466

Недельная глава Ницавим: Раскаяние в изгнании

No Comments
В нашей недельной главе есть такие слова: "И будет: когда сбудутся на тебе все слова эти - благословение и проклятие, которые Я изложил тебе, - то прими это к сердцу своему в среде всех народов, куда забросил тебя Б-г, Всесильный твой" (Дварим, 30:1). Любое предсказание - предупреждение, а не констатация того, что обязательно должно произойти в будущем, и Моше, обращаясь ко всему народу с поучением, рассказал, что случится, если сыны Израиля утратят способность жить по Торе. К сожалению, все то, чего можно было избежать, случилось, и на долю нашего народа выпали тяжелые страдания в странах рассеяния. Однако все, что пережили многие поколения евреев, так и не побудило нас "принять это к сердцу своему" и вернуться к своим корням. Из народа, который до середины восемнадцатого века, весь без исключения, жил по законам Торы, мы стали многочисленным племенем, из которого лишь около одной пятой по-настоящему привержены традиции отцов. ...
Читать далее...
465

Из книги «Орот А-Тшува»

No Comments
  («Потоки света раскаяния») Глава 5 «Раскаяние и стремление к Б-гу – самые здоровые чувства души. Здоровая душа в здоровом теле обязательно должна прийти к ощущению великого счастья, которое черпает свои силы в раскаянии и возвращении к Б-гу. И в раскаянии, и в возвращении к Б-гу душа находит самое естественное для нее удовольствие, выше которого для нее нет ничего. Выбрасывание наружу вредных веществ оказывает свое положительное влияние, оздоровляющее тело, которое само по себе совершенно. То же самое справедливо и для души. А когда проявляются здоровые духовные основы, обязательно наступает духовное освобождение от всех дурных поступков и всех отрицательных и искаженных отображений в душе, оставленных ими в ней; достигается освобождение от всех дурных мыслей и всего того, что далеко от сущности Б-жественного света, излучаемого высшим миром. И дурные действия, и тот отпечаток, который они оставляют в душе, всегда являются корнем всего плохого, грубого и безобразного. ...
Читать далее...
464

Ищу человека

No Comments
  Диоген ходил со свечей, и когда его спрашивали, что он ищет, он отвечал: "Человека".    Интересно, нашел или нет? Думаю, что нет. Потому, что он – Диоген – никогда не мог понять, кто такой Творец. Так откуда же ему было знать, кто такой человек, созданный по Образу и Подобию?     Диоген допустил несколько ошибок: он искал в людях силу логики и понимания мира, а надо было искать доброту.    Именно доброта, умение сострадать и желание помочь ближнему делают человека человеком, а не холодный ум, который способен целый день вычислять площади геометрических фигур или искать гармонию музыкального строя, оставаясь равнодушным к страданиям раба и считая, что рабство справедливо. ...
Читать далее...
458

Недельная глава Ки Таво: Земля и любовь

No Comments
Жена или Земля? «И будет: когда ты придешь в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьмешь из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, и положишь в корзину, и придешь на то место, которое выберет Б-г, Всесильный твой, чтобы пребывало имя Его там. И придешь к тому коэну, который будет в те дни, и скажешь ему. «Извещаю я сегодня Б-га, Всесильного твоего, что пришел я в ту землю, которую Б-г поклялся нашим отцам дать нам» (Дварим, 26:1-3). Коэн должен взять корзину и поставить ее около жертвенника, а принесший плоды — рассказать перед лицом Всевышнего о многочисленных скитаниях праотцов еврейского народа, об избавлении и возвращении в Землю, текущую молоком и медом. Для того, чтобы представить себе значение Земли Израиля, откроем трактат Талмуда Ктубот. Он посвящен рассмотрению обязательств, которые принимает на себя мужчина при заключении брака: «Муж хочет переехать в Землю Израиля, а жена — не хочет. В этом случае суд обязывает ее переехать вместе с ним, а если она отказывается — ему дается право развестись с ней без выплаты того, что оговорено в брачном договоре. Если жена хочет переехать в Землю Израиля, а муж не хочет, то суд обязывает его переехать вместе с ней, а если он отказывается — его обязывают составить разводное письмо и передать жене, и заплатит он ей в соответствии с тем, что записано в брачном договоре». Считается, что в тот момент, когда человек женится, радуются даже на небесах, а когда он разводится — плачет жертвенник Храма. Тора наполняет мир любовью, и естественно, что свое сильнейшее выражение это находит в отношениях между мужем и женой. Неужели тягу к Земле Израиля, желание вернуться туда, где жили праотцы, закон ставит выше любви мужа к жене и жены к мужу? Ответ: Да! Стремление в Землю Израиля — выражение стремления души к Б-гу, и его нельзя погасить. Если отказаться от неожиданно проснувшейся тяги к высокой духовности, то и в семье не будет настоящей любви, отношения станут неискренними, и брак все равно распадется. ...
Читать далее...
457

Гомель, 1903

No Comments
 Недавно мы отмечали 100-летие очередной еврейской трагедии — кишиневского погрома... Через четыре месяца такой же трагедией должен был обернуться погром в Гомеле, но его организаторы просчитались — евреи дали отпор. Самооборона, созданная в Гомеле после кишиневских событий, изменила ход еврейской истории: тысячи евреев вступили в отряды самообороны по всей Российской империи, сохранив тем самым жизни многим единоверцам. Участники гомельской самообороны открыли ворота второй алии в Эрец Исраэль. Брат моего дедушки, Йехезкель Хенкин, был одним из организаторов гомельской самообороны. Поэтому, основываясь на семейных воспоминаниях, израильских источниках и документах гомельских адвокатов, попытаюсь вкратце изложить еврейскую точку зрения на события тех дней. ...
Читать далее...
455

В поисках еврейского языка

No Comments
Если  бы сто или даже восемьдесят лет назад кто-нибудь предположил, что идиш станет мертвым или, как минимум, умирающим языком, а иврит будут считать своим родным языком более 6,5 миллиона евреев (включая значительную часть евреев, живущих в диаспоре), его подняли бы на смех. И в самом деле: что могло предвещать гибель идиша в те годы, когда на нем говорило более 10 миллионов, когда в одной только Варшаве выпускалось более сотни периодических изданий на идиш, а в Советском Союзе этот язык был официально объявлен языком делопроизводства в судах многих городов и местечек и преподавания в еврейских школах?     В свете бурного всплеска национального движения и значительного подъема еврейской культуры в конце XIX — начале XX века резонно встал вопрос: какой из языков может быть общим национальным языком еврейского народа? Однозначного ответа на этот вопрос не было. С одной стороны, все наиболее популярные светские еврейские книги были написаны на идиш.     На этом языке писали Менделе Мойхер-Сфорим, Ицхак Перец, Бердичевский, Шолом-Алейхем, Шолом Аш — культовые писатели того поколения, заложившие основы «новой еврейской культуры» и приведшие ее к расцвету. На этом же языке издавались буклеты политических движений, выступали актеры еврейских театров, писались заметки в «прогрессивной» прессе. ...
Читать далее...
454

О Бар-Илане замолвите слово…

No Comments
   Нет в Израиле человека, равнодушного к Бар-Иланскому университету. Его или любят, или не любят. Для одних он слишком светский, для других — слишком религиозный.    Бар-Илан действительно необычный университет. Это, пожалуй, единственный вуз в Израиле, где изучение традиционных еврейских дисциплин входит в обязанности каждого еврея. Даже если студент изучает физику или биологию, для получения научной степени он обязан прослушать учебный курс по Танаху, философии мудрецов Торы разных эпох, Талмуду, религиозному закону.    Несмотря на то, что Бар-Илан был задуман как сугубо религиозный университет, он получил широкую популярность среди светского населения страны, и все это благодаря высокому уровню знаний, которые это учебное заведение предлагает студентам.   Тот факт, что «светские» составляют почти 60 % учащихся вуза, говорит сам за себя. Для русскоязычных студентов есть адаптированные курсы по еврейским дисциплинам на русском языке.     ...
Читать далее...
453

Недельная глава Ки Тецэ: Чтобы не отступил от тебя Всевышний

No Comments
«Ибо Б-г, Всесильный твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать тебе врагов твоих. Пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел Он у тебя чего-нибудь постыдного и не отступил от тебя» (Дварим, 23:15).  Рамбан пишет в своем комментарии: «Тора предупреждает человека, чтобы он был особенно осторожен в тот период, когда возникают условия для совершения греха. Известно, что солдаты всех армий в стане едят самое отвратительное, воруют, и грабят, и не стыдятся ни прелюбодеяний, ни других постыдных поступков. Даже человек, обладающий большими достоинствами, становится на войне жестоким и преисполняется ярости». А от сыновей Израиля, выходящих на войну, Тора требует высокой духовной чистоты, вплоть до запрета употребления неподобающих слов (Сифри). Солдат становится подобен священнику и обязан соблюдать многие элементы ритуальной чистоты, а армейский стан превращается в Храм, где пребывает Б-жественное Присутствие. Если эти требования соблюдаются, Всевышний не только предает врага в руки сыновей Израиля, но и победа достигается без жертв. Эти законы соблюдались во времена Моше — и в войнах против Сихона, Ога и мидьянитян сыны Израиля не потеряли ни одного человека. То же самое можно сказать и про войны, которые вел Йегошуа: кроме неудачи под городом Ай, люди не погибали ни в одном из сражений за завоевание Святой Земли. Период Судей, последовавший за смертью Йегошуа, стал временем быстрой утраты высокого духовного уровня, ставшей результатом невыполнения заповеди изгнать из земли Израиля чужие народы. И после этого ни одному из руководителей народа уже не удавалось добиться святости военного стана. Но это не значит, что праведные цари не стремились к этому. Во времена Хизкиягу, когда нависла угроза нашествия ассирийских полчищ, царь обязал всех жителей страны учить законы ритуальной чистоты: он воткнул меч в стол и объявил, что наказанием за незнание этих аспектов Торы будет смерть. Его логика была простой: только Б-жественное Присутствие спасает и дает победу над врагом — следовательно, всякий, кто его отталкивает, пренебрегая постановлениями Торы, — изменник, из-за которого гибнут люди. Хотя война и унесла много жизней, благодаря стараниям Хизкиягу сыновья Израиля удостоились чуда спасения. Во времена Хашмонаев, на протяжении 25 военных лет, войска повстанцев стремились соблюдать законы святости военного лагеря и удостоились многих чудесных побед. Иногда Всевышний совершает чудеса и тогда, когда воины далеки от святости. Но это происходит только в тех случаях, когда люди, рискующие своей жизнью во имя завоевания Святой Земли, являются плененными младенцами, т.е. теми, кого родители не воспитали в духе Торы, и поэтому они, с точки зрения закона, находятся в вынужденном положении — не исполняют закон не по своей вине, а в силу сложившихся обстоятельств. ...
Читать далее...
452

Раби Барух из Меджибожа

No Comments
 XVIII век был не слишком ласков к евреям, жившим в наименее развитых районах Центральной и Восточной Европы. Великое освободительное движение затронуло и их, но как... Облегчение судьбы еврейского народа не стало составной частью борьбы европейских народов против деспотизма и социального неравенства. Как и раньше, евреи оставались крепостными королей, полностью зависели от магнатов, на землях которых проживали, встречали тотальную ненависть со стороны местного населения. Евреи пережили ужас Хмельниччины, погромы, войны, почти непрерывные восстания украинцев против поляков (из которых самое памятное—движение гайдамаков 1768 г., вырезавших с невиданной жестокостью целые еврейские общины и продемонстрировавших в Умани, до какого уровня зверства может дойти человек), пережили набеги крымских татар, с необыкновенным постоянством разорявших Украину, и смуты лжемессий. В 1750 г. в Меджибоже у Адели, дочери Бааль Шем Това, которую отец называл «наиправеднейшей из женщин», родились близнецы: Моше-Хаим Эфраим и Барух Эфраим. Они воспитывались в уверенности, что их святой дед обладал сверхъестественными способностями. Моше-Хаим стал цадиком в Судиловке, около Шепетовки на Волыни, ученым и теоретиком хасидизма, написавшим книгу «Дегель маханэ Эфраим» («Знамя колена Эфраима»), в которой размышлял об учении и жизни деда, а также указывал на недостатки его учеников и последователей. Что касается раби Баруха, то он более 30 лет возглавлял подольских хасидов. Почти все, что мы знаем о раби Барухе, донесли до нас хасидские притчи и поучения, по которым очень трудно восстановить биографию. Согласно хасидской традиции его обожали последователи деда: великий Магид называл его «чудом», а старый раби Пинхас из Кореца вставал перед ним, предсказывая, что Барух Эфраим станет знаменитостью. Удивительно, что уже в 3 года он с божественным вдохновением мог объяснить сложнейшую даже для мудрецов Торы мысль из «Зоар». ...
Читать далее...
Записки по дороге домой (Окончание)

Записки по дороге домой (Окончание)

No Comments
   Первые мысли, приходящие в голову на борту корабля, переносят в далекие школьные годы: где-то там, в ущельях памяти, прячется объяснение, почему вся эта махина не должна погрузиться на дно. Перед глазами пробегают отдаляющиеся огни Одессы и мелькают кадры из «Титаника» — все-таки очень хорошего фильма. Осмотрев спасательные шлюпки, мы убеждаемся в их непроницаемости, и на душе становится спокойнее. ...
Читать далее...