Нисан – месяц освобождения

Нисан – месяц освобождения

No Comments
<!----> Человек становится свободным не в момент обретения независимости и возможности претворять в жизнь все свои желания, а тогда, когда, вырываясь из-под власти заложенных в нем самой природой инстинктов, ограничивающих его способность воспринимать и мыслить, он уничтожает раба внутри себя. Свободным становится только тот, кто, соприкоснувшись с бесконечностью или восприняв ее свет издалека, обретает силы преодолевать ограниченность, прижимающую его к земле и пробуждающую в нем низкие или недобрые мысли и чувства. Сказал Рабби Элазар: "При помощи света, который сотворил Всевышний в первый день, Адам видел от края мира и до края мира. Когда же Всевышний посмотрел на поколение потопа и поколение Вавилонской башни, Он взял и спрятал этот свет для праведников, чтобы они пользовались им в будущем" (Хагига, 12а). ...
Читать далее...
dayenu1

Пасхальная агада: Время, когда задают вопрос

No Comments
\   "Если человек сидит в кругу семьи -- пусть спросит ребенок. Если он проводит седер с женой -- пусть спросит жена. А если он за столом один -- пусть сам задаст вопрос". Если не прозвучит глас вопрошающий, нельзя будет исполнить важнейшую заповедь праздника -- рассказать об исходе из Египта. ...
Читать далее...
Свобода

Свобода

No Comments
<!----> Песах - праздник свободы. Как во всякий праздничный день, настраиваясь на его дух и исполняя его заповеди, ты впускаешь в себя то, что присуще ему. Освободиться и перейти через море, получить Тору и войти в Святую Землю, стереть память об Амалеке и построить Храм - это ты должен сделать, восседая за праздничным столом в пасхальную ночь. Ты должен исполнить заповеди пасхального седера так, чтобы в полночь, когда ты откроешь дверь, за ней уже стоял пророк Элияhу, который скажет тебе: "Твои желания поднялись до небес и стали реальностью. Выйди, взгляни на мир - он совсем иной. Даже звезды оставили свои привычные пути и бегут по небу вслед за евреями: навстречу еврейскому царю - туда, в Йерушалаим, где на гору опускается с неба огненный Дворец". А если не стремиться к тому, чтобы все это произошло в полночь, то зачем же давиться мацой, пить на пустой желудок четыре бокала вина и уродоваться, напихиваясь тертым хреном? ...
Читать далее...
Три цикла еврейского календаря (Обработка и дополнения – рав Зеев Мешков)

Три цикла еврейского календаря (Обработка и дополнения – рав Зеев Мешков)

No Comments
615

Одно слово – два понятия

No Comments
    Антисионизм, как новая форма антисемитизма, – это реакция на моральный вызов, брошенный Израилем, который доказал, что мораль никогда не отступает на задний план – даже во время ведения войны.    Израиль, как игла в глазу у многих народов мира, чьи действия не имеют никакого отношения к провозглашаемым ими идеям ). Обратим внимание на один из аспектов противостояния Израиля и многих современных держав. Национально-религиозный характер Израиля подвергается резкой критике, хотя определение своего собственного облика должно было бы рассматриваться как сугубо внутреннее дело страны.    По окончании Первой мировой войны, Президент США Вудро Вильсон объявил главенствующим принципом при переделе границ послевоенной Европы, право на "самоопределение" народов: каждому народу своё государство – до определённой степени, естественно. На тот момент подобная установка воспринималась как наивысшее проявление свободы и демократии. Однако уже следующее поколение внесло кардинальные изменения в это мировоззрение: после Второй мировой войны Запад начал воспринимать национальное государство (архетипом которого служил теперь Третий Рейх) не как реализацию принципа свободы, а как наибольшую угрозу ему. Соединение мощного государственного аппарата и национальных эмоций стало восприниматься как в высшей степени взрывоопасное. ...
Читать далее...
616

Руководитель народа

No Comments
     Мидраш рассказывает, что Йеошуа провожал Моше, поднимавшегося на гору Синай, чтобы говорить с Творцом и принести Тору всему народу. Он дошел до границы, за которую он не имел права переступить, и остался там ждать своего учителя. Сорок дней он не сходил с места, и, когда люди, находившиеся в лагере, не дождавшись Моше, сделали золотого тельца, весь ман выпал возле Йеошуа (пища, спускавшаяся с небес, обладала многими необычными свойствами - в частности, она выпадала возле праведников и далеко от злодеев).    Тора не рассказывает о рождении Йеошуа и его детских и юных годах подобно тому, как она повествует о Моше. И вопрос, как сформировался характер этого праведного человека, остается открытым. В первый раз мы встречаем его в тот момент, когда после перехода через море на стоянке в Рефидим сыны Израиля подвергаются нападению племени Амалека. В этот момент Моше призывает Йеошуа и поручает ему отобрать людей и сформировать войско. Из слов, с которыми Моше обратился к Йеошуа, видно полное доверие к нему: "Выбери нам людей".    В Мехилте сказано, что это выражение "выбери нам..." означает, что Йеошуа был способен действовать так же как Моше - с той же проницательностью и точностью. Для Йеошуа доверие, проявленное к нему, было полной неожиданностью. ...
Читать далее...
619

Недельная глава Ки Тиса: Полшекеля серебра

No Comments
И сказал Вс-вышний Моше так: "Когда будешь пересчитывать сынов Израиля, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Вс-вышнему при исчислении их. И не будет пораженных при исчислении их. Вот, что давать им, каждому, приходящему для пересчета: половину шекеля от шекеля священного... приношение Вс-вышнему". Полшекеля, которые принес каждый мужчина "от двадцати лет и старше", стали искуплением за грех золотого тельца и были использованы при сооружении Мишкана для изготовления серебряных основ деревянных стен. "Моше затруднялся понять закон о полшекелях серебра, и Вс-вышний показал ему монету" (Мидраш раба, Шмот). Неужели так трудно представить себе полшекеля серебра? Зачем Вс-вышнему потребовалось специально показывать их Моше? Вне всякого сомнения, Моше не мог представить не саму монету, а духовный смысл закона - как передача полшекеля в Храм должна искупить грех золотого тельца? Еще когда евреи переходили через море, ангелы обратились ко Вс-вышнему и сказали: "Почему Ты евреев спасаешь, а египтян собираешься утопить? Как эти, так и эти - идолопоклонники". Ведь в душе евреев, несмотря на их стремление идти за Вс-вышним, укоренились представления о мире и разных силах управляющих им, которые они усвоили у египтян за долгие годы рабства. Но ангелы ошиблись. Еврей по сути своей не может быть идолопоклонником (хотя иногда стороннему наблюдателю и представляется, что это так). Ничего не ответил ангелам Вс-вышний, ибо различие между идолопоклонником и не идолопоклонником лежит в столь скрытом и сокровенном месте сокровищницы Б-жественных тайн, что даже ангелам недоступно понимание этого различия. Недаром говорят, что полшекеля чистого серебра, ставшие искуплением за грех золотого тельца, находятся прямо под Престолом Славы Вс-вышнего (Сфат Эмет, Ки тиса). Когда Моше поднимался на гору Синай, чтобы получить Тору, Вс-вышний сказал ему: "Протяни руку и возьмись за Мой престол", а ангелы негодовали, что простой смертный претендует на жемчужину, хранимую Вс-вышним от сотворения мира. Моше протянул руку и достал до Престола. И это само по себе явилось молчаливым ответом ангелам, которые собирались сжечь его своим дыханием. Значит тот, кто может дотянуться до Престола Вс-вышнего и схватиться за него рукой, достоин Торы, а всякий, кто способен отдать полшекеля серебра, о которых говорится, что они находятся под Престолом Славы, будет прощен за грех золотого тельца. Ведь дело не в стоимости монеты, а в том, может ли человек осознать свою ошибку и позволить своей душе вновь раскрыть свой чистый свет, похожий на блеск серебра и на мерцание небесных звезд. Полшекеля… Когда рука еврея протягивает половину шекеля, его сердце знает, что вторая половина этого шекеля блестит под престолом славы, который выше неба, выше звезд. Поэтому и сказано: «Созвездия не властвуют над евреем» (Шабат 156б). Духовный уровень его души выше уровня ангелов, а значит, он никогда не был идолопоклонником и, даже совершая ошибку, в глубине души он не верил, что есть какие-то силы, которые могут самостоятельно (против воли Всевышнего) влиять на мир, и хранил прямую связь с Б-гом. Все мы можем дотянуться до престола, если только приложим усилия. Там корни наших душ. Там неистребимая сила веры в глобальное единство. Только тот, кто верит в единство Б-га, верит в единство народа и умеет любить даже тех, кто ошибается, потому что не сумел еще раскрыть свою душу и ее прекрасные потенциалы. ...
Читать далее...
Письмо. Дорогой друг!

Письмо. Дорогой друг!

No Comments
Мне стало известно о Вашем намерении заключить брак с женщиной-нееврейкой. И я Вас очень прошу не делать этого, потому что Вам не будет хорошо. Благо для еврея - прямая связь с Б-гом, так как Он Сам - благо. Благо - это нечто более высокое, чем удовольствие, и ни одно удовольствие не доставляет человеку радости, если у него нет благословения Свыше. Связь с Б-гом раскрывается прежде всего в браке - только женившись можно узнать себя и понять свою душу, которая сама по себе - луч, протянутый от Тв-рца к творению (но относится это только к евреям). Поэтому женщина в Торе названа "помощник". Помощник не в домашних делах - это не так важно - помощник в раскрытии и осознании своей прямой связи с Б-гом. Человек - существо, ведущее диалог с Б-гом. Только найдя свою пару, мужчина становится человеком и раскрывает Образ и Подобие, заложенные в нем. Поэтому союз с женщиной сравнивается с союзом с Б-гом: через союз с женщиной раскрывается связь с Б-гом. Заключение брака с нееврейкой, не обладающей Б-жественной душой и неспособной помочь еврею раскрыть свою душу, приравнивается к нарушению союза с Б-гом. Человек обрезанный (обрезание - знак союза), с точки зрения духовного мира, считается необрезанным, если он женится на нееврейке. Женитьба во много раз хуже случайных отношений, хотя и они не позволяют человеку быть человеком. Пока он не раскаивается и не расторгает брак, у него нет союза с Б-гом, так же как и у идолопоклонника. Несоответствие между евреем и нееврейкой обязательно проявится очень быстро и в очень неприятных формах. Душа - дело тонкое и понять, что еврейская душа отличается от нееврейской, можно только на глубинном уровне, связанном со способностью души реагировать на то, что подобно, или на то, что противоположно ее свойствам. И для того, чтобы разбудить душу евреев, далеких от Торы, один американский раввин поступал следующим образом: когда приходил к нему молодой человек и спрашивал, можно ли жениться на нееврейке, он давал ему в руки свиток Торы и говорил: "Бросай на пол". Ни один человек не бросил. В такой момент душа просыпается, ощущает святость Торы и понимает, что жениться на нееврейке - это все равно, что бросить Тору на пол. Нет исключений. Женщина может быть образованной, умной, приятной. Но во всех этих качествах у нееврея нет истины. И образованность, и доброта, и даже красота очень быстро окажутся чужими и тяготящими, а не радующими. Дети от смешанных браков всю жизнь живут в состоянии раздвоенности, и в них постоянно борются два противоположные начала. Они проходят трудный и мучительный путь, прежде чем совершают свой выбор. С уважением и пожеланием всего самого наилучшего. ...
Читать далее...
Бар Мицва

Бар Мицва

No Comments
В еврейской традиции возраст, с которого человек считается взрослым наступает гораздо раньше, чем это принято считать в современной правовой практике. Например, в большинстве стран человек может вступать в брак с 18 лет. По всей видимости, это возраст, когда человек способен не только родить ребенка, но и заботиться о нем. С 16,5 лет человек получает право на вождение машины - это соответствует возрасту, когда человек в состоянии осознать ценность человеческой жизни и придпринять все необходимые меры предосторожности для ее сохранения. С 18 или в некоторых странах с 21 года человек получает избирательные права и несколько позже право быть избранным. Чему соответствует возраст 12 или 13 лет, с которого человек несет полную ответственность перед еврейским судом, обязан исполнять заповеди и начинает обладать всеми правами? Тора не утверждает, что еврей развивается быстрее и с более раннего возраста способен нести ответственность за свои поступки и исполнять общественные обязанности. Напротив, еврейский закон никогда не поощрял вступление в брак в столь раннем возрасте. Шулхан арух говорит, что человеку следует жениться в 18 лет или же если он занят изучением Торы в 21 год. На ответственные должности принято назначать людей, умудренных опытом и основательно изучивших закон. (Возможно в зависимости от желания аудитории рассказать историю о Рабби Элиазар бен Азария из трактата Брахот 28а). Царь Шломо поднимается на престол в возрасте 12 лет, но из самого рассказа о нем в книге царств мы видит, что ребенок в таком возрасте не способен управлять государством и он чудом получает способность понимать намерение людей, ясное видение всего происходящего и умение судить. Значит любой другой ребенок не способен управлять государством с точки зрения Торы. В 12 и 13 лет ребенок остается зависимым от родителей. Он не способен сам прокормить себя и нужлается в постоянной материальной и моральной поддержке. С юридической точки зрения ребенок не обладает имущесвенными правами, пока он остается в доме отца и зависит от него. Так какова же идея Торы, когда она объявляет ребенка в 12 или 13 лет взрослым? Дело в том, что обычно человек учится на своих ошибках. В том числе и свою ответственность за поступки он понимает часто на примере горького опыта. Тора стремится избежать этого болезненного периода и приучить человека к ответственности за свои поступки в раннем возрасте, пока он находится в родительском доме и под опекой своих родителей. Но приучить человека к ответственности без того, чтобы возложить на него ответственнотсь - невозможно. Ребенок может осознать ответственность за свои поступки только в том случае, если он знает, что за словами "закон", "требование закона", "наказание" и т.п. стоит реальность и конкретность, а не игра и по принципу "как будто". Возраст 12 и 13 лет подсказан самой природой. Начиная с этого возраста раскрывается потенциал привести в мир новую жизнь, что само по себе связано с максимальной ответственностью. Однако этот потенциал остается пока потенциалом и в подавляющем большинстве случаев человек должен пройти период взросления прежде чем он по настоящему станет способным привести в мир новую жизнь и принять на себя ответственность за нее. Для того, чтобы избежать периода проб и ошибок Тора обязывает обучать детей и воспитывать их с еще более раннего возраста. Этот возраст строго не определен. Но с того момента, когда ребенок в состоянии понять ту или иную заповедь на родителей ложиться обязанность научить его простому действию и простому пониманию этого действия. Но не только на исполнение действий родители должны обращать внимание, а так же или может быть даже прежде всего - на воспитание качеств - добрата, умение помочь ближнему, проявление стойкости и твердости, когда речь заходит о вопросах веры, умение вести себя прилично и достойно и т.п. Считается, что если ребенка не воспитывать с раннего детства, впоследствии ему же самому будет хуже. "Щадящий розгу свою ненавидит сына своего, а кто любит его с детства наказывает" (Мишлей 13:24). Родители должны уметь подобрать ключи к каждому ребенку. "Воспитание юноши в соответствии с его путем" (Теилим 119). Т.е. на раннем этапе развития ребенка следует определить его склонности и наиболее свойственное для него занятие в будущем - его дорогу и в соответствии с этим воспитывать и развивать его хорошие природные качества. Родители обязаны дать ребенку хорошие знание Торы, а так же специальность и элементарные навыки, которые могут спасти его в критической ситуации, как например - умение плавать. Срдеством воспитания могут быть и худлжественная литература и художественные фильмы, однако и то и другое не должно быть бесконтрольно - родители вместе с ребенком должны разбирать выводы, вытекающие из тех или иных произведений. Вопросы Следует ли ребенку, приближающемуся к возрасту бар мицвы разъяснять ценность семьи, необходимость ее создания и сохранения? Следует ли говорить с детьми об ответственности родителей перед детьми? Царь Шломо обращаясь к своему сыну говорил: "Ибо сотовый мед источают уста чужой женщины и глаже елея речь ее, но последствия от нее горьки как полынь, остры как мечь обоюдоострый" (Мишлей 5). В каком возрасте было бы полезно познакомить ребенка с этими строками? ...
Читать далее...
612

Недельная глава Тецавэ: Приблизь к себе

No Comments
«А ты приблизь к себе Аарона, брата твоего, и сыновей его с ним, выдели их из среды сыновей Израиля, чтобы он служил Мне: Аарон, Надав и Авиу, Элазар и Итамар — сыновья Аарона. И сделай одежды священные для Аарона, брата твоего, для славы и великолепия. И ты обратись ко всем мудрым сердцем, к тем, кого Я наполнил духом мудрости, пусть они сделают одежды Аарона, чтобы освятить его, чтобы он служил Мне. И вот одежды, которые они должны сделать: нагрудник и фартук, и накидку, и рубахи льняные в клетку, головной убор из отдельных полос и пояс» (Шмот, 28:1-4). Аарон выделен среди всех людей на свете, чтобы стоять перед лицом Всевышнего в Храме, в его дворе, у жертвенника в первом притворе и в Святая Святых. Один! Какая глобальность должна быть в нем! Царь Давид описывает Аарона как целый мир: «Как хорошо и как приятно сидеть братьям вместе (в Храме, где явно ощущается Присутствие Творца). Как масло оливковое, возлитое на голову, стекает на бороду, бороду Аарона, стекает на край одежд его (так опускается, приближаясь к вам, Присутствие Всевышнего). Как роса Хермона стекает на горы Цийона (так струится Высший свет). Ибо там повелел Всевышний (чтобы было) благословение, (чтобы была) жизнь навеки» (Теилим, 133). Аарон подобен миру, который назван одеждами Творца. Он одевался в голубую накидку, как Всевышний — в небо, по краям ее свешивались золотые колокольчики, как молнии и гром. На плечах его, как два светила, блистали камни шоам, а на них, как названия двенадцати созвездий, были начертаны имена колен Израиля — по шесть имен на каждом камне. Как белые облака, возвышался его головной убор, сложенный из отдельных льняных полос; на лбу, как радуга в облаке, сверкала золотая пластина с надписью: «Б-гу посвящено». Как воды, охватывала его тело льняная одежда, а длинный пояс, скрученный из льна и шерсти, как бы разделял верхние и нижние воды. Но самым удивительным элементом одежды был нагрудник, подвешенный на золотых цепочках, спускающихся с плеч, и закрепленный такими же цепочками внизу за пояс. Он символизировал землю, плывущую по небу. На нагруднике располагалось 12 драгоценных камней, каждый из которых был вставлен в золотое гнездо: четыре ряда по три камня. Каждый камень был посвящен одному из колен, и его имя было выгравировано на нем. И это означает, что основания земли (камни на нагруднике) и звезды небес (камни на плечах) — все это создано ради сыновей Израиля. Они — душа мира. Их имена на сердце у Всевышнего. Облачение в одежды служения напоминало о том, что, как Всевышний проявляет себя через материальный мир, так душа, всегда чистая и прекрасная, одевается в тело, чтобы найти свое выражение в обычной жизни. Между самим нагрудником и его подкладкой лежал пергамент с начертанным на нем семидесятидвухбуквенным именем Всевышнего. Нагрудник обладал особым свойством: если кто-то задавал первосвященнику вопрос, ответ на который был важен для всего еврейского народа или для одного из колен Израиля, отдельные буквы нагрудника начинали светиться, и первосвященник должен был составить ответ из светящихся букв. Нагрудник называли урим вэтумим («свечение и полнота»), ибо светящиеся камни нагрудника всегда давали полный ответ. «И поместишь в нагруднике суда урим вэтумим (в данном стихе речь идет о пергаменте с именем Всевышнего, придававшем нагруднику особые свойства), и будут они на сердце Аарона, когда он предстанет перед Б-гом; и пусть несет на себе Аарон суд сыновей Израиля на сердце своем перед Б-гом постоянно» (Шмот, 28:30). А как же мир функционирует в те периоды, когда Храма нет и первосвященник не надевает каждое утро свои одежды? Мир существует только благодаря тому, что над земным Храмом всегда возвышается Храм небесный. И его нельзя разрушить. Вечно стоит у жертвенника ангел Гавриэль в белых одеждах и, помогая праведникам обрести высокую духовность, приближает их души к Источнику жизни. ...
Читать далее...