Нисан – месяц освобождения

Нисан – месяц освобождения

March 16, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

<!––> Человек становится свободным не в момент обретения независимости и возможности претворять в жизнь все свои желания, а тогда, когда, вырываясь из-под власти заложенных в нем самой природой инстинктов, ограничивающих его способность воспринимать и мыслить, он уничтожает раба внутри себя. Свободным становится только тот, кто, соприкоснувшись с бесконечностью или восприняв ее свет издалека, обретает силы преодолевать ограниченность, прижимающую его к земле и пробуждающую в нем низкие или недобрые мысли и чувства.

Сказал Рабби Элазар: "При помощи света, который сотворил Всевышний в первый день, Адам видел от края мира и до края мира. Когда же Всевышний посмотрел на поколение потопа и поколение Вавилонской башни, Он взял и спрятал этот свет для праведников, чтобы они пользовались им в будущем" (Хагига, 12а).

Однажды обратились к Бааль Шем Тову с просьбой разъяснить обстоятельства одного дела. Открыл великий учитель лежавшую перед ним книгу Зо ‘ар и рассказал пришедшим к нему людям то, что их интересует, во всех подробностях. Через некоторое время, когда выяснилось, что он совершенно верно описал все обстоятельства дела, спросили у святого праведника, неужели только благодаря тому, что он заглянул в книгу, ему стали известны все детали событий, произошедших далеко от него. Ответил он: "Свет, при помощи которого Всевышний сотворил мир, светил от края и до края мира, и Адам мог видеть при помощи этого света. Увидев, что люди недостойны этого света, Всевышний спрятал его для праведников на будущее время. Но куда же Он спрятал этот свет? В Тору. Когда человек учит Тору не из корыстных целей, Всевышний дает ему возможность видеть от края мира и до края, как это было тогда, когда Он еще не спрятал свет" (Рав Зевин, Сипурей хасидим, глава Ноах).

Отблески спрятанного света иногда озаряют наш мир. Мы не видим вспышки, но она заряжает людей и природу новыми потенциалами. Только праведники знают, когда произошло соприкосновение чистой духовности с грубой материей, только им дано увидеть зарождение нового и понять планы Всевышнего.

Самая сильная вспышка света бесконечности, изменившая привычное течение времени, произошла накануне исхода из Египта. Египетские чудеса стали ее первым выражением в материальном мире. А после исхода Всевышний изменил сам принцип управления миром — этот свет перестал быть случайным гостем и регулярно, в начале месяца Нисан, освещает мир, придавая особые силы душам сынов Израиля, исполняющих заповеди и изучающих Тору, привязывая их разум и сердце к духовному миру и приподнимая над грубой материей. Пробив в начале месяца свободы новую брешь в мире ограничений, свет бесконечности возвращается в течение всего года в момент рождения новой луны.

"И сказал Всевышний Моше и Аарону в земле Египетской, чтобы сказали [они всему народу ]: "Месяц этот [Нисан] будет вам началом месяцев, первый он у вас из месяцев года" (Шмот, 12:1).

Всевышний повелел определять начало каждого месяца по луне.

Вместе с вновь нарождающимся светом, который воспринимает глаз, в мир прорывается свет невидимый. Лучи этого нематериального света не состоят из фотонов, не оказывают давления и не искривляются вместе с пространством. Исходя не от материальных светил, а непосредственно из духовных миров, этот свет позволял первому человеку постигать все тайны вселенной. Свет обновленной луны, который человек видит в начале месяца, становится для него несущей волной.

Но ведь нематериальное не воспринимается органами чувств человека и непостижимо для разума, а следовательно, не существует в мире людей. В мире ангелов — может быть, а в мире людей — нет.

Кто-то из людей из плоти и крови должен был придать этому свету реальность существования, увидев его глазами или сердцем. Это мог сделать только Моше — человек, соединивший небо и землю. Только он при непосредственной помощи Всевышнего мог соприкоснуться с нематериальным светом, родившимся в первый день творения, когда еще не были созданы светила.

Учили в школе Рабби Ишмаэля: "Моше затруднялся понять объяснение, каким должен быть новый месяц, чтобы его можно было освятить, пока не показал ему Всевышний пальцем, ибо сказано "месяц этот" (Менахот, 29а). Показав пальцем, Он дал возможность увидеть то, что ни один человек, принадлежащий материальному миру, не в состоянии разглядеть: первозданный свет, засиявший в начале творения мира.

В тот момент, когда Моше, человек из плоти и крови, увидел нематериальный свет, он стал существующим. Праведники всех поколений получили возможность видеть с помощью первозданного света всю вселенную, а для простых евреев он стал мгновенными, невидимыми вспышками, заряжающими людей и природу новыми потенциалами, реализация которых происходит постепенно.

Особенность этого света заключается в том, что он не знает границ и, ворвавшись в мир через какую-то конкретную точку, начинает оказывать повсеместное воздействие. Для его лучей, приходящих из духовного мира, небесный свод — не преграда, они пронизывают его, преодолевая верхний предел вселенной, и одновременно возникают из глубин каждого атома, не считаясь с тем, что элементарные частицы слишком малы, чтобы стать похожими на источники света, не знающего ограничений. Самая густая мгла не может стать для него преградой, потому что он не признает и качественных различий. Он дает возможность понять, что свет и темнота — одно и то же и что темнота — свет, но просто слишком сильный, чтобы его мог воспринять человеческий глаз. "Первые шесть дней творения свет и тьма служили вместе…" (комментарий Раши к Берешит, 1:4). "И ночь, как день, засветит, тьма — как свет" (Теhилим, 139:12), — воскликнул Адам, когда благодаря нематериальному свету осознал природу темноты.

Прорыв света из темноты в наш мир разрушил Египетскую империю и заложил основы принципиально иного развития истории.

Египтяне преклонялись перед порядком. Его поддержание было священной обязанностью, а нарушение — преступлением против верховного божества Ра. Бесконечные писцы, учитывавшие каждый камень и зернышко, проходили по всему Египту. По строго пирамидальной структуре выстраивались не только усыпальницы фараонов, но и само общество. Возводить, укладывать одно на другое — в этом смысл жизни человека. Ибо это угодно верховному божеству Ра, проплывающему в ладье по Нилу. Оно управляет солнцем, никогда не изменяющим свой путь и вовремя дающим и нужное тепло и разлив Нила, а любое изменение порядка — губительно, и всякий, кто пытается нарушить привычный ход вещей и извечную иерархию, — преступник. И вдруг свет возник из глубин материи. Свет из темноты, не связанный ни с солнцем, ни с каким-либо другим материальным объектом. Он прорвался в этот мир на грани полного скрытия луны и появления ее нового света. "В свете твоем увидим свет!" (Теhилим, 36:10). Моше и Аарон не могли увидеть этот свет, пока Всевышний не встал вместе с ними, образовав еврейский суд, — иначе увидеть это было бы невозможно.

Порядок отсчета времен был изменен. Луна сменила солнце на должности точки начала отсчета. А точнее говоря, Всевышний открыл человеку то начало, которое прячется за луной и которое солнце скрывает в гораздо большей степени. В этот момент Он показал свет, который предшествовал творению, и потребовал вести отсчет времени от момента, предшествовавшего творению. У народов мира день начинается с утра, потому что им неведом свет темноты. Всевышний приказал еврейскому народу начинать день с вечера, потому что прежде, чем рождается свет солнца, сияет свет темноты. "И был вечер, и было утро — день один" (Берешит, 1:5).

Существует закон, обязывающий каждого еврея в начале нового месяца выйти на улицу и внимательно посмотреть на свет новой луны, а затем произнести благословение Всевышнему, освящающему месяцы. Объясняя этот закон своим ученикам, Рабби Аси сказал: "Всякий, кто произносит благословение Всевышнему за дарование нового света луны в положенное время, удостаивается созерцания света Б-жественного Присутствия. Об освящении месяца сказано" "Этот месяц будет вам началом месяцев", а о том моменте, когда евреи переходили через море (и расступились не только воды, но и небеса), сказано "Это Б-г мой и воспою Его" (Санhедрин, 42а).

Свет, прорывающийся из бесконечности в дни рождения новой луны, наделяет человека, произносящего благословение Творцу, такими же силами, как свет, хлынувший в разлом небес, расступившихся в момент перехода сынов Израиля через море, который создал настолько четкое ощущение Б-жественного Присутствия, что оно казалось зримым.