dayenu1

Пасхальная агада: Время, когда задают вопрос

March 16, 2004 Автор: рав Зеев Мешков - No Comments

\

 

"Если человек сидит в кругу семьи — пусть спросит ребенок. Если он проводит седер с женой — пусть спросит жена. А если он за столом один — пусть сам задаст вопрос".

Если не прозвучит глас вопрошающий, нельзя будет исполнить важнейшую заповедь праздника — рассказать об исходе из Египта.

Но о чем же спрашивать? Ведь когда ничего не знаешь, то и спросить вроде бы нечего…

Если указать рукой на стол и спросить: "Что это?" — достаточно такого вопроса, чтобы рассказ о выходе из Египта стал исполнением заповеди?

Вполне и вполне.

Ответ будет простым и конкретным: "Это стол. И сегодня мы сидим за ним, потому что 3 300 лет назад Вс-вышний вывел еврейский народ из Египта. А если бы не вывел, то не могли бы мы сидеть за этим столом как свободные люди — и все наши предки, и мы сами, и дети наши были бы вечными рабами у фараона в Египте. А потому и мы, и дети наши, и дети детей наших обязаны рассказывать в эту ночь об исходе, а каждую ночь и каждое утро напоминать себе о нем хотя бы несколькими словами из Торы: "Я Б-г Вс-сильный ваш, Который вывел вас из Египта, чтобы быть вам Вс-сильным".

А если бы кто-нибудь, указав рукой на окно, спросил: "Что это там такое светится?" — то любой понимающий человек ответил бы так: "Это звезды и луна, которые светят только потому, что Вс-вышний 3 300 лет назад вывел наш народ из Египта. А если бы не вывел нас Пресвятой, благословен Он, из Египта, то эти небесные тела не светили бы ни нам, ни всему остальному миру, потому что зачем нужна вселенная, в истории которой нет выхода из Египта? Ведь если бы не исход, люди не знали бы, что есть Тв-рец".

Вопрос может быть любым: длинным или коротким, уместным или не по делу — ответ всегда будет один: "Все это существует, потому что есть Б-г, и человечество убедилось в этом только тогда, когда на Египет обрушились десять казней, евреи перешли через море, а египтяне утонули в нем".

К тому времени, когда евреи стали рабами в Египте, все уже забыли о том, что мир сотворен, и думали, что материя вечна и все, способное вращаться, вертится само собой. (Может быть, некоторые народы и не забыли о том, что Кто-то их сотворил, но они считали, что Вс-вышний давно оставил мир и больше не интересуется им. ) Фараон просто сказал: "Кто Такой Б-г, не знаю". Он искал имя Тв-рца в книге божеств, где записаны покровители всех народов, и не нашел. Тогда Моше сказал ему: "Зачем ты ищешь имя Б-га Живого там, где записаны мертвые идолы?"

И вот – когда забыли люди о Тв-рце и не хотели знать Его – Вс-вышний на их глазах разрушил весь мир и сотворил его заново. Если бы он сделал это одним ударом, то не осталось бы ничего. Но Пресвятой, благословен Он, не стал уничтожать все сущее, а каждый раз превращал одну из десяти сил, поддерживающих существование мира, в ее противоположность, а потом возвращал ей прежние свойства. Каждое из десяти речений, которыми однажды был сотворен (и с тех пор постоянно творится) мир, замолкало, а потом начинало звучать вновь. Люди стали свидетелями творения — возобновления звучания каждого из десяти речений. И все знают теперь, что мы сами и все окружающее нас — все это сотворено. А если творение не будет знать, что есть Тв-рец, то зачем же было творить его? Если бы исход не был историческим фактом, то не было бы истории.

Все, что сотворено, постоянно, не замолкая ни на мгновенье, повествует о своем С-здателе. В пасхальную же ночь в материальном мире проявляется особенно сильное стремление рассказать о Тв-рце. Так же, как в субботу неуловимый, непознаваемый свет пробивается сквозь толщу материи, поднимая все материальное до ступени духовного, в Песах рождается свет, идущий из глубин материи. Поэтому в Торе Песах назван шабат. Человек чувствует, что нечто скрывается за материальным, и задает вопрос: "Что это?" Но постепенно он начинает понимать, что спросить надо было бы по-другому: "Кто это? Кто скрывается за всем этим?"

Связь

 

Псалом, воспевающий Вс-вышнего, выведшего дом Яакова из Египта, построен как диалог человека с природой, которая вдруг начинает рассказывать о Тв-рце. Человек спрашивает: "Что тебе, море, что ты отступило, что тебе, Ярден, что ты повернул вспять, что вам, горы, что вы заплясали как олени, высоты – как молодняк?" А море, река, горы и высоты отвечают ему: "Перед лицом Господина всей земли, перед лицом Б-га Яакова, который превращает скалу в озеро, кремень – в источник вод". Так неживое рассказывает о Живом, через скрытое человек постигает раскрытие Присутствия Тв-рца.

Песах – время вопроса. Спрашивай и получишь ответ. Но человеку нечувствительному, не воспринимающему весь мир вокруг себя как нечто говорящее, ничего нельзя рассказать, ибо спящая душа не услышит. Поэтому закон требует, чтобы был задан хоть какой нибудь вопрос, т.к. если рассказ об Исходе не станет ответом на вопрос, заповедь будет считаться невыполненной.

Адмор а-Закен рассказывал о своем учителе, Магиде из Межерич, что каждое утро с первыми лучами солнца тот выходил к пруду, чтобы послушать кваканье лягушек. Кому-то это покажется смешным. Но тот, кто представляет себе величие Магида, сразу поймет, что этот праведник шел перед утренней молитвой послушать песнь, которую поют творения Создателю вселенной. Если беспорядочные звуки начинающегося будничного дня складывались для него в симфонию, то неужели нам даже в тишине пасхальной ночи не удастся услышать хвалебную песнь Б-гу Живому, постоянно произносимую животными, растениями и всеми неодушевленными предметами? Неужели от ощущения Его близости у нас не родится сильнейшее желание спрашивать и спрашивать без конца: "Кто сотворил все это?" Неужели в эту ночь весь мир не станет для нас рассказом, в котором мы найдем ответ на этот вопрос?

Кидуш – рахац – карпас

Благословение Вс-вышнему, сотворившему плод виноградный,

Благословение Вс-вышнему, избравшему народ Израиля и освятившему времена.

Омовение рук. Еда зелени

 

Для того, чтобы ребенок спросил что-нибудь сам, без подсказки родителей, в начале праздничной трапезы принято делать "странные" вещи. После благословения Вс-вышнему, сотворившему плод виноградный, и благословения Вс-вышнему, освятившему народ Израиля и выделившему особые времена, когда даются человеку новые духовные силы, выпивают первый из четырех бокалов пасхального вечера. Затем хозяин дома, омыв руки и не произнеся благословения "…освятивший нас Своими заповедями и повелевший омывать руки", берет зелень или что-либо из овощей и, перед тем, как съесть, обмакивает два раза в соленую воду, и произносит: "Благословен Б-г Вс-сильный наш, творящий плод земли". И тут ни один ребенок не выдержит. Ведь руки всегда омывают перед едой хлеба, а овощи едят без омовения рук… Только мама всегда требует, чтобы руки были чистые… И при чем здесь соленая вода? И почему обмакивают два раза?

Будем считать, что ребенок задал один из этих вопросов. Но мы не ответим ему сейчас. Мы начнем издалека, и только после того, как достанем мацу.

Вне всякого сомнения, трапезу начинают с плода земли не только для того, чтобы вызвать вопрос ребенка. Каждое из четырнадцати действий, которые предписано произвести за столом в пасхальный вечер, является символом одной из ступеней освобождения души от всего грубого и ограниченного , и, совершая их, мы должны знать, "что творим", иначе — в значительной степени — утрачивается смысл исполняемой нами заповеди. Еврей, сидя за пасхальным столом, призван заложить основы для исправления последствий всех грехов, начиная с преступления первого человека, чтобы освободиться от "старого и глупого" поработителя, который живет внутри каждого, – от дурного желания.

Мидраш рассказывает, что евреи "выросли из земли": брошенных в Нил младенцев воды выносили на берег, трава покрывала их. Они все время оставались под зеленым покровом, а когда подрастали – приходили домой. Недаром в пасхальном рассказе приводятся строки из книги пророка Йехезкеля, образно описывающие еврейский народ как растущую и набирающую силы девушку, похожую на пробивающуюся из-под земли весеннюю зелень: "Сделал тебя многочисленной, как зелень полевая, и умножилась ты, и выросла, и пришла…" Зелень… В месяце Нисан рождаются души, произрастающие из земли, как сказано: "Пусть выпустит земля душу живую…" Часть души человека всегда приходит снизу, а часть — сверху: "И вдохнул [ Вс-вышний] в его ноздри дыхание живое, и стал человек душою живою".

Сверху новые духовные силы для каждого еврея спускаются в осенние праздники, а снизу, из-под земли, из самой материи, духовность произрастает в Песах.

Песах – время сбора урожая, время, когда следует поднять из глубин материи духовный потенциал. Грех Адама привел к скрытию духовности: часть прекрасного потенциала, заложенного в человеке, стала неживой, неговорящей природой, превратившись в камни и прах земной. Адаму не было дано вернуть себе эти жизненные силы. Земля не давала ему урожая, чтобы он мог вобрать в себя и снова сделать своей частью утраченные духовные силы, скрывшиеся в глубине неживой материи. Что бы Адам ни сеял вырастали только колючки и тернии. В период праздника Песах человек должен извлечь из глубин материи духовный потенциал, подобно тому, как достают из земли съедобный плод. Этим будет исправлен грех первого человека.

Соленая вода на праздничном столе

 

Ну хорошо, а соленая вода?

Соленая вода намекает на исправление греха Сдома и Аморы, погребенных под водами Соленого моря. При чем здесь Сдом и Амора? Мы обязаны это знать, дважды обмакивая зелень или овощ в соленую воду.

Три основных преступления уводят человека от Вс-вышнего

 

Первое – неумение владеть своими чувствами. В этом случае грех человека коренится в нем самом. Его внутренние силы, прекрасный потенциал, дарованный для восприятия духовных миров, где преобладает желание любить другого и стремление дарить ему радость бытия, превращаются в потребность поглощать, свойственную ненасытному хищнику, который передвигается в материальном мире, не зная духовности. Неумение использовать свой чувственный мир для того, чтобы войти в духовные сферы, где радуются, когда дают, – преступление против самого себя, разрушение себя и окружающего мира. Это преступление поколения потопа.

Второе – это преступление против Вс-вышнего. Человек в какой-то момент решает, что он хозяин мироздания. К этому выводу приводят его самые разные логические построения. Например, человек решает, что Вс-вышний, сотворив мир, породил ряд ограничений, которые распространяются (не дай Б-г ) и на Него Самого. А если Вс-вышний (не дай Б-г) ограничен хоть в чем-то, то можно вести с Ним борьбу и добиться господства в мире. Или человек представляет себе, что Вс-вышний полностью отстранен от мира: Он настолько велик, что мир для Него ничтожно мал, и Он никогда не вмешивается в его дела, оставив власть и могущество в руках человека. Или, возгордившись, человек представляет себе, что есть две власти. Одна черпает свои силы с Небес, а другая, отданная ему в руки, черпает силы от той искры, которая скрыта в нем самом. Преступление человека, стремящегося добиться власти в мире, – преступление поколения Вавилонской башни.

И наконец, третье – это преступление человека против своего ближнего. Самое сильное выражение оно находит в извращении суда. За всю историю человечества никто так не извращал суд, как люди Сдомской долины, сделавшие обязательными наказание обиженного и вознаграждение обидчика, запрет оказывать милость пришельцу и жестокую расправу над нарушившим этот запрет.

Те египтяне, которые по приказу Йосефа сделали обрезание и проживали отдельно в специально отведенных для них городах, а потом совершили исход вместе с домом Яакова и стали частью еврейского народа, вобрали в себя души живших до потопа, души месивших глину для кирпичей Вавилонской башни, а также души погибших в перевернувшейся Сдомской долине. Их судьба – судьба людей, унаследовавших все мировые проблемы, чтобы в дальнейшем решить их. Награда, приготовленная для них, велика. Йосеф, а затем и Яаков вместе со всей семьей были приведены в Египет, чтобы найти эти души, собрать их, как урожай, и вывести из темноты. Исправление началось с наказаний, постигших как тех египтян, что были выделены Йосефом и жили в отдельных городах по особым законам, так и потомков Яакова, которые вместо того, чтобы извлекать искры из глубины материи, сами начали погрязать в грехах Египта.

Когда евреи не справляются со своим предназначением и не помогают духовному росту собранных Йосефом и и отделенных от египтян драгоценных душ, история становится механизмом, осуществляющим наказание по принципу "мера за меру": детей бросают в реку, как будто эти дети – люди, жившие до потопа и обреченные Вс-вышним на уничтожение водой. Фараон, превратив в рабов как египтян, выделенных Йосефом, так и потомков дома Яакова, исповедующих чуждую для него религию, заставляет их месить глину и делать кирпичи, как будто вновь началось строительство Вавилонской башни. Рабство становится особенно тяжелым и унизительным из-за того, что угнетатели извращают законы только для того, чтобы мучить рабов, подобно тому, как правители Сдомской долины издевались над честными людьми. Если мы вспоминаем об этом за праздничным столом еще до начала рассказа о свободе, взяв в руки плод земли, дважды погрузив его в соленую воду и вынув из нее, мы начинаем очищать свою душу от последствий трех совершенных нами на протяжении жизни преступлений: против себя, против Вс-вышнего и против своих ближних. Только тот, кто начал освобождать себя, может понять рассказ о свободе.

Яхац – разломи

[среднюю из трех мацот, приготовленных для седера]

После еды зелени разламывают среднюю из трех пластин мацы, поднимают блюдо с мацой и произносят: "Вот хлеб нашей бедности…" Эти слова говорят на арамейском, чтобы подчеркнуть, что приглашение относится только ко времени, когда еврейский народ в изгнании, не все еще вернулись на свою землю, нет царя, нет былого величия и не построен Храм.

Приглашение? Да! Эти слова обращены ко всем, кто хочет присоединиться к еврейскому народу, приняв гиюр. Всякий, кто хочет, всякий, кто нуждается, приходите отведать горький хлеб нашей бедности. Но, когда встанет могучий еврейский царь и наступят времена, похожие на времена царя Шломо и еще более великие, – тогда никто не будет принимать тех, кто пришел жить вместе с избранным народом, и не будет делать все необходимое, чтобы они прошли гиюр. Тот, кто не служил Вс-вышнему, когда был беден и гоним, не может служить ему во времена благополучия и богатства.

Зачем же разламывают среднюю мацу? С одной стороны, Песах – это праздник и нужно два целых хлеба* (маца также называется "хлеб"). С другой стороны, хлеб должен быть хлебом бедности, а хлеб бедного редко бывает целым, потому что бедный не съедает все за один день: он отламывает кусок и откладывает оставшееся на завтра. Большую часть разломанной мацы прячут, чтобы детям было, чем заняться, а меньшую – возвращают на место. Этот обычай указывает на то, что празднуя освобождения, дарованные нам в прошлом, мы ждем будущего освобождения, еще более великого, чем исход из Египта. Этим мы похожи на бедных – мы живы тем, что у нас припрятано на будущее.

Зачем нужно показывать всем мацу, прежде чем начнется основной рассказ об исходе из Египта? Пусть бы она так и лежала на столе, накрытая красивой салфеткой, пока не придет время омыть руки и съесть ее. Но нет, мацу открывают в начале повествования, и все то время, пока звучит рассказ, она должна быть видна. Ее прикрывают всякий раз, когда поднимают бокал вина и произносят благословение Вс-вышнему, сотворившему плод виноградный, и тут же вновь открывают, чтобы продолжить повествовагие об исходе. Маца – свидетельство рождения особой еврейской души, вместившей в себя бесконечность, как капля воды вмещает в себя целый мир. Но все наши праздники – это не только память о прошлом, но и продолжение процессов, когда-то начатых Вс-вышним. Душа, родившаяся в Египте, получает все новые и новые силы, выходит на новый духовный уровень, и ее обновление из года в год похоже на продолжающееся рождение.

15-го числа месяца нисан Вс-вышний спустился в Египет и прошел по нему, и свет, родившийся из темноты, стал для одних гибелью, а для других – рождением души и мгновенно последовавшим освобождением из рабства. Свобода не заставила себя ждать, так как окружающий человека мир представляет собой отображение духовных процессов, и освобождение от поработителей и притеснителей происходит в тот момент, когда – благодаря родившемуся в пасхальный вечер чудесному свету – душа поднимается выше всего материального и ограниченного. Если души нет души, ничего невозможно понять, а если она существует – то все постепенно проясняется. Ведь понимание рождается при сравнении того, что есть внутри у человека, с тем, что находится вне его. Тот, кто хочет постичь бесконечность, должен умудриться вместить ее в себя.

Поэтому рассказ ведут только тогда, когда на столе находится ничем не прикрытая маца. Ведь маца – это свидетельство рождения нашей души 3 300 лет назад и ее обновления сегодня, в пасхальный вечер. Маца сделана из зерен, вызревших на стеблях, пробившихся из глубин земли, но вкус у нее такой же, как у мана, выпадавшего на протяжении сорока лет блуждания по пустыне. Да, да, все хорошо знают, что в ту страшную для египтян ночь, когда умирали первенцы, фараон приказал евреям немедленно оставить пределы Египта и у наших предков не было времени на сборы. Те, кто начал замешивать хлеб, положили его в кадушки и понесли на плечах. Но тесто не поднялось в дороге. Потому, что исход был процессом вневременным. Бехипазон ("с поспешностью") вывел Вс-вышний Свой народ из страны рабства. А что бывает, когда Вс-вышний спешит? Он обгоняет время. Те, кто последовал за Ним, Благословен Он, обрели душу, уходящую корнями в вечное. Маца из неподнявшегося теста – свидетельство рождения вневременной души. Маца – душа твоя – содержит ответ на все вопросы, и нужно, чтобы она была видна все то время, пока рассказчик отвечает на заданный впорос. Поэтому Мидраш называет мацу лехем ашер оним алав арбе – "хлеб, при помощи которого можно ответить на многие вопросы".

Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей?

 

И вот ребенок, которому обещали ответить на вопрос, почему начали трапезу с горькой зелени, не выдерживает и снова спрашивает: "Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей, что во все остальные ночи мы едим хамец и мацу, а в эту ночь только мацу? Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей, что во все остальные ночи мы едим всякую зелень, а в эту ночь только горькую? Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей, что во все остальные ночи мы не обмакиваем зелень в соленую воду, а в эту ночь обмакиваем два раза? Чем отличается эта ночь от всех остальных ночей, что во все остальные ночи мы не сидим облокотившись и не возлежим возле стола, а в эту ночь мы ведем себя так?"

Мы едим мацу в эту ночь потому, что она – свидетельство рождения бесконечной души в мире конечных величин. Это само по себе является самым большим чудом и освобождает человека от ограничений, которые всегда налагают на него время и пространство. Слово "еврей" образовано от слова иври ("перешедший" ). Великий Ма’арал делает из этого следующий вывод: "Кто такой еврей? Еврей – это тот, кто может перейти через море". Еврей – это человек, который несет в своей душе потенциал преодоления любых ограничений. Бесконечное не подвластно времени, оно рождается на стыке двух мгновений, когда одно уже закончилось, а другое еще не началось. Маца – символ вневременного действия, а хамец – символ природных сил, постепенно преобразующих форму, но не создающих ничего духовного.

Горькую зелень мы едим потому, что рождение всегда происходит в муках. Начало всегда сопряжено с трудностями – Духовность, приходящая в мир, начинает раздвигать рамки материального. А это больно, когда ломается старое и привычное. Говорят, что легкого начала не бывает, а в том, что дается легко, нет ничего нового.

Мы начинаем трапезу с обмакивания плода земли в соленую воду потому, что мы призваны исправить весь мир и те грехи, которые были до потопа и после потопа – вплоть до наших дней. Для этого нужна чистая душа. Так пусть же она появится у нас сегодня!

А облокотившись мы сидим, чтобы подчеркнуть, что мы теперь – свободные люди, потому что добавление духовности дает свободу.

Рабами были мы в земле египетской… и поэтому заповедь у нас рассказывать…

Разве можно рассказать о Бесконечном? А Он, Пресвятой Благословенный, в эту ночь где-то рядом. Все вокруг отражает Его Присутствие, и человек что-то слышит в тишине ночи и что-то улавливает в мерцании звезд, но не знает точно что и не может понять, чем эта ночь отличается от других ночей. Но ему хочется говорить и говорить, рассказывать о Том, Кто отделен от мира, но весь мир сделал рассказом о Себе Самом.

Мудрецы

 

Сказал Рабби Элазар бен Азария: "Вот я выгляжу семидесятилетним, но не удостоился узнать, из каких строк Торы выводится закон о том, что необходимо упоминать о выходе из Египта каждую ночь, пока не разъяснил мне Бен Зома: "Ведь сказано: "…чтобы ты помнил день твоего выхода из земли египетской все дни жизни твоей". Слова "дни жизни" указывают на то, что о выходе из Египта следует вспоминать в дневное время, а слово "все" (дни жизни твоей ) следует понимать, как указание на то, что существует обязанность вспоминать о выходе из Египта и в ночное время". В самом деле, если "дни" – это дни, то "все дни" – это что-то большее, а именно: дни и ночи.

Мудрецы иначе выводили закон из этого отрывка Торы. Они говорили: "Слова "дни жизни твоей" указывают на обязанность упоминать о выходе из Египта днем, а слово "все" ( дни жизни твоей) появилось для того, чтобы распространить действие этой заповеди и на то время, когда придет Машиах". "Дни" – это обычные дни, а "все дни" – это и обычные дни, и те дни, которые наступят с приходом Машиаха.

Неужели Мудрецов беспокоило только формальное понимание текста Торы? Конечно же нет. За этими словами скрыт спор о предназначении человека в мире. Должен ли еврей терпеливо ждать будущего избавления, возвращения народа из изгнания, восстановления Храма и появления еврейского царя или каждый обязан действовать, приближая будущее?

Бен Зома, отвергая даже мысль о том, что об Исходе будут вспоминать во времена Машиаха, хотел сказать: "Приход Машиаха будет столь чудесным явлением, что затмит собой выход из Египта. Грядущее – выше понимания, оно в сокровищнице у Вс-вышнего, и даже Яаков не смог приоткрыть своим сыновьям конец времен и свет начала новой эры. Поэтому, когда мы вспоминаем об Исходе, как нам предписано законом Торы, не следует мечтать о непостижимом свете, который хранится у Вс-вышнего". Слова "все дни" Бен Зома относит только к нашему времени, исключая эпоху Машиаха, когда люди, став свидетелями сильнейших чудес, начнут прославлять Вс-вышнего, избавившего евреев от всех народов и собравшего Своих сыновей со всех концов земли. Заповедь упоминать о выходе из Египта станет второстепенной. "В наше время, – говорит Бен Зома, – гораздо важнее упоминать о выходе из Египта вечером, потому что свет будущего освобождения еще не раскрылся и наше время, озаренное только светом Исхода, но не потоками лучей будущего времени, похоже на темную ночь".

Мудрецы же считали, что освобождение из Египта раскрыло свет будущего освобождения. Они утверждали, что время Машиаха явится продолжением Исхода из Египта и будет отличаться от нашего времени только тем, что еврейский народ станет полностью свободным. Поэтому Мудрецы из слов "все дни" выводят не обязанность упоминать о выходе из Египта ночью, а повеление вспоминать о выходе из Египта и в эпоху Машиаха, которая завершит освобождение, начавшееся в Египте. По их мнению, заповедь вспоминать о выходе из Египта днем более существенная: ведь наши дни похожи на время перед восходом.

Рабби Элазар бен Азария спорил с Рабби Акивой о том же самом. "Основное освобождение было ночью", – утверждал Рабби Элазар бен Азария, когда умерли первенцы, а испуганные египтяне торопили сынов Израиля, чтобы те оставили разоренную страну. "Основное освобождение было утром", – утверждал Рабби Акива, когда евреи тронулись в путь с гордо поднятой головой. Рабби Элазар бен Азария утверждал, что евреям не было дано осознать, что произошло в ночь освобождения и они совершили Исход как во сне. Рабби Акива считал, что освобождение из Египта было похоже на освобождение наяву, а не во сне. Евреи осознавали, что цель Исхода – раскрыть Присутствие Вс-вышнего во всем мире. Рабби Акива отличался тем, что он умел видеть светлое будущее в самые тяжелые моменты. Для него свет Машиаха и свет будущего Третьего Храма был реальностью. Он считал, что упоминание о выходе из Египта в наше время – это не воспоминание о прошлом, а ожидание будущего, свет которого уже начал проявляться. По его мнению, заповедь вспоминать о выходе из Египта должна исполняться прежде всего днем, так как освобождение было явным и осознанным. Обязанность помнить об этом событии ночью является второстепенной. Многие другие Мудрецы разделяли его мнение. А Раби Элазар бен Азария считал, что заповедь вспоминать о выходе из Египта ночью – гораздо важнее так как освобождение состоялось ночью и не было осознано людьми. Свет свободы по настоящему раскроится только во времена Машиаха.

Так стучится ли будущее время в двери и о нем стоит говорить и стараться приблизить его или будущее избавление непостижимо и оно полностью в руках Вс-вышнего?

Этот спор продолжается до сих пор… А между тем будущее приближается, и кто знает, может быть, в этом году, когда мы в конце пасхального седера откроем дверь, на пороге будет стоять Элия’у а-Нави!

Четыре сына

 

Мудрый

 

Разъясни мудрому сыну, что после пасхальной жертвы нельзя ничего есть. Память о ее вкусе должна сохраниться на весь год. Тому, кто прилежно учиться, полезно иногда осознать, что не все постигается головой. Человек не поймет, пока не попробует. Это правило хорошо для материальных вещей, а разве можно попробовать духовный мир ? Во времена Храма каждый вошедший в его пределы физически ощущал Присутствие Вс-вышнего. В те времена не было и не могло быть атеистов. Царь Давид сказал: "Попробуйте – и вы убедитесь, что Вс-вышний – благо". Раскрытие Присутствия Вс-вышнего с такой ясностью, что оно воспринимается даже органами чувств, несет человеку благо. Умный сын, умный сын, этого тебе не хватает: если бы ты мог попробовать пасхальную жертву, ты бы не задавал так много вопросов… "После пасхальной жертвы ничего не едят". Поймет ли мудрый сын намек, содержащийся в этих словах?

Злодей

 

Барух а-Шем, что он пришел на седер и спрашивает. Значит еще есть надежда. Но если он думает, что его будут гладить по голове, он глубоко ошибается, ведь сказано: "Притупи ему зубы".

Простак

 

Он спрашивает: "Что это?" Он обращает внимание только на происходящие события, у него еще не родилось ощущение, что за всем, что происходит, можно увидеть руку Тв-рца. Если бы он спросил: "Кто это?" – было бы легче объяснить ему самое главное.

Тот, кто не умеет спросить

 

Даже с ним начни говорить, хотя надежды очень мало: ведь Песах – это время вопроса, а у него даже в этот день не нашлось, что спросить.

Благословен Вс-вышний, рассчитавший конец

 

Каждой букве поставлено в соответствие определенное число. Сумма числовых значений букв, входящих в слово, называется гематрией. Гематрия слова кец ("конец" ) 190: коф – 100 и цади – 90.

Авра’аму было предсказано, что его потомки будут находиться в рабстве 400 лет: "…ибо пришельцами будет в земле не своей твое потомство 400 лет…" По милости Своей Вс-вышний начал отсчет лет от рождения Ицхака. Ицхак был потомством Авра’ама, и земли своей у него не было. То же самое можно сказать и про Яакова, и про его детей.

Итак евреи вышли из Египта ровно через 400 лет после рождения Ицхака, пробыв там фактически 210 лет (настоящее рабство продолжалось 86 лет). Если из 400 вычесть 190 (гематрия слова "конец"), то останется 210. Так вот, что значит "Вс-вышний рассчитал конец" – Он вычел годы рабства. Пресвятой, Благословен Он, сделал это потому, что евреи не выдержали испытания. Они начали опускаться вниз по лестнице духовной нечистоты и скверны, еще одно мгновение – и выводить было бы некого. Вс-вышний с поспешностью вывел народ из дома рабства, спасая в последнюю секунду. Но духовная работа все равно должна быть доделана для того, чтобы наступил конец этого времени и началось будущее время. Эта духовная работа, не завершенная в Египте, растянулась на долгие годы. 1900 лет? А может быть больше? Как высчитать прихода Машиаха? Остается только гадать. Яаков хотел открыть своим детям, когда придет Машиах и не смог – от него самого это было скрыто. Но будем ждать и верить. Песах – время освобождения. Будем надеяться, что на этот раз освобождение станет полным.