Моше – Учитель наш

Моше – Учитель наш

March 24, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

 

Моше, избранный, чтобы вывести сынов Израиля из Египта, родился 7 Адара 1392 г. до н.э. (2368 г. от сотворения мира) и, прожив ровно 120 лет, умер 7 Адара 1272 г. до н.э. (2488 г. от сотворения мира). В его душе соединились все еврейские души и нашли отражение силы всех ангелов небесных.

Верхний и нижний миры… Кто может соединить их? Только тот, кто не принадлежит ни одному из них. Свойства души такого человека подобны свету, который был сотворен сразу же за небом и землей, чтобы поддерживать связь между этими двумя частями мироздания.

Бесконечность не может проявиться в ограниченном мире, но и не может остаться совершенно незамеченной и не дать ощутить свое дыхание, ибо без осознания ее повсеместного присутствия процесс творения и бытие всего сущего утратят смысл. Царь Шломо представил себе мир, за которым ничего не скрывается, – и ему стало безумно тоскливо: "Суета сует, все суета…" – сказал он (Коэлет, 1:2).

Беспредельно великое, оставаясь незаметным и действуя в обход разума, через подсознание пробивается между двумя, сколь угодно близко расположенными, точками пространства, между двумя, следующими один за другим, моментами времени. Оно незаметно касается сердца и сообщает ему новые жизненные силы. Проявление бесконечности похоже на молнию, которая разрывает небеса меньше чем на мгновение, и люди, не видя вспышки, воспринимают только след, оставленный ею на сетчатке глаза.

И есть и нет, и здесь и там.

Повсюду и нигде, ни здесь и ни там.

Бина – "понимание", легавин – "понять". Корень этих слов – бейн ("между"). "Понять" – значит соприкоснуться с тем, что между чем-то и чем-то: двумя ближайшими точками, двумя моментами времени, двумя биениями сердца. Только так можно приблизиться к истинному пониманию сути вещей.

Еврей не может жить в отрыве от бесконечности: его разум и сердце начинают грубеть и сохнуть. Но в каждом поколении сохраняется связь с душой Моше, которая стала незаметным вторжением бесконечного в этот мир, и поэтому сыны Израиля могут получать живительные импульсы оттуда, где господствует единство и не властвуют никакие ограничения.

Когда родился Моше – комната наполнилась светом (Мидраш Раба; Раши; Шмот, 2:2). Это свечение свидетельствовало о том, что душа необычного ребенка сохранила свою связь с бесконечным и поэтому почти не погрузилась в материальное тело. Она как бы повисла между двумя мирами.

И здесь и там, ни здесь и ни там.

Моше ворвался в жизнь как неведомое до сих пор проявление бесконечности, и если бы его душа оставила, не дай Б-г, этот мир, то сыны Израиля утратили бы способность воспринимать особый свет, необходимый им не менее, чем другим народам солнечные лучи.

Когда на сороковой день пребывания на горе Синай великий пророк истощил все свои силы и был близок к смерти, вселенную покрыла мгла. Оказалось, что душа Моше освещает не только окружающее его самого пространство, но и все существующее. Мидраш повествует об этом так: "17-го Тамуза пришел Сатан и перепутал все в мире, и сделалось темно, и все покрылось мглою. И он сказал: "Вот ведь точно умер Моше" (Шабат, 89а). Но темные силы могли восторжествовать лишь на короткое время, только тогда, когда жизнь едва теплилась в теле человека, озарявшего светом весь мир.

Моше спустился с горы Синай. От разговора с Творцом лицом к Лицу раскрылись потенциалы его души: "А Моше не знал, что лицо его начало светиться из-за того, что Он говорил с ним…" (Шмот, 34:29).

Свечение свидетельствует о том, что человек обладает свободой. А свобода – это способность претворить свои желания в жизнь. Свободный светится, потому что он излучает творческую энергию, постоянно приближая к совершенству все, что его окружает. Любое творение испытывает чувство подавленности и неудовлетворенности, когда ему не дают реализовать его желания, потенциалы и способности. Цель Всевышнего – сделать человека свободным, потому что только так можно дать ему счастье. Но истинной свободой обладает лишь тот, кто искренне стремится помочь другим раскрыть их потенциалы, а подавляющий и порабощающий других – раб, которому нужны чужие силы и способности. Моше – свободная душа. Спускаясь со скрижалями с горы Синай, он несет свободу своему народу. Сказал Рав Аха бар Яаков: "Если бы не разбились первые скрижали, ни один народ и ни одно племя не смогли бы властвовать над сынами Израиля" (Эрувин, 54а).

Раньше свет бесконечности приходил свыше: для того, чтобы начать говорить с Авраамом, Всевышний поднял его выше небес. Теперь, благодаря удивительной душе, свет начнет пробиваться из глубин материи: Творец обратился к Моше бэ лабат эш – из сердца огня, охватившего куст терновника (Шмот, 3:2). Тора – свет. Через Моше она опустилась на землю.

Увидев куст, охваченный огнем, но не сгорающий, Моше свернул с пути, чтобы узнать причину этого чудесного явления. Но, услышав идущий из глубин материи Б-жественный Голос, он закрыл свое лицо, чтобы не смотреть, ибо побоялся невольно связать в своих мыслях представления о Всевышнем с образами материального мира. "В заслугу того, что Моше "убоялся смотреть" (Шмот, 3:10), он удостоился того, что сказано о нем: "И изображение Всевышнего видел" (Брахот, 7а).

Секрет души Моше в том, что она не принадлежит материальному миру – она как бы пробивает его и выходит в бесконечность, не смешиваясь ни с чем, что обладает грубой и несовершенной формой. В жизни человека, наделенного от рождения таким потенциалом, не может быть случайностей. С раннего детства духовная сущность, как скульптор, высекающий автопортрет, находит свое выражение и проявляется через события его жизни, превращая материю в образ.

И дочь фараона целовала, и обнимала, и любила его, как будто он ей – сын. Она никогда не разрешала ему выходить из царского дворца. А он был красив – и все хотели видеть его. И тот, кто видел его, не мог оторвать глаз. И фараон целовал и обнимал его. А он (ребенок) брал корону фараона и надевал себе на голову. И вот сидели там колдуны египетские и сказали они: "Боимся мы того, кто берет твою корону и надевает себе на голову. Как бы не оказался он тем самым, о котором мы говорили, что в будущем заберет он у тебя царскую власть". И одни советовали убить его, а другие – сжечь его. И был среди них Итро и сказал он: "Ребенок этот ничего не понимает (а потому все действия его совершенно случайны). Проверьте его. Принесите в миске золотой слиток и уголь. Если потянет он руку к золоту, то есть у него сознание – убейте его. А если потянет он свою руку к углю, то у него еще не сформировалось сознание – и нельзя приговорить его к смерти. Тут же принесли миску, и тут же потянулся он за слитком золота, но примчался ангел Гавриэль и толкнул его руку – и он схватил уголь, и положил уголь в рот, и обжег язык, и стал из-за этого косноязычным. (Шмот Раба, 1:26).

Моше не случайно обжег губы рот. Уста и речь – его слабое место. Речь – соединение материального и духовного, поэтому губы – отражение в материальном мире перекрестка души и тела, точки их соединения. Язык и зубы больше относятся к мысли, тайному, скрытому аспекту речи, а губы обеспечивают выход наружу. Говорят, что когда ребенок рождается, ангел бьет его по верхней губе, прибивая тем самым душу к телу, и та забывает о своей прямой связи с Источником жизни. Это забывание происходит из-за того, что душа тонет в материи, которая сама по себе является скрытием. Если бы душа могла не тонуть, а только витать над материей, едва соприкасаясь с ней, то она не забыла бы и постепенно смогла бы соединить духовный и материальный мир. У Моше забывание было минимальным, потому что душа его минимально опустилась в этот мир, оставшись между мирами.

Тот, чья душа – свет, должен постоянно преодолевать силу грубой материи, не позволяющей проявиться прямой связи человека с Творцом. И Моше справляется с этой нелегкой задачей: Б-жественное Присутствие раскрывается ему из глубины огня, вода пропускает народ, небо, раскрыв свои тайны, позволяет увидеть пророческие образы, а земля повинуется ему и, расступившись, поглощает злодеев.

Имя Моше означает "вытаскивающий из воды". Так назвала его Батья, дочь фараона, нашедшая корзину, в которой Йохевед поставила своего сына у реки. Нужно было бы назвать мальчика Нимша – "вытащенный из воды", но Б-жественное Провидение позаботилось о том, чтобы его имя стало "вытаскивающий".

Мир материи – как непрозрачная среда, а Моше от рождения был призван возвысить людей до уровня восприятия Б-жественного света или, образно говоря, вытащить из мутной воды. Именно поэтому в тот день, когда он родился, египетские звездочеты сообщают фараону о появлении новой звезды, свидетельствующей о появлении человека, который станет властелином мира. Они также сказали, что силы воды противостоят родившемуся младенцу. И фараон повелел бросать всех новорожденных мальчиков в реку. Тогда Йохевед, мать Моше, поставила корзину со своим сыном около воды. Звездочеты тут же сообщили фараону, что опасный ребенок утонул. Гадатели и колдуны не знали, что в мир пробилась душа, связанная с бесконечным светом, призванная стать свободной от сил природы, преодолев их, как луч преодолевает слой мутной воды

Если к имени Моше прибавить букву нун, то получится слово нешама – "высокий уровень души, который не помещается в материальном мире". Это слово однокоренное со словом нешима – "дыхание". Как воздух входит в организм и тут же оставляет его, так этот уровень души проявляется то там, то здесь и надолго задержаться в материальном мире не может. Числовое значение буквы нун – 50. Моше, поднимаясь на гору Синай, прошел сорок девять ворот познания. Если бы он достиг пятидесятых ворот, он раскрыл бы этот удивительный уровень души для всех евреев. Несмотря на то, что ему не удалось это сделать, неявный отпечаток нешама остался в каждом еврее, ожидавшем его возвращения у подножия горы Синай.

В конце сорока лет блуждания по пустыне Моше была дана возможность не только преодолеть силы природы, скрывающие Б-жественное Присутствие, но и полностью подчинить их воле человека: он должен был приказать скале дать народу воду. Но Моше ошибся и ударил по скале тростью. Уровень духовности, когда весь мир подчиняется слову человека и он, становясь властителем природы, получает возможность беспрепятственно приближаться к Творцу, не раскрылся в этом мире. За это Моше был лишен права войти в Святую Землю. Ему было разрешено только окинуть ее взглядом с вершины горы Писга. Моше поднялся на нее один на глазах у всего народа, "и похоронил (Сам Творец) его в долине, в земле моавитской, напротив Бейт Пеор. И ни один человек не знает, где могила его до сего дня" (Дварим, 34:6).

Послали римские власти приказ начальнику гарнизона, стоявшего у Бейт Пеор: "Найди нам могилу Моше". Когда солдаты, начав искать, поднялись на гору, они увидели могилу Моше внизу, а когда спустились, увидели ее наверху" (Сота, 13б).

И здесь и там, ни здесь и ни там.