610

Заповеди праздника

No Comments
Каждый человек — будь то мужчина или женщина, обязан слушать чтение Мегилат Эстер вечером и утром (141:7). Многие авторитеты считают, что в Пурим не произносят песнь благодарности Всевышнему («Аллель»), так как чтение Мегилат Эстер заменяет его. Но ведь мы читаем свиток, в котором рассказывается о спасении народа от неминуемой гибели и ни разу не упоминается имя Всевышнего. Можно ли такие чтения назвать благодарностью? ...
Читать далее...
613

Мордехай не поклонился Аману…

No Comments
      Кто-то скажет: «Ведь Всевышний Сам отдал во власть халдеев и задолго до падения Йерушалаима предупреждал через Своих пророков, что грехи и преступления правителей и народа приведут к разрушению Храма. Пленение и изгнание — это не случайность и не результат военного превосходства Вавилонской империи, а прямое следствие духовного и нравственного падения Иудеи. И теперь, когда изгнание стало наказанием, сиди тихо, молись о прощении и плачь, ожидая того времени, когда истечет срок наказания и уляжется Б-жественный гнев: «Опусти до земли уста свои — может быть, есть надежда» (Эйха, 3:29). И, конечно же, нельзя бунтовать и противиться воле правителей.    Это правило распространяется на все изгнания и на все времена, когда еврейский народ утрачивает свободу и оказывается в зависимом положении. Ведь сказал раби Йосей бен Кисма своему товарищу раби Ханина бен Терадион: «Ханина, брат мой, ведь ты знаешь, что с Небес дали римлянам править в мире. Они разрушили дом Б-га и сожгли Его дворец, они убили праведников и лучших сыновей народа, и земля не разверзлась у них под ногами. А я слышал, что ты сидишь и занимаешься Торой (в то время, как ее изучение запрещено властями) и собираешь вокруг себя много людей... Удивлюсь я, если не сожгут тебя вместе со свитком Торы» (Авода Зара, 18а). ...
Читать далее...
608

Израиль как моральный вызов человечеству

No Comments
   Рассказ о событиях, произошедших в Персидской империи в IV веке (по еврейской традиции) до н. э., часто представляется старой, немного надоевшей сказкой. Но так думают только те, кто не умеет замечать, что в книгах пророков поднимаются вечные проблемы. И одна из них — антисемитизм.    Кто виноват в том, что персы оказались юдофобами, — не суть важно. Интересно другое: еврейский вопрос оказался камнем преткновения для всего человечества. Не было империи, в которой бы не разрабатывались планы его окончательного решения: Ассирия, Вавилон, Персия, Сирия, Рим, Германия и Советский Союз (с известными сталинскими планами).    Мировое сообщество, немного поплакав над 6-ю миллионами, погибшими в годы Катастрофы, в последнее время начало приходить в себя. По многим оценкам, антисемитизм в европейских странах за последние годы достиг предвоенного уровня. Результаты опроса, проведенного прошлой осенью в странах Европейского Сообщества, показали, что примерно две трети жителей Европы считают Израиль главной угрозой миру во всем мире. Эти результаты смутили даже европейское руководство. Видимо - при всей предвзятости их подхода к конфликту на Ближнем Востоке — они почувствовали, что в их странах назревает некоторая новая проблема: население не способно хладнокровно оценивать ситуацию в ближневосточном регионе...   Антисемитизм принял новые формы: ненависть к евреям как к генотипу или представителю общины сменилась ненавистью к народу, живущему на своей земле. Антисемитские выпадки направлены сегодня не против «одного народа, рассеянного среди народов и обособленного (от них)» (Мегилат Эстер, 3:8), а против одного народа в своем коллективном воплощении, а именно — против государства Израиль. ...
Читать далее...
606

Еврейские поселения в Газе

No Comments
Заселение Иудеи и Самарии началось в 1967 году — практически сразу же после окончания Шестидневной войны.   Не так сложилась судьба еврейских поселений в Газе: большая концентрация лагерей беженцев, и поныне служащих рассадниками террора во всем мире, значительно усложняла эту задачу. В программе Игаля Алона, тогдашнего заместителя главы правительства, значилось: «Сектор Газа со всеми его жителями должен стать неотъемлемой частью государства Израиль, но де-юре присоединение Газы к Израилю произойдет только после того, как беженцы покинут эту территорию. До тех пор сектор Газа будет иметь статус завоеванной территории».    Еще одной проблемой, осложняющей возможность еврейского заселения Газы, было отсутствие достаточного количества воды. В сентябре 1967 года глава правительства Леви Эшколь инициировал создание комиссии, которая должна была решить эти проблемы. По окончании работы комиссия рекомендовала подключить экономическую систему сектора Газа к израильской экономике и создать четыре-пять еврейских поселений, чтобы естественным образом отделить Газу от Синайского полуостро- ва. Тогда и родилась идея еврейских поселений в Газе. Было предложено создать пять блоков поселений, расположенных таким образом, чтобы каждый блок разделял Газу и нарушал территориальную целостность цепи крупных арабских населенных пунктов.   1 августа 1969 года политический обозреватель Шломо Газит сообщил, что ввиду растущего арабского террора армейские эксперты рекомендуют создание двух крупных еврейских анклавов в Газе. Именно тогда в ставке Главнокомандующего ЦАХАЛа была разработана так называемая «программа пяти пальцев». ...
Читать далее...
603

У каждой марки есть адрес

No Comments
      «Марка — это в конечном итоге чек, — говорит Яаков Видес, исполняющий обязанности начальника отделения, отвечающего за выпуск марок. — Покупаешь услугу, которая называется «доставка почтовой корреспонденции», и получаешь подтверждение, что ты заплатил за нее. Это подтверждение ты приклеиваешь на конверт, и этим кончается вся процедура. Кончается? Не совсем. ...
Читать далее...
602

Недельная глава Трума: Строить или ждать?

No Comments
«И сделайте Мне святилище, и буду пребывать среди вас...» (Шмот, 25:8). Это повеление стало ответом на вопрос, который сыновья Израиля задали на стоянке в Рефедим: «А есть ли Всевышний среди нас?» Их сомнение нашло свое выражение в грехе золотого тельца: люди решили, что Моше, поднявшийся на гору Синай, погиб и что Всевышний оставит их в пустыне, и если они не создадут своими руками подобие высшей силы, чтобы она проявила себя и спасла их, то все они обречены. Но после того, как Моше вернулся в стан, сыновья Израиля раскаялись и осознали, что Б-г желает быть с ними и только их неверие, непонимание Его любви и попытки найти Ему замену отталкивает Божественное Присутствие. Но одного осознания недостаточно. Каждое преступление должно быть не только осознано, но и исправлено. И евреям была дана такая возможность. Всевышний объявил: «Если построите Мне шатер, отдав на его сооружение без малейшей жалости в сердце свое имущество, силы и умение, и тем самым проявите свое желание быть со Мной всегда, то «буду пребывать среди вас». Заповедь сооружения Мишкана предполагала, что только то, что человек дает и делает от чистого сердца, принимается как вклад в строительство: «...пусть возьмут они Мне приношение: от всякого человека, у которого сердце устремится дать». Люди строили место пребывания Б-га на земле, но при этом они, прежде всего, исправляли свое сердце. Галаха Мудрецы Торы видят в нашем учении не только рассказ о прошлом, но и вечную истину. Не удивительно, что Рамбам выводит заповедь, распространяющуюся на все времена из повеления Торы, данного, на первый взгляд, только поколению пустыни: «Одна из повелевающих заповедей Торы — сделать дом для Всевышнего, пригодный для принесения жертвоприношений, как сказано: «Сделайте Мне святилище»» (Бейт а-бехира, 1:1). Только непреодолимые препятствия могут стать оправданием того, что на горе Мория в центре Йерушалаима до сих пор не возвышается Храм. А разве они стоят перед нами? Разве у нас нет обязанности сделать все возможное, чтобы Б-г пребывал среди нас? Разве попытку соединить народ с Б-гом можно отложить на завтра? Детский рисунок ...
Читать далее...
601

Пурим и Земля Израиля

No Comments
Праздничный день... В синагоге звучит «Аллель» — хвалебная песнь, цель которой — выразить благодарность Творцу за то благо, которым Он наделяет Свой народ. Ханука и Пурим — праздники, установленные нашими мудрецами,—также призваны напоминать нам о чудесах, произошедших в прошлом с нашими предками. Однако «Аллель» в Пурим читать не принято. В чем же причина того, что, несмотря на очевидное чудо, в Пурим благодарственная молитва не читается? В законах Хануки Рамбама мы находим, что чтение Мегилат Эстер и есть то, что заменяет «Аллель». В другом месте — в законах Пурима, — где Рамбам объясняет, почему в городах, окруженных стеной во времена Йеошуа Бин-Нуна, читают Мегилу пятнадцатого, а не четырнадцатого адара, мы находим причины, по которым не читается «Аллель»: во-первых, речь идет о чуде, произошедшем вне пределов Земли Израиля; во-вторых, Земля Израиля в то время переживала последствия вавилонского нашествия: стены городов были разрушены, и народ Израиля не имел власти над своей страной. Однако какое отношение чудо, произошедшее в Персии, имеет к тому, что Земля Израиля лежит в руинах? ...
Читать далее...
600

Чудо возвращения

No Comments
    Праздник Пурим связан не только с чудесным спасением народа в период персидского владычества, но и с эпохой возвращения из изгнания. Так же, как возвращение на свою землю из Вавилона и возведение Храма вернуло сынам Израиля достоинство в глазах окружающих народов, возрождение государства Израиль в наше время изменило отношение к евреям.    Народ, сумевший в невероятных условиях ценою многих жизней воплотить национальную идею, выглядит в глазах всего мира не так, как люди, никогда не пытавшиеся изменить свое бесправное положение.    До возникновения еврейского государства право народа на существование не признавалось даже теми странами, где евреи составляли значительный процент населения. Израиль изменил отношение к евреям даже в странах диаспоры. Различие между эпохой второго Храма и нашим временем заключается в том, что тогда имело значение не только физическое возвращение на свою прежнюю территорию, но и возрождение национальной идеи — служения единому Б-гу, который не замедлил — пусть не в полной мере, но с достаточной очевидностью, проявить Свое присутствие в Храме.    В наше время, когда духовная составляющая во многом утратила свое значение, сам факт возрождения государства после двухтысячелетнего изгнания сыграл принципиальную роль в изменении отношения к сынам Израиля во всем мире. Но нельзя отрицать и возвращения достоинства еврейскому народу в наше время как носителю идеи служения единому Б-гу и преобразования всего мира, которое должно, как предсказывали пророки, начаться с возвращения сынов Израиля с четырех концов света. По мере того, как создание государства становилось все более реальным, все труднее становилось оспаривать факт существования народа, который до сих пор отрицали как христианская доктрина и деятели церкви, так и политические круги, рассматривавшие еврейские общины диаспоры как остатки изжившей себя формации, обреченной на отмирание. ...
Читать далее...
Мечта Эстер

Мечта Эстер

No Comments
Не сразу бросается в глаза, но Эстер не только хотела спасти народ, но и мечтала о возобновлении строительства Храма и ради этого была готова пожертвовать своей жизнью. <И какова твоя просьба? - спросил Ахашверош у Эстер. - До полцарства и будет тебе дано...> (Мегилат Эстер, 5:3). <До полцарства готов я дать тебе, но то, что рассечет царство пополам и лишит меня власти - этого не проси у меня> - сказал Ахашверош. И в чем же видел Ахашверош угрозу себе? В строительстве Храма - говорит Мидраш Эстер Раба. И этого он не был готов разрешить. Эстер в том ужасно положении, в котором она оказалась, никогда не теряла надежду и страстное желание, чтобы Б-жественное присутствие вернулось к еврейскому народу, было главным в ее жизни. Благодаря ее стремлению был в опасный для еврейского народа момент остановлен гнев Вс-вышнего и отстроен Храм. Своей любовью Эстер компенсировала недостаток любви еврейского народа к Тв-рцу и спасла мир. ...
Читать далее...
Процесс творения

Процесс творения

No Comments
Вначале Всевышний сотворил из ничего и сделал существующей одну точку, которая была расщеплена, и из одной ее части образавались небеса, и сферы чистого разума, и все, что относится к воинству небесному, а из другой - была сделана земля и все, что принадлежит нижнему миру. Все существующее возникло в результате раскрытия потенциала, сконцентрированного Творцом в одной точке" (Комментарий Рамбана на Берешит в изложении Хатам Сойфер). Но процесс творения не закончился когда-то в далеком прошлом: Вс-вышний непрерывно творит мир из точки, поставленной Им в бесконечно белом свете - все многоликое разнообразие воинства земного и небесного постоянно возникает из нее, радуя человека своим неисчерпаемым великолепием. Но само начало начал остается скрытым. Ибо все познается в сравнени, а неделимое с чем сопоставить? В нем все - оно само и его противоположность. Первая точка остается в неведомой плоскости бытия - пронизывает мир и не задевает его. Ничто не может нарушить ее цельности и покоя, свойственного центру мироздания. За всеми частицами, составляющими пространство скрывается общее - корень бытия. Точка в точках. Одна во множестве своем. Звезды. Много серебряных точек . Много или одна, многократно проявившая себя в темноте? Будто кто-то исколол иголкой черное крыло ночи, скрывающее бесконечный и бесконечно-чистый свет. Каждый прокол - прорыв. Прорыв в бесконечность, которая обладает таким единством, что ее можно представить как точку. С каждым проколом точка раскрывается. Свет положил предел черному, посылая лучи изнутри. Иначе любая точка была бы бездной и все было бы бездной, вселенная и атом, а так - сила материи ограничена и в конце туннеля всегда пробивается луч, а из мрака ночи прорывается звезда. Человек. Человек в человеке.Один внутри другого. Все в человеке. Кто прольет кровь человека в человеке, кровь того человеком пролита будет. Человек в человеке, потому что человек сотворен соприкоснуться с бесконечностью и воспринять ее и осознать ее. Но воспринять - увидеть, услышать, обонять, понять и высказать можно только то, что в том или ином виде содержится в тебе самом. Понять и осознать - сравнить то, что внутри, с тем, что снаружи, почувствовать - дать шевельнуться тому, что внутри, в ответ на то, что пробивается к тебе снаружи. Но разве можно вместить в себя бесконечность и, опираясь на бесконечное внутри, увидеть ее снаружи, раскрыв ее за туманом и хаотичностью множественности внешнего мира? И да и нет. Можно вместить невместимое. Бесконечное поместится внутри любого объема, если только не будешь пытаться поймать его и захлопнуть за ним дверь и не подумаешь: "Это мое". Оно должно быть и здесь и там, если же пытаются поймать его - оно только там. Оно никогда не бывает только здесь. Не хватай его рукой - оно исчезнет. Точка в точке, человек в человеке. ...
Читать далее...