204 personalia1

Зерах Барнет (1843 – 1936)

July 1, 2006 Автор: Шошана Райх - No Comments

Еврейский предприниматель Зерах Барнет любил Цион и Йерушалаим. Все свои дни он трудился не покладая рук, и никакие трудности не заставили его отказаться от реализации поставленной цели – ради той Земли, которую он любил всеми фибрами души.

Зерах Барнет получил еврейское образование в хедере и нескольких йешивах. Начинал он в знаменитой йешиве «Слободка» (Каунас), а затем перешел в йешиву рава Хаима Кройзера – раввина, который всю жизнь мечтал взойти в Землю Израиля и посеял эту мечту также и в сердцах своих учеников.

В 1865 году в йешиву, где учился Зерах, приехал зажиточный купец из Лондона по имени Ицхак а-Коэн Литовский, который предложил Зераху жениться на его дочери. Зерах, который планировал уехать в Палестину, долго колебался, и только по совету и после долгих уговоров своего рава согласился на эту помолвку. Раввин дал ему благословение на то, чтобы он преуспел в Лондоне и собрал достаточно денег, чтобы обосноваться в Святой Земле.

Окрыленный этим благословением, Барнет отправился в Лондон. Два года он прожил в доме своего тестя, занимаясь Торой. Параллельно Зерах изучил профессию меховщика, открыл фабрику меховых изделий и весьма преуспел в делах. Однако идея заселения Земли Израиля не покидала его ни на минуту, и в Лондоне он создал «Общество освоения Эрец-Исраэль».

После семи лет, проведенных в Англии, ему удалось получить британский паспорт. Он отправился в Землю Израиля со своей женой и двухлетней дочерью, и 26 хешвана 5632 года (1872) их корабль, наконец пристал к берегам Яффо. В этот момент в Яффо жили всего 8 пожилых ашкеназских евреев. Дождавшись попутного каравана в Иерусалим, Зерах Барнет с семьей отправился в святой город. Там его постигло первое жестокое разочарование – оказалось, что приобрести земли в Иерихоне и заняться там сельским хозяйством совершенно нереально. Ввиду отсутствия выбора он начал заниматься торговлей и вскоре потерял все свое состояние. Без единого гроша он один вернулся в Лондон, чтобы добыть деньги на существование, возобновил свои дела там, вновь накопил денег и вернулся в Иерусалим к семье. В Иерусалиме он присоединился к деятелям «Старого Ишува», которые стремились расширить еврейское присутствие в городе за счет строительства еврейских кварталов за пределами городских стен. Он был одним из строителей района Меа Шеарим, а его дом был одним из первых десяти домов этого квартала. Все оставшиеся деньги он одолжил другим строителям. Когда выяснилось, что ни один из них не может отдать ему заем, Зерах Барнет, вновь разорившись, был вынужден вторично вернуться в Лондон, на этот раз со всей семьей, и провести там два года, восстанавливая свое финансовое положение. Там он не забрасывал свою деятельность по поддержке Эрец Исраэль: активно участвовал в агитации поселенческого движения, уговаривал других купцов поддерживать институты изучения Торы в Иерусалиме.

В 1877 году Барнет в третий раз вместе со всей семьей возвращается в Палестину и обнаруживает, что жители Иерусалима вновь активно взялись за идею основания новых еврейских поселений. В реализации этой идеи он видел свою личную миссию. Поэтому он присоединился к группе, которая скупала земли с целью создать новое поселение Петах-Тиква недалеко от Яффо. В эту группу входили рав Йоэль-Моше Саломон, Йегуда Штамфер и другие. Летом 1878 года первопроходцы поселились в Петах-Тикве. Больше трех лет он и его соратники вели борьбу за выживание, страдали от малярии, голода и изнурительного труда. Многие из поселенцев, не выдержав трудностей, покинули новое поселение. У Зераха Барнета не было выбора – пришлось опять отправляться в Лондон и зарабатывать деньги, чтобы продолжить дело жизни – заселение и освоение Святой Земли…

В Лондоне и других городах Европы, где Барнет бывал по делам, он неустанно агитировал за освоение Земли Израиля. Он встретился с бароном Ротшильдом и попросил у него поддержки и покровительства над новым поселением – однако гордые первопроходцы Петах-Тиквы отказались быть «людьми барона» и помощь не приняли. В Лондоне он был избран делегатом на съезд движения «Ховевей Цион» («Любящие Сион»), который проходил в польском городе Катовице. На съезде Зерах Барнет поведал собравшимся о трудностях и испытаниях, с которыми сталкиваются поселенцы и о которых он знал из личного опыта. В ходе этой поездки он встречался с раввином Азриэлем Гильдесхаймером в Берлине, прося, чтобы тот поддержал движение за возвращение в Сион; беседовал с Моше Монтефиоре, другими раввинами и меценатами, прося их духовной и материальной поддержки.

Трудности и неудачи не охладили его пыл. Любовь к Святой Земле буквально жила в каждой клетке его тела. Каждый раз, возвращаясь в Палестину, он покупал новые участки земли, строил дома, сажал виноградники и фруктовые рощи. В 1886 году Зерах Барнет отпраздновал новоселье, достроив свой дом в Петах-Тикве, в том же году он построил там синагогу и торжественно внес в нее первый свиток Торы. Кроме того, он дал деньги на создание школы «Талмуд Тора» и городской бани. Каждый раз, растратив в Эрец Исраэль все деньги, Барнет ехал в Лондон, приводил в порядок дела, оправлялся от потерь, собирал деньги, клал их в сумку – и отправлялся в путь, чтобы потратить все до последнего гроша на развитие Ишува.

 

В 1890 году Зерах Барнет переселился в Яффо. Чтобы улучшить условия жизни еврейских поселенцев, он выкупил у арабских владельцев земли, названные им «Неве-Шалом». За свои деньги он построил там первые дома под съем – для тех, у кого не хватало средств построить сразу собственное жилье. Однако евреи не спешили переселяться в этот район, считая, что он находится слишком далеко от центра Яффо.

Чтобы подать пример другим, Зерах переселился в Неве-Шалом сам со своей семьей – и Барнеты оказались единственной еврейской семьей в окружении арабских кварталов! Не раз и не два на их дом нападали арабы, пытались ограбить и требовали выкуп за то, чтобы оставить в покое и не причинять вреда.

Раввин Яффо, рав Нафтали Герц а-Леви, тоже решился поселиться в этом странном квартале – ради жены, больной чахоткой, чтобы жить поближе к морю. А вслед за ними и другие семьи пустили корни и осели в Неве-Шалом. К 1896 году число жителей района выросло настолько, что Зерах Барнет подарил общине участки земли для строительства начальной йешивы «Шаарей Тора» и новой синагоги. Он же помогал раву Моше Бецалелю Тодросовичу собирать деньги на сооружение здания йешивы.

 

Подпись Зераха Барнета стоит под письмом, которое отправили раву Аврааму-Ицхаку Куку, приглашая его на должность главного раввина Яффо. По совету рава Кука он и другие лидеры общины Яффо (Шимон Рокеах, рав Нововольский, рав Лапин и другие) основали в Яффо «высшую йешиву» и колель, которые получили название «Ор Зореах» – «Восходящий Свет».

 

В 1922 году Зерах Барнет торжественно отпраздновал юбилей – 50 лет со дня своего восхождения в Святую Землю. В праздновании участвовали лидеры «старого» и «нового» Ишува, раввины, его старые соратники. В 1929 году он издал книгу воспоминаний о своей жизни, а 1936-м, на девяносто третьем году жизни, полной благородных деяний на благо своего народа, скончался в доброй старости и был похоронен согласно завещанию – на Масличной горе в Иерусалиме.

На улице Петах-Тиквы,

начало ХХ в.