454

О Бар-Илане замолвите слово…

September 13, 2003 Автор: Алон Лембрицкий - No Comments

   Нет в Израиле человека, равнодушного к Бар-Иланскому университету. Его или любят, или не любят. Для одних он слишком светский, для других — слишком религиозный.
   Бар-Илан действительно необычный университет. Это, пожалуй, единственный вуз в Израиле, где изучение традиционных еврейских дисциплин входит в обязанности каждого еврея. Даже если студент изучает физику или биологию, для получения научной степени он обязан прослушать учебный курс по Танаху, философии мудрецов Торы разных эпох, Талмуду, религиозному закону.
   Несмотря на то, что Бар-Илан был задуман как сугубо религиозный университет, он получил широкую популярность среди светского населения страны, и все это благодаря высокому уровню знаний, которые это учебное заведение предлагает студентам.
  Тот факт, что «светские» составляют почти 60 % учащихся вуза, говорит сам за себя. Для русскоязычных студентов есть адаптированные курсы по еврейским дисциплинам на русском языке.    
   Среди «русских» лекторов мелькают такие известные имена, как  р. Зеев Дашевский и  д-р. Пинхас Полонский. На территории «универа» действуют две синагоги. Одна из них расположена в здании йешивы «А-Махон а-Гавоа ле-Тора», которая также является частью кампуса. Кроме ешивы, где традиционно занимаются только мужчины, есть аналогичное учебное заведение для девушек — «Мидраша» (тезка нашей, киевской… — Ред.).
  И ешива, и мидраша предназначены для молодых людей, желающих совместить традиционное еврейское образование на высоком уровне с не менее качественным академическим образованием.  
  Один из факультетов, который служит объектом особо пристального внимания и неутихающих споров в религиозной среде, как в Израиле, так и за границей, начиная с 1977 года и до сих пор, — это факультет иудаизма.
  На этом факультете работают более 300 ученых, исследующих различные аспекты еврейского наследия. Таким образом, он фактически является крупнейшим в мире центром изучения иудаизма. На факультете действуют отделения ТаНаХа, Талмуда, еврейской истории, философии, филологии, семитских языков, идиш, ладино и еврейской литературы. Одно из самых больших достижений факультета — компьютерный проект «Response» (ШуТ), в результате которого был создана база данных,  содержащая большую часть созданной за 2000 лет еврейской традиционной литературы. В базе находятся комментарии к ТаНаХу, Талмуду, мидраши и сотни сборников галахических респонсов; кроме того, ее отличает удобная система навигации и поиска.
   На отделении ТаНаХа, под руководством профессора Менахема Коэна, действует еще один крупный проект по научной редакции и переизданию «Микраот Гдолот» — крупнейшего сборника классических комментариев к ТаНаХу, включая комментарии Раши, Ибн-Эзры, Радака, Рамбана. Вся работа на факультете иудаизма происходит между двумя полюсами: научная академическая свобода и уважение к еврейской традиции.
   Вот как, к примеру, определяет свои цели отделение ТаНаХа, где вашему покорному слуге посчастливилось учиться почти 6 лет: «С одной стороны, наша цель—познакомить студентов со всем неисчерпаемым богатством комментариев к ТаНаХу, созданных на протяжении последних 2000 лет еврейскими мудрецами; с другой же стороны — дать знания о понимании ТаНаХа через призму филологических исследований, древней истории, литературного анализа и теологии». Кстати, Бар-Илану я обязан не только своим высшим образованием, но и семейным счастьем. Потому что именно там, на отделении ТаНаХа, я обрел свою половину — и надо сказать, что действительно лучшую.