Игра с волчком в Хануку освящена древней традицией. Волчок имеет четыре грани, на каждой из которых вырезано по букве: нун, гимел, hэй, шин. Эти буквы принято расшифровывать как аббревиатуру четырех слов: нес гадоль hая шам ("Чудо великое произошло там"). Существуют и волчки, на которых вместо шин вырезают букву пэй. И тогда эти буквы расшифровывают так: нес гадоль гая по ("Чудо великое произошло здесь"). Такое различие объясняют следующим образом: если волчок изготовляют и играют с ним в Эрец-Исраэль, то на нем должна быть буква пэй, ибо чудо имело место в стране Израиля. Если же берут волчок для игры за пределами Эрец-Исраэль, то на нем должна быть вырезана буква шин – первая буква в слове шам. Однако из того, что будет сказано ниже, следует, что на волчке следует вырезать шин в любом случае.
Глубокий смысл букв, вырезанных на гранях волчка, объяснил рабби Йегуда-Либа бен Бецалель, известный как Маараль из Праги (1525-1609), в своей книге "Нер мицва" ("Свеча заповеди"), посвященной празднику Ханука.
В этой книге он дает толкования этому празднику в свете каббалы и еврейской философии. Маараль упоминает там о четырех империях, которые в разные эпохи порабощали еврейский народ и захватывали Страну Израиля. Они открылись пророку Даниэлю в образе четырех животных (см. Книгу Даниэля, 7:2-7). Их же видел в сновидении Невуходнецар – царь Вавилона, в образе колосса: голова – из золота, руки и грудь – из серебра, живот – из меди, ноги – из глины… (там же, 2:32-33).
Маараль объясняет, почему Невуходнецар видел их в образе человека, а Даниэль – в образе четырех животных. Эти империи упоминаются и в Мидраше (Брейшит раба, 2:5), где они называются так: Бавель (Вавилон), Мадай (Мидия, Персия), Яван (греко-сирийское царство) и Роми (Рим). Автор "Нер мицва" соотносит на уровне символики эти четыре царства с четырьмя уровнями бытия каждого индивидуума: неорганическая природа, флора, фауна и человек. Низший уровень бытия проявляется в физическом существовании человека, второй – в его душе, которая обеспечивает потребности тела, его рост, развитие, питание и т.п. Эта душа – некое подобие мира растений, где происходят подобные процессы. По каббале, символ третьего уровня бытия – мира живых существ – мозг человека и его разум, ибо мозг дает организму силы, обеспечивающие его физическое существование, а разум – основа духовной жизни. Четвертый уровень – сам человек, в котором сливаются воедино все три уровня бытия, образуя еще один уровень, высший: существо, обладающее даром речи. Аналогию этим четырем составляющим можно найти в еврейском народе: (1) его физическое существование; (2) его "живая душа", которой является Иерусалимский Храм, служение в котором поддерживало в людях духовные и физические силы и приносило изобилие в страну Израиля, жертвоприношения очищали души людей от грехов, которые мешают достойному существованию; (3) "мозг и интеллект" народа – Тора; (4) совокупность всех этих составляющих, образующая еврейский народ как органическое целое.
В терминологии Маараля эти четыре составляющих называются так: (1) гуфани (букв. ‘телесное’, ‘физическое’), первая буква в этом слове – гимель; (2) нафши (связанное с душой), первая буква – нун; (3) сихли (‘интеллектуальное’, ‘разумное’), первая буква – шин; (4) hа-коль (‘совокупность’, ‘тотальность’), первая буква – hэй. Каждое из четырех царств стремилось разрушить или погубить одну из составляющих существования еврейского народа. Бавель стремился погубить его "душу", поэтому в первую очередь они разрушили иерусалимский Храм. Мадай пытался физически уничтожить еврейский народ в дни злодея Амана, о чем рассказывается в книге Эстер. Яван (Греция) делал все для того, чтобы лишить Израиль Учения, противопоставляя свою философию мудрости Торы. Роми (Рим) надеялся уничтожить все составляющие бытия еврейского народа: римляне разрушили Второй Храм, истребляли евреев, запрещали им изучать Тору. Рим, согласно кабале, символизирует христианский мир. На протяжении 2000 лет изгнания этот мир перепробовал различные способы уничтожения Израиля, включая насильственное крещение. Молясь в Йом-Кипур, мы говорим про Рим: "Они причинили нам больше зла, чем все другие народы земли". Поэтому на Рим указывает слово hа-коль.
Ханукальный волчок символизирует колесо истории, центр которого – Израиль. Буква нун на одной из его граней – Бавель, гимель – Мадай, шин – Яван, hэй – Рим. Эти буквы указывают на четыре уровня борьбы этих империй с нашим народом. Следует также заметить, что гиматрия (числовое значение) этих четырех букв нун (50) + гимель (3) + шин (300) + гей (5) = 358. Такое же числовое значение имеет слово нахаш (‘змей’): нун (50) + хет (8) + шин (300) = 358. Нахаш – намек на библейского змея, источник зла в мире. Гиматрия слов стиха "А-до-най мелех, А-до-най малах, А-до-най имлох" ("Б-г – царь, Б-г царствовал, Б-г будет царствовать") все та же – 358. Наконец, гиматрия слова Машиах в полном его написании также равна 358: мэм (40) + шин (300) + йод (10) + хэт (8) = 358.
Во всем этом содержится намек на то, что на смену четырем царствам, питавшимся энергией зла, придет царство Всевышнего, и начало ему положит приход Машиаха.
Согласно древнему обычаю, волчок должен быть деревянным. На это указывает стих: "А ты, сын человеческий, возьми себе деревянную дощечку и напиши на ней о Йегуде…" (Йехезкель, 37:16).