Свет «светских», или почему не все евреи соблюдают Тору

Свет «светских», или почему не все евреи соблюдают Тору

July 2, 2005 Автор: д-р Пинхас Полонский - No Comments

   
   Как правило, самые детские вопросы – они же и самые серьёзные. Вышеупомянутый – один из них. Социологически на него ответить просто, однако вызов он представляет не для социолога, а для глубоко верующего человека. Если Тора – истина, и все еврейские души присутствовали при её даровании на горе Синай, то как же объяснить тот факт, что большинство евреев так далеки от её соблюдения?
   Стандартный ответ: в этом виновата заложенная в каждом человеке склонность ко злу (йецер hара) – материальное, животное начало. Иными словами, слабость, неспособность поставить дух во главе над телом. Прекрасно. А как объяснить уход от еврейских идеалов к идеалам чужим? Допустим, к индуизму или марксизму? Вероятно, невежеством – незнанием богатства своих корней; воспитанием в нееврейской среде (наподобие тинок шенишба – похищенного ребёнка, который воспитан на нееврейских ценностях без своего на это согласия или желания).
  А что, если речь идёт о евреях, хорошо знакомых со своим наследием, которые решили отказаться от традиции не в одиночку, а в массовом порядке? Тут требуется более тонкий анализ.
  Рав Кук говорит, что коллективная душа еврейского народа одарена особой чувствительностью ко всему доброму и моральному. Следовательно, массовый уход евреев от иудаизма, если он не мотивирован незнанием или чисто материальными причинами, а наоборот, вызван стремлением к определённым ценностям, свидетельствует об ощущении отсутствия этих ценностей в иудаизме – таком, каким он яиляется в данный момент.
   Таким образом, массовый уход – это не просто преходящая мода, а симптом жажды более высокого духовного и этического совершенства. Он призван спровоцировать традиционный еврейский мир раскрыть, возродить, реализовать в Торе эти до сих пор дремлющие в ней идеалы, за которыми евреи отправились в нееврейские края. Как только эти идеалы будут реализованы в рамках Торы, то их сияние естественным путём привлечёт обратно евреев, ищущих совершенство вдали. И так до следующего путешествия. Так произошло со светским сионизмом, когда тысячи евреев покидали йешивы, чтобы вступить в ряды различных сионистских движений.
   На самом деле их уход свидетельствовал о затмении национально-коллективного измерения в иудаизме того периода. Рав Кук и его ученики заново пробудили национальную идею в иудаизме, продемонстрировали и выявили божественную суть таких идеалов, как освоение Земли Израиля, участие в военной обороне ишува, еврейская государственность и т.д. Успех был таким, что сегодня понятия «патриотизм» и «сионизм» практически автоматически ассоциируются с религиозным сионизмом.
  Сегодня, если вы спросите у среднего израильтянина, не питающего особых симпатий к религиозным сионистам, в чём их достоинства, вы получите примерно следующий список: семейные ценности, взаимопомощь, любовь к Земле Израиля, идеализм, самоотверженность, сплочённость и т.д.  
  Маловероятно, что вы найдёте в этом списке следующие качества: желание исправить мир (тикун олам), свобода, терпимость, сострадание к угнетённым, защита окружающей среды, внутренняя душевная гармония…
  И поэтому, так как в сегодняшнем еврейском обществе эти идеалы не ассоциируются с иудаизмом, те евреи, которым эти идеалы дороги, обращаются за ними к другим цивилизациям, к западному либерализму, буддизму и прочим внешним явлениям. Иными словами, недостаточно развитые идеалы в современном иудаизме – это идеалы общечеловеческие с одной стороны и индивидуальные с другой. Именно они требуют серьёзнейшего развития. Идеалы индивидуальной самореализации и заботы об универсальном благополучии являются искрами, нуждающимися в срочном разжигании. Иначе евреи, предрасположенные к этим ценностям, продолжат придерживаться их нееврейской версии. Даже если эта версия слепо обожествляет «другого», слабого, «палестинца» и порой оборачивается против самых элементарных национальных ценностей, приводя, например, к гибели израильских граждан и солдат из-за излишней щепетильности в выборе методов борьбы с террором.
  Рациональные доводы о самоубийственной натуре возведённых в абсолют универсальных ценностей смогут убедить только часть евреев-универсалистов. Только распознав долю правды, заложенную в их позиции, раскрыв её в иудаизме и определив её место в системе других уже «цветущих» идеалов, можно будет привлечь их обратно в еврейский мир.
  В любом случае, с таким подходом раскрывается совершенно новый вид диалога с идеологическими соперниками: целью становится распознать не то, в чём ошибается оппонент, а то, в чём он прав, потому что только так я смогу восполнить свое мировоззрение и продвинуться в своих же взглядах.
   Сегодняшний Израиль переживает очередной кризис. Физически – государство сильное, развитое, с высоким уровнем жизни. Духовно – после краха процесса Осло и сопровождавшей его пост-сионистской идеологии общество стоит перед задачей заново определить смысл и направление своего существования. Это проект на несколько поколений. Очевидно, что религиозным сионистам принадлежит центральная роль в его реализации, так как именно они являются наиболее сплочённой, идеалистичной и вовлечённой в жизнь Израиля частью общества. Так же очевидно, что в одиночку, как отдельный сектор, религиозный сионизм мало что сможет раскрыть и реализовать. Его сила – в его самоотождествлении с национальными идеалами и интересами. Именно этот принцип обязывает его мобилизовать все светлые стремления, рассыпанные в еврейском народе, оздоровить динамику межличностных и межобщинных отношений, чтобы со временем это привело к тому национальному диалогу, который бы постепенно возродил в иудаизме все идеалы, до сих пор пребывающие в изгнании.