622

Чудеса реального мира

March 20, 2004 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments

  Мидраш говорит, что весна была наиболее благоприятным временем для исхода, так как дороги просохли, и наши предки не должны были месить грязь. Из этого вытекает, что чудеса не отменяют природу вещей, а согласуются с ней.
   Часто подготовка к Песаху сводится к уборке и отчаянной попытке удалить из дома всю пыль. Хорошо, если бы вместе с пылью мы удаляли из нашей среды и те представления о мире, которые сформировались у нас за годы тяжелого изгнания, когда мы были оторваны от своей Земли. В странах рассеяния вера в чудеса заняла непропорционально большое место в нашей жизни, а умение наблюдать за ходом событий мы утратили и стали не способны оглянуться вокруг и заметить, что дороги уже просохли.

   На протяжении долгих веков изгнания евреи были лишены возможности вести нормальный образ жизни. Даже предположения о том, что когда-нибудь это будет возможно, не зарождалось у них. Постоянная борьба за выживание в условиях непризнания как властями, так и частными лицами элементарного права на существование превратила весь народ в подпольщиков, которые самые обычные вещи делают с опаской, стараясь держаться подальше от чужих глаз, испытывая недоверие к каждому постороннему. Обособленность, отгороженность, сведение до минимума любых отношений с окружающей средой были характерны для любой еврейской общины. Это не только определило образ жизни, быт, национальные черты, но и отразилось на мировосприятии людей, которое не могло основываться ни на чем другом, кроме как на постоянном ожидании чуда, ибо естественный путь развития событий не сулил ничего хорошего.
  Переход к нормальному существованию начал казаться реальным только с возникновением сионистского движения, которое объявило о невозможности проживания в странах рассеяния и подняло вопрос о праве нации иметь свою территорию.

  С рождением сионизма отношение внешнего мира к евреям начало меняться: народ, сумевший выдвинуть лидеров, способных бороться за воплощение национальной идеи, удостаивается другого отношения окружающих, нежели люди, никогда не предпринимавшие попытки объединиться и изменить свое положение. До возникновения национального движения право народа на существование не признавалось даже теми странами, где евреи составляли значительный процент населения.

   Единства на основе общей веры, приверженности законам Торы и общинной жизни было недостаточно, чтобы самоутвердиться и обрести место на политической карте мира. Сионизм отказался от изжившей себя идеи добиваться равноправия, используя гуманизм в качестве основного аргумента. Объявив как отдельных людей, так и целые общины составными частями нации, он потребовал уважения со стороны властей и отдельных граждан во всех местах проживания сыновей Израиля. Переход от идеи равноправия личности к идее равноправия нации, самостоятельно выбирающей свой путь, стал началом новой эпохи.
   Две тысячи лет рассеянный народ, лишенный территориальной целостности и языкового единства, сохранялся чудом, вопреки законам развития человеческого общества. Сионизм поднял вопрос о необходимости вернуться к естественному существованию нации путем создания еврейского государства по образцу других стран, имеющих все институты, позволяющие им нормально функционировать, и вел упорную политическую борьбу за претворение этого плана в жизнь. Параллельно в Земле Израиля создавались или спонтанно возникали организации и объединения, чьи действия были направлены на расширение базы для воплощения сионистской идеи. По словам многих современных израильских исследователей сионистское движение «обеспечило евреям возможность второй раз войти в историю».

  Деятельность, направленная на создание государства, меняла психологию людей: переход от ожидания чуда к естественному существованию как индивидуума, так и нации представлялся все более и более необходимым и вместе с тем реальным.

  Еврей, согласно требованиям Торы, должен жить в реальном мире и привносить в него святость, а не превращаться в ангела, переходя в область чистой абстракции: «Когда будешь есть плоды рук своих, счастлив будешь и будет тебе хорошо» (Теилим, 128:2). И точно так же она требует от народа создать реальное государство, способное самостоятельно решать военные, экономические и духовные проблемы, а не жить постоянно мечтой о будущем мире. Тора раскрывает все хорошее, что есть в человеке, если он, подчинившись ее законам и достигнув их глубокого понимания, живет и работает на земле. А положительные черты, присущие обществу, проявляются в реальной действительности, когда по тем же законам, правильно осмысленным и хорошо осознанным, создается государство.

  Иными словами, народ, объединяя свои усилия во имя достижения той цели, ради которой он был создан, раскрывает с во и истинные сущностные свойства, заложенные в нем Б-гом. Но этот процесс трудно описать с математической точностью, ибо действие многих факторов делает путь к исправлению общества сыновей Израиля похожим на горную дорогу, то поднимающуюся вверх, то круто спускающуюся вниз.
   Для возрождения нации необходимо решить многие проблемы, которые накапливались на протяжении столетий и проявились только в тот момент, когда началось строительство государства. Построение справедливого, устойчивого и процветающего государства — самая сложная задача из всех тех, которые Тора поставила перед сыновьями Израиля. История не знает ни одного примера, когда людям удалось бы приблизиться к ее решению, кроме, быть может, создания еврейского царства во времена Шломо.

 

  Народные гуляния в День провозглашения
Государства Израиль