Голос любимого зовет (Фрагмент из статьи)

Голос любимого зовет (Фрагмент из статьи)

July 2, 2005 Автор: рав Йосеф-Дов Соловейчик - No Comments

    Единство судьбы обусловило одну из главных черт еврейского характера – чувство сострадания. В молитвах мы никогда не обращаемся к Б-гу от первого лица единственного числа. Всегда просим за все общество.
   Если у еврея в доме кто-то болен, он молится не только о своем близком, но и обо всех больных. Утешающий еврея, пребывающего в трауре, упоминает в специальном благословении всех, находящихся в том же положении. Несчастья одного колена и даже одного-единственного еврея должны печалить весь Израиль. Разделять судьбу народа – это значит разделять его страдания.
   В одном из мидрашей рассказывается про человека о двух головах, у которого было шестеро братьев. Какова доля каждого в наследстве? Двухголовый утверждал, что ему следует две доли, ибо в его теле заключено две личности. Решили мудрецы: придется капнуть на одну голову кипятку. Если другая голова так же закричит, то близнецы составляют единое существо и им присуждается одна часть в наследстве. Однако если вторая голова не почувствует боли первой, это означает, что в одном теле заключено две личности, которым положено две части в наследстве.
  Так и еврейский народ. Разве его рассеяние вызвало духовное расчленение? Или несмотря на то, что он говорит на множестве языков и впитал десятки культур и обычаев, у него единая душа? И в этом случае лакмусовой бумагой оказывается восприимчивость к страданию, к беде ближнего. Мы останемся одним народом, народом Б-га до тех пор, пока элегантный еврей из Парижа или Лондона будет вопить от боли, когда льют кипяток на голову еврея в Марокко иди Йемене.
  Верность нации заключена в сочувствии ее страданиям. Общность страданий подразумевает и коллективную ответственность перед Всевышним.
  Когда взбунтовались Корах и его сообщники, Моше и Аарон умоляли Всевышнего: "Б-же!.. Один человек согрешил, а на всю общину гневаешься?" (Бемидбар, 16:22). Г-сподь признал их правоту и на этот раз наказал только непосредственных виновников. Однако в еврейском законе существует положение об ответственности того, кто равнодушно взирает, как ближний погрязает в грехе, хотя в состоянии это предотвратить.
  Тора считает, что все евреи ответственны друг за друга. Если по каким-либо уважительным причинам человек не может исполнить заповедь, это обязан сделать за него другой. Ибо еврейская душа не чувствует себя комфортно, пока другая душа не выполнила все, возложенное на нее Всевышним.