"…И будет, когда сбудутся на тебе все слова эти – благословение и проклятие, которые изложил я (Моше) тебе, – то прими это к сердцу своему среди всех народов, куда забросил тебя Б-г Всесильный твой. И вернешься вплоть до Б-га Всесильного твоего, и послушаешь гласа Его во всем, как я заповедую тебе сегодня, ты и сыновья твои, всем сердцем твоим и всей душой твоей" (Дварим, 30:1,2).
В арамейском переводе Онкелоса мы находим пояснение, что в данном случае "и вернешься" означает "…и снова будешь бояться Б-га Всесильного твоего…" То есть речь идет о страхе перед Всевышним… А где же любовь к Нему? Подчеркивают наши мудрецы, что слова "вплоть до Б-га" (а не "к Б-гу") указывают на какую-то неполноту возвращения к высокой духовности и к своим корням.
Дело в том, что речь идет о раскаянии в изгнании, когда изгнание становится невыносимым. Страх и ужас изгнания, а главное – отсутствие надежды, темнота без света в конце туннеля не позволяют почувствовать любовь Б-га и его прощение. Б-г скрывает Себя в изгнании, а скрытие – это непроявленность любви, добра, прямой и непосредственной связи и помощи. И именно на это указывают слова "вплоть до Б-га": ведь человек может только приложить усилия, а приблизиться можно лишь в том случае, если Всевышний делает шаг навстречу. А точнее говоря, возвращается вместе с пленными из изгнания, проявляя Себя в Земле Израиля все более явно – по мере того, как народ устремляется в пределы святости. Как сказал пророк: "Вернитесь ко Мне, и Я вернусь к вам" (Зхарья, 1:2). Сделайте первый шаг – и Я шагну вам навстречу!
Еще не видя признаков Б-жественного прощения (которые начинают проявляться только в период окончания галута и исхода), еврей со страхом и трепетом начинает сам приближаться к Б-гу, но не чувствует ответа, потому что ответный шаг навстречу Всевышний еще не сделал. Это раскаяние из страха, когда человек приближается к Б-гу, но еще не знает, прощен ли он.
А о раскаянии человека в Земле Израиля в период возвращения говорится так: "…Вернется Б-г Всесильный твой вместе с пленными твоими и помилует тебя…" (Дварим, 30:2). Он проявит Себя, Свою милость и любовь в Святой Земле – сделает Свой шаг навстречу народу, возвращающемуся из изгнания. "И приведет тебя Б-г Всесильный твой в землю, которой владели отцы твои, и будешь владеть ею, и облагодетельствует Он тебя, и размножит тебя более отцов твоих… И обрежет Б-г Всесильный твой сердце твое, чтобы любить Б-га Всесильного твоего всем сердцем твоим и всей душой твоей ради жизни твоей… Ибо вернешься к Б-гу Всесильному твоему всем сердцем твоим и всей душой" (Дварим, 30:5).
Это возвращение по любви. Ведь безответная любовь может только прятаться где-то в глубине души, а раскрывается она, когда человек ощущает взаимность, чувствует, что он любим. Любящий Всевышнего заботится о том, чтобы Его достоинство не было оскорблено, а значит, мечтает о полном собирании рассеянных и возведении Храма. Ведь только через сыновей Израиля проявляется Его величие в мире. И вот свет раскаяния по любви, а не из страха, начинает светить в нашей земле. "И приводит Он освободителя детям их детей во славу имени Своего с любовью…" (из утренней молитвы). Освобождает свой народ из плена и собирает из стран рассеяния во славу имени Своего…
Обработка и дополнения – рав Зеев Мешков