600

Чудо возвращения

February 28, 2004 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

    Праздник Пурим связан не только с чудесным спасением народа в период персидского владычества, но и с эпохой возвращения из изгнания. Так же, как возвращение на свою землю из Вавилона и возведение Храма вернуло сынам Израиля достоинство в глазах окружающих народов, возрождение государства Израиль в наше время изменило отношение к евреям.
   Народ, сумевший в невероятных условиях ценою многих жизней воплотить национальную идею, выглядит в глазах всего мира не так, как люди, никогда не пытавшиеся изменить свое бесправное положение.
   До возникновения еврейского государства право народа на существование не признавалось даже теми странами, где евреи составляли значительный процент населения. Израиль изменил отношение к евреям даже в странах диаспоры. Различие между эпохой второго Храма и нашим временем заключается в том, что тогда имело значение не только физическое возвращение на свою прежнюю территорию, но и возрождение национальной идеи — служения единому Б-гу, который не замедлил — пусть не в полной мере, но с достаточной очевидностью, проявить Свое присутствие в Храме.
   В наше время, когда духовная составляющая во многом утратила свое значение, сам факт возрождения государства после двухтысячелетнего изгнания сыграл принципиальную роль в изменении отношения к сынам Израиля во всем мире. Но нельзя отрицать и возвращения достоинства еврейскому народу в наше время как носителю идеи служения единому Б-гу и преобразования всего мира, которое должно, как предсказывали пророки, начаться с возвращения сынов Израиля с четырех концов света. По мере того, как создание государства становилось все более реальным, все труднее становилось оспаривать факт существования народа, который до сих пор отрицали как христианская доктрина и деятели церкви, так и политические круги, рассматривавшие еврейские общины диаспоры как остатки изжившей себя формации, обреченной на отмирание.
  Исполнение пророчеств о собирании рассеянных лишило отцов церкви возможности придерживаться основного догмата своей веры, что еврейский народ в результате своих многочисленных грехов был отвергнут, изгнан и уступил свое место христианам, заключившим новый завет с богом. Как и в древние времена, в наши дни единства еврейского народа на основе общей веры, приверженности законам Торы и общинной жизни было недостаточно, чтобы самоутвердиться и занять достойное место на политической карте мира.
   Потребовалась напряженная борьба за обретение своей древней территории, чтобы в глазах народов мира стать неподражаемым примером в деле борьбы за свободу нации. Две тысячи лет рассеянный народ, лишенный территориальной целостности и языкового единства сохранялся чудом, вопреки законам развития человеческого общества, но это чудо обрело смысл лишь с его возвращением на родину.