: совместил в себе две противоположности и взвалил на свои плечи чужую работу – и пострадал!
Причина заключается в том, что Яаков сыграл не последнюю роль в том, что Эсав окончательно свернул с правильного пути. В день смерти Авраама, когда братьям было по пятнадцать лет, Эсав пришел домой уставшим от плохих дел: он совершил страшные преступления, решив, что смерть праведников свидетельствует об отсутствии правосудия в мире. И Яков, увидев, что первородство достанется недостойному человеку, купил у брата право первенца за чечевичную похлебку. И тем самым оттолкнул своего близнеца окончательно.
Нет, никто не снимает вины с Эсава – преступник есть преступник. Но у Якова есть своя доля вины. И он был наказан за нее. Ведь пророческое повеление назваться перед отцом Эсавом и стать таковым, взвалив на свои плечи и плечи потомства чужую работу, – наказание. И жениться на женщине, предназначенной другому, – наказание. И, будучи обманутым, получить в жены другую женщину – наказание. И хотя Яаков исполнял пророческое повеление, вина в том, что создалась такая ситуация, при которой ему было велено пойти к отцу и назваться Эсавом, лежит на нем.