601

Пурим и Земля Израиля

February 28, 2004 Автор: Алон Лембрицкий - No Comments

Праздничный день… В синагоге звучит «Аллель» — хвалебная песнь, цель которой — выразить благодарность Творцу за то благо, которым Он наделяет Свой народ.
Ханука и Пурим — праздники, установленные нашими мудрецами,—также призваны напоминать нам о чудесах, произошедших в прошлом с нашими предками. Однако «Аллель» в Пурим читать не принято.
В чем же причина того, что, несмотря на очевидное чудо, в Пурим благодарственная молитва не читается? В законах Хануки Рамбама мы находим, что чтение Мегилат Эстер и есть то, что заменяет «Аллель». В другом месте — в законах Пурима, — где Рамбам объясняет, почему в городах, окруженных стеной во времена Йеошуа Бин-Нуна, читают Мегилу пятнадцатого, а не четырнадцатого адара, мы находим причины, по которым не читается «Аллель»: во-первых, речь идет о чуде, произошедшем вне пределов Земли Израиля; во-вторых, Земля Израиля в то время переживала последствия вавилонского нашествия: стены городов были разрушены, и народ Израиля не имел власти над своей страной.
Однако какое отношение чудо, произошедшее в Персии, имеет к тому, что Земля Израиля лежит в руинах?
История, описанная в Мегилат Эстер, происходит в те времена, когда немногие из народа Израиля под руководством потомка царского рода Зерубавеля, сына Шалтиэля, возвращаются из Вавилонского плена в Йерушалаим и восстанавливают там жертвенник. Но как только они начали отстраивать Храм, народы, заселившие Землю Израиля в их отсутствие, стали чинить им всевозможные препятствия и написали персидскому царю письмо, очерняющее переселенцев. В результате строительство Храма было прекращено на восемнадцать лет. «И в царствование Ахашвероша, в начале его царствования, написали лживые письма о живущих в Иудее и Йерушалаиме» (Эзра, 4:6).
Эти доносы, отправленные в начале царствования Ахашвероша, были направлены только против жителей Иудеи и Йерушалаима и ни в коем случае не имели отношения к евреям, живущим во всех остальных 127-и провинциях персидского царства. Пиком этого процесса была рассылка посланий, призывавших убить всех евреев во всех землях империи. И произошло это в двенадцатый год царствования царя.
Получается, что за всеми событиями, описанными в Мегилат Эстер, стоит борьба за право восстановления Храма в Йерушалаиме. Т. е. существует глубокая связь между чудом, произошедшим в столице Шушан, и Землей Израиля, потому что оно проложило дорогу к продолжению строительства Храма и возрождению Земли Израиля. (Дариуш II, сын Эстер, — это тот человек, который ставит заключительную точку в этой истории, дав разрешение полностью отстроить Храм и восстановить Йерушалаим.) Именно поэтому постановили мудрецы, что, вспоминая о чуде, произошедшем в Персии в дни Пурима, следует читать «Аллель»: события, описанные в свитке Эстер, способствовали возрождению Земли Израиля и восстановлению Йерушалаима.

Подготовил Алон Лембрицкий по материалам сайта www.daat.ac.il

 

 

.