458

Недельная глава Ки Таво: Земля и любовь

September 13, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

Жена или Земля?

«И будет: когда ты придешь в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе в наследный удел, и овладеешь ею, и поселишься в ней, то возьмешь из всех первых плодов земли, которые ты получишь от земли твоей, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, и положишь в корзину, и придешь на то место, которое выберет Б-г, Всесильный твой, чтобы пребывало имя Его там. И придешь к тому коэну, который будет в те дни, и скажешь ему. «Извещаю я сегодня Б-га, Всесильного твоего, что пришел я в ту землю, которую Б-г поклялся нашим отцам дать нам» (Дварим, 26:1-3). Коэн должен взять корзину и поставить ее около жертвенника, а принесший плоды — рассказать перед лицом Всевышнего о многочисленных скитаниях праотцов еврейского народа, об избавлении и возвращении в Землю, текущую молоком и медом. Для того, чтобы представить себе значение Земли Израиля, откроем трактат Талмуда Ктубот. Он посвящен рассмотрению обязательств, которые принимает на себя мужчина при заключении брака: «Муж хочет переехать в Землю Израиля, а жена — не хочет. В этом случае суд обязывает ее переехать вместе с ним, а если она отказывается — ему дается право развестись с ней без выплаты того, что оговорено в брачном договоре. Если жена хочет переехать в Землю Израиля, а муж не хочет, то суд обязывает его переехать вместе с ней, а если он отказывается — его обязывают составить разводное письмо и передать жене, и заплатит он ей в соответствии с тем, что записано в брачном договоре». Считается, что в тот момент, когда человек женится, радуются даже на небесах, а когда он разводится — плачет жертвенник Храма. Тора наполняет мир любовью, и естественно, что свое сильнейшее выражение это находит в отношениях между мужем и женой. Неужели тягу к Земле Израиля, желание вернуться туда, где жили праотцы, закон ставит выше любви мужа к жене и жены к мужу? Ответ: Да! Стремление в Землю Израиля — выражение стремления души к Б-гу, и его нельзя погасить. Если отказаться от неожиданно проснувшейся тяги к высокой духовности, то и в семье не будет настоящей любви, отношения станут неискренними, и брак все равно распадется.

 

Всем сердцем и всей душой…

«В день этот Б-г, Всесильный твой, заповедует тебе исполнять все эти уставы и законы, соблюдай и исполняй их всем сердцем твоим и всею душою твоею»(Дварим, 26:12).

Разъяснив все законы, Моше за несколько дней до смерти еще раз обращается ко всему народу и призывает соблюдать заповеди искренне. Моше больше всего боится, что народ утратит живое восприятие Торы, и она превратится для него в список правил, которых следует придерживаться ради собственной пользы и выгоды. Он мечтал о том, чтобы соблюдение каждой заповеди было для человека и всего народа приближением к Б-гу, а значит — радостью, источником жизненных сил и распространением добра среди людей. Что же это значит — «всем сердцем и всею душою»? Сердце дает жизнь. Следовательно, «всем сердцем» означает «соблюдать заповеди так, чтобы они были важными, как сама жизнь, биение сердца и дыхание». Заповеди должны стать настолько дороги человеку, что радость и счастье будут невозможны для него без их исполнения. «Всей душой» означает: если кто-то требует от тебя изменить веру — отдать жизнь, но не отказаться от самого дорогого.

 

Тора на камнях

«И будет: в день, когда перейдете через Ярден в землю, которую Б-г, Всесильный твой, дает тебе, тогда поставь себе камни большие… и напиши на них все слова Торы этой; как только перейдешь, чтобы ты пришел в землю.., текущую молоком и медом…»(Дварим, 27:2-3).

Ты должен написать Тору на камнях земли этой, чтобы камни стали живой Торой. Если не сделаешь этого — не сможешь овладеть землей, текущей молоком и медом. «Молоко и мед» не являются символами материального изобилия. Это символы особых свойств Земли Израиля. Молоко и мед — это то, что из запрещенного для еды стало разрешенным. Молоко образуется из крови, а мед — из пыльцы и секрета насекомых. Земля Израиля обладает свойством превращать плохое в хорошее, несъедобное — в съедобное.