bashnya

Башня Давида

July 24, 2004 Автор: Александр Маймон - No Comments

 

. Однажды Всевышний искал человека: «Где ты?» – «Айека?» (слово состоит из тех же букв, что и «эйха»). Произошло это в тот момент, когда, совершив преступление, Адам пытался спрятаться от Него.
Но прошло время, и теперь уже человек, осознав, что «нехорошо быть одному», начал искать Б-га. Однако Всевышний скрыл Себя, и даже ангелы спрашивают: «Где место величия Его?»
Авраам нашел это место.

  «На этой горе покажется Б-г», – сказал Авраам после «акедат Ицхак» ("связывания Ицхака"). Он знал, что на гору Мория придут его потомки — многочисленные, как звезды, — чтобы увидеть Б-га.
Но ведь Его нельзя увидеть!

  Видеть нельзя. Но хотеть увидеть – естественное желание человека.
И когда через 980 лет царь Шломо построил на этой горе Храм — Всевышний открыл Себя. Три раза в году: на Песах, Шавуот и Суккот — сюда приходили все сыновья Израиля, чтобы показаться перед Его лицом.

  Но ведь Б-г видит человека повсюду. Зачем же обивать ноги и идти так далеко?
Только в Храме человек ощущает, что Б-г его видит. «Все обязаны исполнить эту заповедь – войти во внутренний двор Храма в праздничные дни. Слепой на один глаз свободен от нее, потому что человек, исполняющий заповедь, должен быть подобен Творцу: как Он видит тебя полностью, так и твое зрение должно быть без ущерба (Хагига, 2а). Ты не можешь видеть Творца, но ощутить Его взгляд на себе — обязан. Когда Он видит тебя, ты близок к тому, чтобы увидеть Его.

  «В год смерти царя Узияу видел я Б-га сидящим на престоле высоком и величественном, и края его (престола) наполняли Храм. Перед Ним стоят (ангелы) срафим. Шесть крыльев, шесть крыльев у одного — у каждого из них: двумя прикрывает он лицо свое, и двумя прикрывает он ноги свои, и двумя летает. И взывал один к другому, и сказал: «Свят, свят, свят Б-г воинств, вся земля полна славы Его!» И заколебались косяки дверей от голоса взывавших, и дом наполнился дымом» (Йешаяу, 6:1-5).

  Йешаяу не видел Б-га — ему было ниспослано видение в материальных образах, из которого он должен был понять, что происходит на духовном уровне: слава Всевышнего оставляет Свой дом. Через 150 лет после этого видения Йерушалаим был разрушен халдеями, пришедшими из Вавилона.

 Пророк Ирмеяу предсказал это разрушение. Он смотрел на Йерушалаим и удивлялся: «Как одиноко стоит этот город!». Что повергло пророка в печаль? Ведь город, по его словам, «стоит», а значит, не разрушен и жизнь кипит в нем. Великий пророк плачет о том, что присутствие Всевышнего оставило Храм, оставило людей. Они не знают об этом, и жизнь, как и прежде, течет размеренно: никто не заступается за вдов, никто не помогает сиротам, преступления, красные как червленая нить, кажутся делами белыми, как снег — Б-га нет среди них.

  В пустыне сказал Всевышний сыновьям Израиля: «И сделают Мне святилище, и буду жить среди них». Но если нельзя поселиться в сердцах, потому что их затронула испорченность, то и прекрасный дворец тесен для Него. «И вышла слава Б-га за порог Дома…» (Йехезкель, 10:18). Сначала за порог, а потом все дальше: за пределы двора, за пределы Йерушалаима и, наконец, – в пустыню.

  Сказал рав Аха: «На что это похоже? На царя, который, рассердившись, покидает дворец. Когда он уходит чтобы навсегда покинуть свое жилище, то все время возвращается. И он целует стены дворца и колонны дворца, и плачет, и говорит: «Прощай, мой дворец. Прощай, мой царский дом, прощай, дом, который так дорог мне». Так и присутствие Всевышнего, прежде чем оставить Храм навсегда, много раз уходило и возвращалось, чтобы поцеловать его (Эйха Раба, птиха).

  Пророчество Йешаяу началось с видения, указывающего на то, что Всевышний отдаляется от Своего народа, а закончилось раскрытием будущих времен, когда Он возвращается к нам: «Кто этот, приходящий из Эдома, в багряных одеждах из Боцры? Этот великолепный в одеянии Своем, опоясанный могучей силой Своей? Я, говорящий справедливо, велик в спасении» (Йешаяу, 63). Всевышний возвращается в Землю Израиля из Эдома и других стран рассеяния, где Он невидимо и незаметно находился среди изгнанников. И теперь вновь «на этой горе покажется Б-г». Но все это возможно только при условии, что человек будет искать Б-га, а не прятаться от Него


\