541

Недельная глава Микец: Ловец сновидений

December 13, 2003 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 Йосеф одерживает решающую духовную победу над царем Египта в тот момент, когда фараон пересказывает ему свои тревожные сны. Внимательно выслушав фараона, сын Яакова указал на неточности и несоответствия услышанного им тому сну, который приснился египетскому правителю ночью.
Увидев, что Йосеф способен читать его мысли, фараон испугался. У него не осталось сомнений, что этот извлеченный из темницы, поднятый с самого низа иерархической лестницы раб заглянул в его ночные видения и увидел их точно и ясно. Но этого не может быть! И фараон, и его приближенные знали, что увидеть чужой сон или узнать его содержание невозможно.
Египет был страной колдовства и магии. Удивить здесь кого-то сверхъестественными способностями было трудно. Но колдуны хорошо знают принципиальный предел своих возможностей. Так, им известно, что не в их власти распоряжаться живым существом меньше ячменного зерна: человек не может колдовскими средствами заставить мелких насекомых двигаться в определенном направлении. Так же хорошо известно, что никто не может проникнуть в мыслительную деятельность человека и влиять на нее. Никому не дано узнать содержание сна.
Это подтверждает рассказ, приведенный в книге Даниэля, о том, как Невухаднецар, царь Вавилона, потребовал от своих придворных колдунов пересказать приснившийся ему сон. Ни маги, ни звездочеты не могли этого сделать. И объяснили они царю, что даже ангелам нижнего уровня неведомы сны, посылаемые человеку, и только обитатели отдаленных от земли небесных сфер знают сновидения.
Можно представить себе потрясение фараона, когда Йосеф начал исправлять весьма и весьма существенные неточности в его рассказе: "Не так видел Его Величество фараон, а вот как… Не так, а вот как…"
Какие же неточности допустил фараон, пересказывая сны? Какие детали он изменил, а какие скрыл? Почему?
Если сравнить описание приснившегося фараону и его пересказ ночного видения, можно увидеть ряд отличий. "И вот, он стоит на Ниле…" – так он видит во сне. "И вот, я стою на берегу Нила…" – так рассказывает Йосефу.
Йосеф и властитель Египта разговаривают в тронном зале, который заполнен министрами и советниками. Как же фараон может сказать, что он видел себя стоящим на Ниле? Это не соответствует иерархии божеств. Восседающий на троне повелитель Египта считался божеством, порождающим Нил. Реку изображали вытекающей из его живота, а не из-под ног. И разве можно было произнести вслух, что он опирается на Нил – иными словами, что Нил поддерживает его существование?
Если бы фараон – по представлениям египтян, высшая независимая сила – сказал, что видел себя стоящим на Ниле, для всех, кто его слышит, это означало бы только одно: отказ от власти. Если он не является самодостаточным и не может парить в воздухе, ни на кого не опираясь, а нуждается в поддержке, – значит, он не повелитель и не господин великого царства! И фараон говорит неправду.
Но Йосеф поправляет: "На Ниле, а не на берегу Нила".
О чуде, заключавшемся в том, что Йосефу стало доступным даже происходящее в сознании фараона, рассказывает Псалом 81: "Свидетельством сделал Йосефа при появлении его на земле египетской", так как он сказал фараону: "Не знал я, что услышу от тебя слово сфат – "берег"… Фараон вставил всего лишь одно слово и вместо того, чтобы сказать: "Вэине ани омед аль а-иор" – "и вот я стою на Ниле", – сказал: "Вэине ани омед аль сфат а-иор" – "И вот я стою на берегу Нила". Тут же Йосеф поправил его: "Не знал я, что услышу в твоем рассказе слово сфат – "берег"…
Правитель Египта в ужасе. Кто стоит перед ним? Человек? Но человек не может видеть сон другого. Ангел? Посланник Небес?
Фараон понимает, что этому "существу", читающему волю Небес, лучше уступить власть. И он отдает в руки Йосефа всю страну, формально сохранив за собой лишь престол.