453

Недельная глава Ки Тецэ: Чтобы не отступил от тебя Всевышний

September 6, 2003 Автор: Мидраша Ционит - No Comments

«Ибо Б-г, Всесильный твой, ходит среди стана твоего, чтобы избавлять тебя и предавать тебе врагов твоих. Пусть же будет стан твой свят, чтобы не увидел Он у тебя чего-нибудь постыдного и не отступил от тебя» (Дварим, 23:15).

 Рамбан пишет в своем комментарии: «Тора предупреждает человека, чтобы он был особенно осторожен в тот период, когда возникают условия для совершения греха. Известно, что солдаты всех армий в стане едят самое отвратительное, воруют, и грабят, и не стыдятся ни прелюбодеяний, ни других постыдных поступков. Даже человек, обладающий большими достоинствами, становится на войне жестоким и преисполняется ярости». А от сыновей Израиля, выходящих на войну, Тора требует высокой духовной чистоты, вплоть до запрета употребления неподобающих слов (Сифри). Солдат становится подобен священнику и обязан соблюдать многие элементы ритуальной чистоты, а армейский стан превращается в Храм, где пребывает Б-жественное Присутствие. Если эти требования соблюдаются, Всевышний не только предает врага в руки сыновей Израиля, но и победа достигается без жертв. Эти законы соблюдались во времена Моше — и в войнах против Сихона, Ога и мидьянитян сыны Израиля не потеряли ни одного человека. То же самое можно сказать и про войны, которые вел Йегошуа: кроме неудачи под городом Ай, люди не погибали ни в одном из сражений за завоевание Святой Земли. Период Судей, последовавший за смертью Йегошуа, стал временем быстрой утраты высокого духовного уровня, ставшей результатом невыполнения заповеди изгнать из земли Израиля чужие народы. И после этого ни одному из руководителей народа уже не удавалось добиться святости военного стана. Но это не значит, что праведные цари не стремились к этому. Во времена Хизкиягу, когда нависла угроза нашествия ассирийских полчищ, царь обязал всех жителей страны учить законы ритуальной чистоты: он воткнул меч в стол и объявил, что наказанием за незнание этих аспектов Торы будет смерть. Его логика была простой: только Б-жественное Присутствие спасает и дает победу над врагом — следовательно, всякий, кто его отталкивает, пренебрегая постановлениями Торы, — изменник, из-за которого гибнут люди. Хотя война и унесла много жизней, благодаря стараниям Хизкиягу сыновья Израиля удостоились чуда спасения. Во времена Хашмонаев, на протяжении 25 военных лет, войска повстанцев стремились соблюдать законы святости военного лагеря и удостоились многих чудесных побед. Иногда Всевышний совершает чудеса и тогда, когда воины далеки от святости. Но это происходит только в тех случаях, когда люди, рискующие своей жизнью во имя завоевания Святой Земли, являются плененными младенцами, т.е. теми, кого родители не воспитали в духе Торы, и поэтому они, с точки зрения закона, находятся в вынужденном положении — не исполняют закон не по своей вине, а в силу сложившихся обстоятельств.

(рав Шломо Авинер)

 «Когда увидишь ты быка брата своего или овцу его заблудившимися, не должен ты отвернуться от них — возвратить брату своему должен ты их… не должен ты, видя осла брата твоего или быка его, упавших на дороге, отвернуться от них, но подними их вместе с ним» (Дварим, 22:1,4).

 Раши поясняет: «Отвернуться» — значит «сделать вид, что ты не заметил пропавших животных или скотину, не выдержавшую тяжести ноши». Тора обязала нас приложить усилия, чтобы вернуть пропавшее. И хотя в тексте говорится о быке, воле и овце, следует, как и во всех других случаях, максимально расширить рамки закона. Ближнему следует возвращать не только пропавшее имущество… Нередко мы встречаем людей, которых можно назвать пропадающими или не выдержавшими ноши, легшей тяжелым грузом на их сердца или на плечи (забота о семье, проблемы, связанные со здоровьем, отсутствие постоянного заработка). И если Тора обязала нас заботиться о животных, разве не следует из этого, что запрет пройти мимо человека, находящегося в беде, во много раз сильнее!?

(рав Дов Бигон)


 «Когда выйдешь на войну против врагов твоих и Б-г, Всесильный твой, отдаст их в твою руку, и возьмешь у них пленных…» (Дварим, 21:10).

В те периоды, когда народ Израиля обладает праведностью, этот отрывок следует понимать в соответствии с его простым смыслом: это законы о ведении войны (не обязательной, но разрешенной с точки зрения Торы) с окружающими народами, которые должны покориться сынам Израиля и платить дань. Покориться, чтобы не представлять опасности на границах и, находясь в зависимом положении, соблюдать законы сыновей Ноаха. Но в те периоды, когда духовное состояние еврейского народа оставляет желать лучшего, когда он теряет власть над окружающими народами и ни о какой войне, преследующей цель подчинить их себе, не может быть и речи, это предложение Торы обретает другой смысл. Вместо простого понимания следует постараться увидеть в нем намек: выйти на войну против врага — это значит бороться со своим дурным побуждением, чтобы обрести праведность. «Пусть человек всегда обращает свое хорошее побуждение против плохого», — сказал раби Шимон бар Йохай. И как войны Израиля делятся на обязательные (за завоевание земли и укрепление ее границ) и разрешенные (за улучшение экономического положения и подчинение себе соседей), так и в войне против дурного побуждения есть обязательные сражения и необязательные (но желательные) битвы. Обязательная борьба, от которой не освобожден ни один человек, — это смирение тех побуждений, которые толкают человека на запрещенные действия. А сражения разрешенные, но не обязательные — это подавление побуждений, которые не сталкивают человека в область запрета, но, оставаясь в пределах дозволенного, не позволяют ему посвятить себя целиком и полностью служению Всевышнему.

(рав Шломо Йосеф Зейвин)

, , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , ,