Три цикла еврейского календаря (Обработка и дополнения – рав Зеев Мешков)

Три цикла еврейского календаря (Обработка и дополнения – рав Зеев Мешков)

March 15, 2004 Автор: рав Зеев Султанович - No Comments
Аарон Ройтман. "Исход"

 

В еврейском календаре четко прослеживаются три временных цикла: абстрактно-духовный, национально-исторический и естественно-аграрный, которые, на первый взгляд, кажутся совершенно независимыми. Однако между ними существует смысловая связь.

Цикл духовно-абстрактной мысли начинается с праздника Песах, когда человек и народ призваны усилить в своей душе силы, освобождающие от ложных ценностей и идеалов, а также позволяющие по-новому осмыслить и осознать сам аспект свободы. Исторический цикл еврейского года также начинается 15 Нисана, которое является днем рождения нации. Согласно закону составления календаря, праздник Песах должен приходится на время появления первых всходов ячменя (вызревающего раньше пшеницы). Таким образом, начало аграрного цикла — вызревание нового урожая — совпадает с началом двух циклов, упомянутых выше.

Идея свободы, ее воплощение в исходе из Египта и символ свободы в материальном мире (пробивающиеся из-под земли и набирающие силу колосья) — все это сливается вместе и призывает человека не только стремиться к более глубокому пониманию сути вещей и обретению высоких духовных качеств, но и претворению их в жизнь на уровне отношений между людьми. В конце концов следствием духовного роста должно стать преобразование природы, в результате которого окружающий мир, отражая красоту внутреннего мира человека, станет более приветливым и щедрым.

Месяц авив

 

В Торе (Шмот, 23:15) первый месяц календаря назван ходеш авив ("весенний месяц"). Авив образовано от слова ав, которое означает не только "отец", но и "источник" или "начало". Второе значение слова указывает на то, что в дни этого месяца раскрывается источник, порождающий высокие качества души и дающий ей силы стремиться к свободе, который превращается в поток, постоянно обновляющий все составляющие внутреннего мира человека, все аспекты его деятельности и весь окружающий мир.

Подобную смысловую связь трех временных циклов можно наблюдать и в других точках еврейского календаря. Так, например, Шавуот — праздник дарования Торы — требует осмысления принципов веры, закона и миссии, возложенной на еврейский народ. Этот день является памятью об историческом событии, произошедшем на пятидесятый день после исхода из Египта, также началом периода созревания пшеницы и первых плодов деревьев. Совпадение во времени праздника зрелости народа и обретения национального самосознания и полного вызревания урожая говорит само за себя.

Первостепенное значение свободы

 

Песах — праздник свободы. Без обретения свободы невозможно рождение и совершенствование ни одного из высоких качеств человеческой души, так же как без акта творения мира невозможно существование и развитие материи и ее форм.

Нетрудно заметить, что в еврейской традиции свободе придается первостепенное значение, и даже сотворение мира (как факт и как идея) отступает на второй план по сравнению с событием, изменившим ход мировой истории, — обретением независимости сынами Израиля. Этим объясняется уникальная особенность еврейского календаря: месяц, в который празднуется освобождение от рабства и исход из Египта, назван первым месяцем года* , а месяц, на который приходится сотворение мира, — седьмым.

"Месяц этот для вас – начало всех месяцев" (Шмот 12:2)

Наиболее отчетливо первостепенное значение свободы проявляется в тот момент, когда Вс-вышний раскрывается Своему народу как Тот, Кто отрицает рабство: "Я Б-г Вс-сильный твой, Который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства" (Шмот, 20:2). Эта первая из десяти заповедей, прозвучавшая с горы Синай, сделала веру в Б-га, освободившего сынов Израиля, основным принципом веры, несмотря на то что, с точки зрения логики, акт творения — как событие изначальное и самое общее для всего мира — должен был бы стать главным доказательством существования первопричины и слова "Я Б-г Вс-сильный твой, сотворивший небо и землю", должны были быть первым обращением к народу.

Необходимость Исхода

 

Принципиальное значение исхода в истории духовного прогресса человечества легко доказывается методом "от противного". Представим себе, что исхода не было, а справедливость была восстановлена революционным путем* : вмешательство Вс-вышнего в ход событий сделало евреев хозяевами Египта и отдало им бывших хозяев в услужение. Но раб, занявший место господина, ничуть не лучше своего поработителя (а иногда и хуже) и способен проявить еще большую жестокость и бесчеловечность, чем его бывший хозяин. В личном плане при перемене мест слагаемых "раб–господин" меняется многое, но, с точки зрения мирового духовного прогресса, не происходит ничего. Рабство остается рабством, из культур порабощенного и поработителя выплавляется новая культура, основывающаяся на старых концепциях, восхваляющая силу и жестокость и основанная на служении идолам, олицетворяющем животный инстинкт, сытость и достаток. Следовательно, не только физическое освобождение стало моментом рождения еврейского народа, но и отчуждение от поработившей его нации.

Революции нередко становились толчком для многих положительных изменений (в том числе, и для обретения свободы). Но это происходило не в силу изменения человеческой природы и желания одних дать свободу другим. Просто ситуация, сложившаяся на тот конкретный момент, приводила к изменениям, в результате которых вновь поднимались люди, стремившиеся к власти и безжалостно расправлявшиеся со своими противниками. Революционные перевороты не влекли за собой исправление природы человека, особенно тех, кто достигал власти. Все известные революции (независимо от того, какие высокие идеалы выдвигались в качестве лозунгов) происходили по принципу смены власти без отмены насилия, угнетения, социального и классового неравенства. Наиболее ярким примером может служить французская революция 1789-1799 гг., которая, начавшись с низвержения династии Бурбонов, привела к кровавому террору несколько раз менявшейся новой правящей олигархии. Каждая смена власти сопровождалась кровавой расправой над теми, кто стоял у власти перед этим. Еще одним примером служит революция 1917 г. в царской России, приведшая к образованию новой правящей верхушки, сформированной по принципу "кто был ничем — тот станет всем", к кровавому террору и жестокому подавлению любого сопротивления населения. Максим Горький в своем введении к книге Ожегова "Погромы на Украине в 1919 году" писал, что русский крестьянин — раб по своей природе и бесконечно долго может терпеть издевательства, но освободившись и обретя власть, он также бесконечно долго будет издеваться над другими. Следует заметить, что такова общечеловеческая природа, и ее невозможно исправить без непосредственного Б-жественного вмешательства и исхода духовного и физического.

Отрицание рабства

 

Тора отрицает рабство (похищение человека и лишение его свободы наказывается смертной казнью). И хотя это понятие сохраняется в ее законах, оно обретает совершенно иной смысл, нежели тот, который вкладывали в него все народы, начиная с древнейших времен. Еврей может быть продан в рабство по решению суда только в двух случаях: если он уличен в воровстве или если, обеднев, он не может кормить семью. В последнем случае его положение и взаимоотношения с хозяи ном регулировались законами, определяющими права поденного рабочего . Все то время, пока раб-еврей находился в зависимом положении, хозяин был обязан содержать его семью. Раба-еврея нельзя было бить и унижать, через шесть лет он выходил на свободу. Раб-нееврей также обладал большими правами, и его убийство наказывалось смертной казнью. Обязанности хозяина по отношению к нему столь многочисленны (кормить за одним столом со всей семьей, уступить циновку, а самому спать на полу, если не хватает места для двоих, и т.п.), что Талмуд иронически замечает: "Купил раба — обрел господина". Отношение к рабу не должно было определяться его трудоспособностью, возрастом и профессиональными навыками. Раб обладал правом обратиться в суд и отстаивать свои права в судебном порядке.

На фоне высказывания Платона "Раб — это неодушевленный инструмент" еврейский закон представляется несомненным результатом прямого Б-жественного вмешательства, цель которого — уничтожение бесчеловечного обычая и изменение основ человеческой психологии, позволяющих его практиковать. Несмотря на то, что в некоторые исторические периоды значительная часть сынов Израиля пренебрегала многими законами Торы, запрет порабощения человека, безжалостной эксплуатации и унижения его достоинства всегда соблюдался как в Южном, так и в Северном царствах.

Законы, определяющие права раба (как еврея, так и нееврея) сыны Израиля получили на стоянке в Маре еще до дарования Торы, и они сразу же вошли в плоть и кровь народа. И, как следствие, еврейское царство построено руками свободных людей. Для исправления других народов потребовались тысячелетия. Только познакомившись с идеями Торы в начале этой эры (пусть даже в той извращенной трактовке, которая получила распространение благодаря христианству), мир начал медленно сдвигаться в сторону равенства и уважения прав личности. Однако система рабского труда — со всеми ее отвратительными атрибутами — продолжала существовать еще несколько исторических эпох, более того, в пятнадцатом веке начался новый этап порабощения человека: в 1444 г. Португалия начала торговлю африканскими рабами. В 1619 г. первые рабы были выгружены в порту Джейстаун в Вергинии. В 1860 г. численность рабов на американском континенте достигла четырех миллионов. Жестокость обращения с ними (постоянное ношение кандалов, нанесение увечий, изнурительный труд) превосходила всякое воображение. Только в 1926 г. рабство было официально запрещено Лигой Наций, однако в 1951 г. комиссия ООН еще слушала отчет о снижении численности рабов в мире (что свидетельствует о существовании рабства как массового явления в середине 20-го века).

Исход до исхода

 

Для того, чтобы стать свободным, нужно подняться и уйти. Только в исходе есть отрицание рабства как такового и отвращение к нему как к явлению, оскорбляющему человеческое достоинство. Только исход может родить новую культуру, преисполненную любви к человеку и светлых чувств, без которых невозможна любовь к Тв-рцу. Пророк Ирмея’у описывает исход как момент проявления высокой любви: "Я помню о твоей доброте ко Мне в юности твоей, о любви твоей безупречной, как шла ты за Мной по пустыне, по земле незасеянной" (2:2). Исход еврейского народа из среды египтян стал уникальным моментом мировой истории. Упрекая евреев в неумении увидеть действие Б-жественного провидения, Тора спрашивает: "…попыталось ли божество явиться взять себе народ из среды народа…?" (Дварим, 4:34). Иными словами, исход — настолько непостижимое явление, что ни одному народу даже не пришло в голову создать какой-либо миф, основанный на рассказе о перемещении нескольких миллионов людей в другую страну.

Но как бы ни было удивительно само перемещение подневольных людей, внезапно обретших свободу, еще большее удивление вызывает их переход в иное духовное состояние: освобождение не только от государственной машины порабощения и от ненавидящего их населения, но и обретение свободы на глубоком психологическом уровне. Этот переход совершился до того, как сыны Израиля двинулись к границе Египта, и тем более до того, как на третий день пути они прошли через Пи а-херут ("Ворота свободы") и оказались на территории, неподвластной фараону. Принципиальные изменения души евреев претерпели в ночь, предшествовавшую исходу, когда каждому было велено оставаться в своем доме.

Свобода не определяется социальным статусом или экономическим положением . Свобода — определенное состояние души, которое обретается после того, как человек отказывается от мировоззрения и культурного наследия языческого прошлого всего человечества. Вместе с тем, понятие свободы нельзя ограничить только категорией отрицания и разрушения старого — оно предполагает также положительный заряд: обретение духовного потенциала, из которого, как из зерна, произрастут принципиально иной человек и иное общество. Переход от одного духовного состояния к другому — еще большее чудо, чем переход границ Египта. Мидраш, говоря об отделении еврейского народа от египтян, приводит в пример плавильщика, очищающего золото, и пастуха, помогающего скотине при родах: "Так же как плавильщик протягивает свою руку и берет золото из печи и как пастух засовывает руку в утробу скотины и вынимает плод — так вывел Вс-вышний народ из Египта" (Сохар Тов). Все чуждое, проникшее в среду народа за период рабства, похоже на примеси, которые выжигаются огнем. О евреях поколения исхода говорится, что они опустились на 49 ступеней нечистоты. Пятидесятая ступень — последняя, и с нее нет возврата. Поколения, родившиеся в Египте, погрязли в идолопоклонстве, разделяя мировоззрения и представления о жизни своих поработителей. они были связаны с его обычаями и культурой так же, как теленок связан пуповиной с коровой. Но чудо в одно мгновение оборвало эту связь (Ма’арал, Гвурот а-Шем 3): Его рука очистила души в одно мгновение. Изменения, произошедшие с сынами Израиля, подобны рождению нового человека *.

Душа, пораженная рабством и ложными идеями служения идолам, не может воспринять принципа свободы. Как нельзя родить себя самого, так невозможно и найти себя — только Вс-вышний может вернуть человеку человека или, иными словами, освободить его. А все, что делает Сам Вс-вышний, не ограниченный временем и не подверженный изменениям, обладает свойством истинности, вечности, неизменности и неистребимости.

Иногда с помощью зрительных образов можно передать мысль гораздо полнее, чем с помощью словесного рассказа. Этим объясняется раскрытие многим пророкам высоких истин через те или иные пророческие видения. И в этом сила изобразительного искусства. Для того, чтобы полнее осмыслить свободу как переход в новое состояние, воспользуемся образами современного художника Йосефа Розенштейна, создавшего целую серию картин на темы Торы. На одной из них изображен переход через Красное море. Бушующие воды моря изображены очень реалистично. Кажется, что они нависают над головой. Но трудно понять, расступились ли они перед народом или народ прошел через них. Переход показан как выход в другую пространственную плоскость.

На этом же полотне изображена гибель египтян, погнавшихся на колесницах за своими бывшими рабами. Но, рванувшись в море вслед за уходящими сынами Израиля, они не поняли, что плоскость, в которой передвигаются евреи, — не обычное пространство. Разогнавшись, они влетают в эту плоскость, но, будучи не в силах удержаться в ней, в процессе дальнейшего движения оказываются выброшенными в реальный мир — в реальные воды, поглощающие их. Таким образом, та действительность, представляющаяся нам абсолютной, оказывается весьма относительной и зависит от людей, от их отношения к окружающему и от способности воспринимать его в свете духовной составляющей мироздания. Освобождение из рабства — проход сквозь стену, которая казалась непроницаемой. Те, кто продолжает верить в неизменность существующего порядка вещей, не могут пробиться через нее. Они порабощены незыблемыми законами природы, которые стали таковыми только потому, что они верят в их неизменность.

Освобождение как разрыв связи с поработителем

 

Один из персонажей поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" — старый и больной крестьянин — выходит па крыльцо и хвастается тем, что у него падагра. Причина его гордости в том, что падагра — "барская болезнь". Нет более уродливых и при этом глубоких симбиотических связей между людьми, чем связь раба и господина. Раб не способен даже помыслить о том, чтобы быть самим собой хоть в чем-то, хоть на одно мгновение, у него не может быть желания выразить себя в душевном порыве, допустить в свое сознание хотя бы одну собственную мысль, предел его мечтаний — быть похожим на господина. Но он не ищет подобия своему хозяину в самом главном: в том, что он свободен (или по крайней мере, представляется своему рабу ни от кого независимым человеком). Он хочет походить на господина внешне: употреблять в своей речи слова, которыми пользуется его поработитель, носить одежду, хотя бы отдаленно напоминающую барскую и, наконец, даже согнуться от боли точно так же, как сгибается барин. Это самое страшное рабство, оно уничтожает зародыш мысли и чувства и обожествляет порабощающую силу.

Отталкиваясь от этого отрицательного примера, можно еще глубже понять идею свободы, раскрывшуюся через исход: для того, чтобы стать свободным, нужно не только освободиться от господина, но и совершить исход. Если бы чудо заключалось в том, что раб в одно мгновение оказался в положении повелителя — он превратился бы в своего бывшего господина, а не в самого себя. Освобождение — как обретения себя — не состоялось бы. Нетрудно доказать, что и господин — по сути своей раб. Поработителем может быть лишь тот, кто принимает идею рабства и несет ее в глубине своей души. Тот факт, что он создал раба, — свидетельство того, что в нем живет идея рабства, ибо всякий способен создать лишь свое подобие и привнести в мир только то, что есть в нем самом. И не подлежит сомнению, что он склонится перед тем, кто стоит над ним и будет подражать ему во всем. Самым ярким примером такой рабской зависимости друг от друга является пирамидальная структура общества в Древнем Египте.

При исходе из Египта свобода еврейского народа выразилась не только в том, что они перестали быть рабами, но и в том, что они не стали господами. Свобода становится для них высшей ценностью и в каком-то смысле самоцелью. Она может быть достигнута только скачком: от одной завершенной и незыблемой системы ценностей к другой, несравнимо более совершенной. Поскольку свобода не измеряется экономическими, социальными или какими-либо другими внешними аспектами, к ней невозможно прийти постепенно. Рабское состояние души полностью отвергает свободу, и каким бы незначительным или частным не был рабский элемент в душе человека, он не позволит даже приблизиться к состоянию свободы, представить себе ее суть или мечтать о ней. Когда старое полностью противоположно новому и не содержит в себе ни одного из его элементов, можно говорить лишь о скачкообразном изменении ситуации или объектов, а не о плавном развитии и трансформации одной формы в другую. Изменения, открывшие ворота свободы, не могли произойти постепенно, эволюционным путем, а лишь путем мгновенного перехода людей в иное состояние. Только чудо, которое происходит вне времени, может решить проблему освобождения, так как свобода находится в иной плоскости бытия, принципиально отличной от рабства. *

Основной фактор, на протяжении всей истории оказывавший влияние на формирование этнических, культурных и языковых групп, — миграция (перемещение больших групп населения с целью поселиться на новом месте). Люди мигрировали с момента возникновения человечества, вытесняемые с привычных мест изменением природных или социальных условий или волной другой миграции. Непроходимые места (например, Гималаи или Сахара) становились естественным препятствием и изменяли направление миграций. В 3-6 веках существенной причиной падения Римской империи стало изменение направления миграции племен центральной Азии из-за возведения великой Китайской стены, предотвратившей проникновение этих племен на восток. Миграция приводила к взаимопроникновению культур, идей, социального устройства общества, физических характеристик людей. В древнем мире первая известная волна миграции из восточной Азии заполнила Шумер и двинулась в Европу и Америку. Примерно за 3000 лет до н.э. начинается миграция народов, говоривших на одном языке, впоследствии ставшем праязыком индоевропейской группы. За 2000 лет до н.э. хитейцы, двигаясь из Европы, входят в Малую Азию через Босфорский пролив. В то же время волна миграции достигает Каспийского моря и поворачивает на юг. Предки современных индусов прошли через Пенджаб в северо-западную часть Индии и продолжали двигаться вдоль берегов Инда и Ганга. В 17 в. до н.э. хитейцы атаковали Вавилон. Через небольшой период времени им на смену пришли касситы и, завоевав ослабленную страну, поселились в ней. В 3 в. до н.э. гуны из Центральной Азии пришли в Китай и на Урал. В 3 в. н.э. начинается миграция монголов. В 5 в. племена варваров наполняют Европу. Миграции народов продолжаются в средние века, и в этот период они в большой степени связаны с возникновением ислама. 13 в. отмечен завоеваниями Чингисхана. Миграции не утихают и в новое время: их причина — индустриальная революция. Они продолжаются и в новейшее время. Последние крупные миграции связаны с мировыми войнами. Эта неполная картина миграций не оставляет сомнения, что сам процесс перемещения народов служит постоянно действующим фактором мировой истории.

На фоне этого движения, похожего на перекатывающиеся волны моря, оставление евреями Египта и завоевание земли Кнаан представляется лишь одним из эпизодов (возможно значительным, но не единственным в своем роде). И, действительно, научный мир определяет исход как начало очень интересной миграции. В такой оценке заключается грубая ошибка. Любая миграция приводит к слиянию народов, формированию новых культур, религий и генотипов. Исход — по своим результатам — прямо противоположен миграции: он создал нацию не как сплав племен, а как " народ, который отдельно живет и среди народов не числится" (Бемидбар, 23:10). Заповедь Торы требует: "По обычаям земли египетской, в которой вы жили, не поступайте и по обычаям земли кнаанской, в которую Я веду вас, не поступайте и по уставам их не ходите" (Ваикра, 1:3-4). Исход стал продолжением дела Авраама, о котором сказано: "Так сказал Б-г Вс-сильный Израиля: "Издревле за рекою жили отцы ваши: Терах — отец Авраама и отец Нахора — и служили чужим богам. И взял Я вашего отца Авраама из-за реки, и провел его по всей земле кнаанской…" Уникальность исхода не только в образовании нации, ставшей носителем совершенно иной идеи,, но и в том, что она не смешалась ни с одним народом. Иными словами, уникальность исхода — в его постоянстве и повторяемости в каждую эпоху, а может быть, и изо дня в день.

Святость как форма свободы

 

Освобождение — как отказ сынов Израиля от всего чужого и раскрытие своей сущностной стороны — становится импульсом, влияние которого постепенно распространяется на все сферы жизни. Вначале он направлен в основном на отрыв от Египта в физическом, культурном и психологическом плане, но в нем изначально уже содержится потенциал будущего развития самобытного народа. Очищение от всего наносного и чуждого и проявление особых, присущих только сынам Израиля свойств души, формирует нацию.

После дарования Торы — кратковременного прорыва бесконечности в материальный мир — еврейский народ сооружает переносной Храм, который становится постоянным соединением конечного мира и бесконечности, конкретной действительности и высокой духовности. Он выполняет роль сердца, постоянно разгоняющего кровь по всему телу. В пустыне сыны Израиля строятся боевым станом вокруг переносного Храма. Их знамена, развивающиеся над каждым лагерем, становятся знаком, указывающим на проявление Б-жественного Присутствия: "И постройте Мне Мишкан и буду прибывать среди вас" (Шмот 25:8)). Соприкосновение очистившейся души с бесконечностью несет ей освобождение: постоянное обновление с помощью энергии неисчерпаемого источника и, как следствие, расширение возможностей человека. Б-жественное Присутствие не исчезает и в те периоды, когда Храм разрушен. Становясь менее явным и открытым, оно продолжает касаться еврейских сердец.

Соприкосновение с бесконечностью раскрывает еще одно особое свойство объектов, которое называется "святость". И оно также становится характерным не только для Храма, но и для народа: "…и вы будете Мне царством священников и народом святым" (Шмот 19:6) — объявляет Вс-вышний.

Святость и свобода — очень близкие понятия. В умении вырваться из привычных представлений о мире, сформировавшихся на основе опыта столкновения с материальными формами, и изменить естественный порядок вещей, навязанный силами природы, заключено сочетание свободы и святости. При этом свобода проявляется как отрыв от всего чуждого, а святость — как придание окружающей действительности свойств высокой духовности.

Каждое из двенадцати колен сынов Израиля, подобно особому каналу, служит проводником одной из составляющих Б-жественной духовности. Что может быть более полным раскрытием освобожденной души, чем распространение в мире ее сил?! Во внутреннем круге стоят семейства колена Леви, на которых возложено служение в переносном Храме и переноска его частей во время переходов по пустыне. Внешний круг составляют двенадцать колен, задача которых — раскрыть с помощью особого свойства своей души силу, способную преобразовать мир. Так, лев на стяге колена Йе’уды означает способность привнести в мир Б-жественный свет (слово "лев" — арье — можно разбить на ор — "свет" и буквы йод и ‘эй, составляющие имя Вс-вышнего). Осел на стяге Иссахара символизирует способность возвысить материльные силы и превратить их в духовный потенциал (хамор — "осел", хомер — "материя"). Бык на стяге Менаше обозначает стремление души исполнять Б-жественные повеления, даже если они непонятны (бык знает своего хозяина и, подчиняясь ему, прокладывает прямую борозду).

Только постоянное соприкосновение с бесконечностью может поддерживать пламя свободы, не давая ему угаснуть. В противном случае, вся национальная деятельность приведет лишь к созданию жестких рамок: определенной мировоззренческой системы, социального строя, военно-политического аппарата. Эти рамки становятся причиной гибели нации. Окружающий мир меняется в целом, а старые жесткие формации, созданные конкретным народом, — нет. Это приводит к их отмиранию и образованию новых, более соответствующих развитию окружающего мира, форм. Сочетание неограниченного потенциала и жесткой структуры, отличающее еврейский народ, позволяет ему сохранить себя и остаться свободным и независимым при любых условиях: с одной стороны, сохраняя свою самобытность, а с другой — активно влияя на мир и определяя пути его развития.